Маулен УТЕГУЛОВ: К сожалению, многие имеют практически нулевые знания о накопительной пенсионной системе и ЕНПФ - Караван
  • $ 486.44
  • 534.31
+23 °C
Алматы
2024 Год
9 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Маулен УТЕГУЛОВ: К сожалению, многие имеют практически нулевые знания о накопительной пенсионной системе и ЕНПФ

Маулен УТЕГУЛОВ: К сожалению, многие имеют практически нулевые знания о накопительной пенсионной системе и ЕНПФ

Пенсионное обеспечение – один из самых чувствительных вопросов, волнующий каждого казахстанца.

  • 11 Октября 2019
  • 24907
Фото - Caravan.kz

О том, как сделать старость счастливой и обеспеченной, мы поговорили с управляющим директором ЕНПФ Мауленом Утегуловым.

– В последнее время вокруг расходов ЕНПФ развернулись настоящие баталии. Как фонд воспринял это?

– Мы расцениваем это как отличную возможность для того, чтобы привлечь внимание казахстанцев к проблемам пенсионной системы, а общественный резонанс, который вызвал в Сети последний вброс информации, – не что иное, как свидетельство роста уровня финансовой грамотности населения, к которой мы стремимся. Собственно говоря, те 277 миллионов тенге, которые обсуждаются казахстанцами, и есть расходы на информационно-разъяснительную работу.

– Вы имеете в виду расходы на рекламу? Да, эти цифры шокировали многих.

– На самом деле это расходы не на рекламу, а на информационно-разъяснительную работу, которую ЕНПФ проводит не первый год. Увы, многие наши соотечественники имеют практически нулевые знания о накопительной пенсионной системе, и ЕНПФ, как никто другой, заинтересован в том, чтобы ситуация изменилась. И она, пусть медленнее, чем хотелось бы, меняется.

Раньше многие вкладчики вообще не интересовались своими пенсионными накоплениями, часто воспринимая обязательные пенсионные взносы как некий дополнительный налог.

В начале 2000-х годов были случаи, когда вкладчики не помнили, в каких частных пенсионных фондах хранятся их деньги. Наблюдающийся сегодня всплеск интереса к деятельности ЕНПФ не в последнюю очередь связан именно с тем, что казахстанцы озаботились судьбой своих пенсионных накоплений, а это значит, что меры, направленные ЕНПФ на информационно-разъяснительную работу, достигают своей цели, а финансовые средства расходуются эффективно.

Что касается информационной работы, то благодаря усилиям ЕНПФ каждый казахстанец, не выходя из дома, имеет возможность получить выписку о состоянии своих пенсионных накоплений, ознакомиться с финансовыми результатами деятельности и инвестиционным портфелем ЕНПФ, изучить годовые отчеты и планы государственных закупок фонда. Все эти данные размещены на сайте ЕНПФ.

– А как вы можете прокомментировать объемы закупа туалетной бумаги и цены на ежедневники?

– Здесь расчеты тех, кто считает эти объемы чрезмерными, попросту некорректны, поскольку они проводят их, исходя из своего предположения о численности центрального аппарата ЕНПФ в 100 человек, тогда как штат сотрудников головного офиса составляет 434 единицы. Также к нам приходят посетители: клиенты, поставщики товаров и работ и иные посетители. Плановый объем закупки составлял 24 тысячи рулонов в год. Он формировался также с небольшим запасом до следующих закупок, в случае если конкурсные процедуры в начале следующего года по каким-либо причинам не состоятся. Если разделить годовой объем на 12 месяцев, получаем 2 000 рулонов в месяц, разделив это количество только на численность работников (даже без учета посетителей), получаем максимум 4,6 рулона на одного человека в месяц, а с учетом посетителей – и того меньше, что нормально для домохозяйств. Деньги ваши, ролики наши: для чего Единый накопительный пенсионный фонд тратит на рекламу сотни миллионов

Относительно ежедневников я также не согласен с обвинениями о том, что цены на них были завышены. Речь шла о брендированных ежедневниках с соответствующей технической спецификацией. Кроме того, фактическая цена, по которой ежедневники были закуплены, ниже, и она соответствует рыночным ценам. Все протоколы закупок размещены на нашем сайте, желающие могут ознакомиться с ними.

