Опубликовано: 6000