– Однако критика в адрес фонда упала на благодатную почву. Многие казахстанцы убеждены в том, что при выходе на пенсию они получат лишь дырку от бублика.

– Мнение казахстанцев о том, что их пенсионные накопления куда-то исчезли, неверно. По Закону “О пенсионном обеспечении” государство гарантирует их сохранность. Одним из механизмов обеспечения гарантии является обязательство государства при выходе вкладчика на пенсию выплатить недостающую разницу, в случае если накопленный инвестиционный доход по его накоплениям окажется меньше, чем накопленная инфляция за этот же период. Также дополнительной гарантией является законодательная норма, согласно которой всеми пенсионными активами управляет Национальный банк РК.

Возможно, не все наши вкладчики знают об этом, и потому определенный негатив со стороны части вкладчиков имеет место, кроме того, проблемы пенсионной системы – это зеркальное отражение проблем нашей экономики в целом, и ЕНПФ не в силах самостоятельно решить их.

– Почему же именно сейчас эта тема вошла в топ самых обсуждаемых?

– Причины могут быть разными. По одной версии – из-за доступа к финансовым ресурсам. Сейчас обсуждается Концепция по внесению изменений в законодательство по вопросам пенсионного обеспечения, в рамках которой предполагается передача части пенсионных активов ЕНПФ под управление частным управляющим компаниям. Так вот, основная дискуссия связана именно с тем, какие объемы пенсионных накоплений будут переданы в частное управление. Государство, проявляя социальную ответственность, не допустит, чтобы казахстанцы в случае неудачного управления этими компаниями потеряли большую часть своих накоплений. Финансовый сектор, в свою очередь, убеждает разработчиков концепции в том, что пенсионные накопления, будучи переданы им, создадут ту ликвидность, которая позволит оживить реальный сектор казахстанской экономики и заработать хороший инвестиционный доход.

Аргументы обеих сторон убедительны, но при этом высокий инвестиционный доход будет неразрывно связан с высокими рисками, что, в свою очередь, несет риск невозврата и убытков по пенсионным накоплениям вкладчиков. Здесь нужен взвешенный подход.

– Почему многие вкладчики хотят забрать свои пенсионные накопления?

– Все дело в том, что многие казахстанцы не имеют средств для приобретения жилья или получения образования, и поэтому рассматривают свои пенсионные накопления как возможность осуществления своих планов.

В настоящее время, по поручению Президента, вопрос использования гражданами части пенсионных накоплений на указанные цели изучает специально созданная рабочая группа. Следует дождаться результатов ее работы.

Сегодня средний размер пенсионных накоплений едва превышает 1 миллион тенге. Но это средняя температура по больнице. Более 50 процентов вкладчиков пока имеют стаж участия менее 5 лет регулярного перечисления ОПВ, и более 75 процентов вкладчиков имеют стаж менее 10 лет. Средняя сумма пенсионных накоплений вкладчиков, осуществлявших регулярные ОПВ в течение всего периода функционирования НПС, составила у мужчин 5,1 миллиона тенге и у женщин – 3,9 миллиона тенге.

Да, пока реальность такова, что накопления, превышающие так называемый порог достаточности, имеют незначительное количество вкладчиков. Такая ситуация сложилась по разным объективным и субъективным причинам. Поэтому одной из стратегических задач ЕНПФ является повышение финансовой грамотности населения и культуры пенсионных накоплений.

Нужно постепенно повышать ответственное отношение к своим пенсионным накоплениям, а в итоге – и к своей старости.

К примеру, в нашей стране недобросовестные работодатели часто выплачивают заработную плату в конвертах или по различным “серым” схемам, отражая в бухгалтерской отчетности лишь минимальные платежи. От таких схем выигрывают лишь недобросовестные работодатели, а государство и работники – будущие пенсионеры – остаются в проигрыше. В развитой стране это было бы невозможно, там работники, как правило, требуют формализации трудовых отношений или заявляют в соответствующие органы, и на такого работодателя возлагаются огромные штрафы. Более того, в развитых странах человек, устраиваясь на работу, в первую очередь интересуется тем, каким будет его пенсионный план, то есть сколько он должен откладывать с каждой зарплаты, чтобы обеспечить себе безбедную жизнь на пенсии. Он четко понимает, что откладывать надо с молодости, начиная с первой зарплаты.

– Согласитесь, весьма трудно убедить граждан в том, что увеличение пенсионных отчислений обеспечит им безбедную старость, тогда когда большинство сегодняшних пенсионеров получают весьма скромную пенсию.

– Сегодняшние пенсионеры – это люди, чья пенсия в основном состоит из солидарного компонента и только в небольшой части сформирована из пенсионных накоплений, т. е. они не успели стать полноценными участниками накопительной пенсионной системы. Чтобы получить первые результаты, накопительная пенсионная система должна проработать полный трудовой цикл одного поколения – это примерно 40 лет. Наша система проработала только 20 полных лет, т. е. половину.

Обсуждая этот вопрос, мы не сможем обойтись без обсуждения истории перехода нашей страны от солидарной пенсионной системы к накопительной. В мире существует только две пенсионные системы – солидарная и накопительная. Пенсионная система, построенная еще в бывшем Советском Союзе, была солидарной.

Солидарные системы основаны на том, что за счет налоговых отчислений работающих граждан выплачивается пенсия состоявшимся пенсионерам.

Такая система успешно функционирует тогда, когда у государства достаточно собственных средств и когда примерно на 5 работающих граждан приходится один пенсионер. Так, если в 1979 году в Советском Союзе на одного пенсионера приходилось около 8 работников, то к 1998 году это соотношение снизилось до трех человек. Это было связано с изменением демографической ситуации, а конкретно – с увеличением продолжительности жизни людей, то есть пенсионеров год от года становилось все больше, а работающих граждан – все меньше. Казахстан получил эту проблему в наследство от бывшего СССР, а, учитывая мировые экономические кризисы, она серьезно усложнилась. Добавьте к этому проблему безработицы, которая очень остро стояла в период становления независимого Казахстана, и будет понятно, почему правительство Казахстана приняло решение о переходе к накопительной пенсионной системе.

В условиях бюджетного кризиса другого выхода попросту не было.

1998 год стал как бы водоразделом между двумя системами, точкой отсчета. Однако когда речь идет о живых людях, нельзя просто очертить границу и сказать: “Вот теперь мы все делаем по-новому”, а потому Казахстану пришлось построить сложную, многоуровневую и многокомпонентную пенсионную систему, в которой должны были быть учтены интересы как состоявшихся пенсионеров, так и будущих.

– Расскажите об этом подробнее.

– Пенсионная система в нашей стране имеет три уровня, первый из которых включает в себя два компонента – базовую пенсионную выплату (базовая пенсия) и солидарную пенсию. На чем зарабатывает ЕНПФ

Базовая пенсия гарантирована всем без исключения казахстанцам. Ее размер зависит от стажа участия в накопительной пенсионной системе. Если человек никогда не работал или имеет стаж менее 10 лет, то он будет получать минимальную базовую выплату – это 54 процента от прожиточного минимума. Но в случае, если у человека есть стаж участия более 10 лет, базовая выплата повышается на 2 процента от прожиточного минимума за каждый год работы, и, если человек имеет общий стаж 33 года, он получает сумму, равную 100 процентам прожиточного минимума. В 2019 году – это 29 698 тенге. Величина прожиточного минимума ежегодно увеличивается и утверждается Законом о республиканском бюджете.

Солидарная пенсия (ее еще называют трудовой) выплачивается тем, кто имеет хотя бы полгода стажа работы до 1998 года, и ее размер также зависит от трудового стажа.

И базовая выплата, и солидарная пенсия выплачиваются из государственного бюджета. Эти расходы ежегодно закладываются в бюджете и выплачиваются через министерство труда и социальной защиты населения. К этой части пенсий казахстанцев ЕНПФ не имеет никакого отношения.

Второй уровень – выплаты из ЕНПФ, которые формируются из двух компонентов. Первый компонент – это ежемесячные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ, которые удерживаются из заработной платы работников и с учетом инвестиционного дохода выплачиваются участникам пенсионной системы по достижении ими пенсионного возраста. Второй компонент – это обязательные профессиональные взносы работодателей для работников, занятых на вредных производствах. Работодатель за счет собственных средств перечисляет в ЕНПФ 5 процентов от заработной платы работника.

С 1 января 2020 года планировалось введение еще одного – условно-накопительного компонента.

Речь идет об обязательных пенсионных взносах работодателя в размере 5 процентов от заработной платы каждого работника, уплачиваемых за счет средств работодателя. Введение этих взносов отложено до 2023 года. Этот компонент является условно-накопительным потому, что перечисляемые работодателем средства будут зачисляться на персональные счета, но для того, чтобы работник получил эти деньги, нужно, чтобы работодатель перечислил на его счет минимум 60 взносов. Это позволит пожизненно получать дополнительную пенсию в размере до двух прожиточных минимумов.

Третий уровень – добровольные перечисления в ЕНПФ. Речь идет о добровольных пенсионных взносах, которые вкладчики уплачивают в свою пользу или пользу третьих лиц.

Действующая пенсионная система Казахстана направлена на охват пенсионными услугами всех категорий граждан. Какая-то часть населения сейчас получает пенсию сразу из двух систем: солидарной и накопительной. Кто-то успел до выхода на пенсию накопить больше, кто-то – меньше. Но есть те граждане, которые уже не смогут претендовать на солидарную пенсию. Речь идет о тех, кто родился в 80-е годы прошлого века, и на 1 января 1998 года в силу возраста не имеет шестимесячного стажа работы. Эта категория граждан не имела возможности стать участниками солидарной пенсионной системы и будет получать только базовую выплату и рассчитывать на свои сформированные пенсионные накопления.

Те, кто выходит на пенсию сейчас, будут получать пенсию, состоящую из нескольких компонентов: базовую выплату, солидарную пенсию и накопительную.

Каждый из этих компонентов пенсии рассчитывается отдельно, осуществление выплат по первым двум относится к компетенции госкорпорации “Правительство для граждан”, и они выплачиваются из госбюджета. Третий компонент зависит от того, сколько у каждого конкретного человека сформировалось накоплений в ЕНПФ, которые будут выплачиваться до полного исчерпания.

Не все вкладчики имеют полное представление о пенсионной системе, поэтому ЕНПФ на постоянной основе проводит разъяснительную работу среди населения, особенно – среди молодежи, с целью устранения недоверия к накопительной пенсионной системе. ЕНПФ: планировать пенсию надо заранее

Те, кто родился в 80-х годах прошлого века, должны менять свое отношение к пенсионной системе, в противном случае они рискуют получать невысокую пенсию, поскольку в 2000-х годах многие, считая пенсионные отчисления пустой тратой денег, всячески уклонялись от их уплаты.

– После того, как после распада СССР многие потеряли свои сбережения, легко понять тех, кто не доверяет пенсионной системе.

– Повышение доверия населения к накопительной пенсионной системе – задача очень важная, однако ЕНПФ не в силах решить ее самостоятельно, здесь нужна общегосударственная системная работа. Необходимо решить проблему легализации рынка труда, сделать его цивилизованным, с тем чтобы люди формализовывали свои отношения с работодателями, выходили из “серых” схем, платили все налоги и перечисляли пенсионные взносы в полном объеме.

Нужна широкомасштабная информационная работа для того, чтобы люди поняли: не делая пенсионных отчислений, они закладывают мину замедленного действия под свое будущее.

Человек, который уходит в теневой сектор, выпадает из всех фондов государства: из фонда социального страхования, из фонда медицинского страхования и, наконец, из ЕНПФ.

Работа в этом направлении ведется: так, например, с 1 января 2019 года введен ежемесячный единый совокупный платеж (ЕСП), сумма которого составляет 1 МРП для городских жителей и 0,5 МРП – для сельчан. Эта мера направлена в первую очередь на самозанятое население, она позволит ему присутствовать и в пенсионной системе, и в системах медицинского и социального страхования, и, если с человеком произойдет страховой случай, он получит соответствующие выплаты.

Введение ЕСП и условно-накопительного компонента в будущем позволит уменьшить разрыв в пенсионном и социальном обеспечении граждан с разными доходами.

Продолжение в следующем номере. Мы поговорим об инвестиционном доходе, расходах ЕНПФ и повышении пенсионного возраста…

АЛМАТЫ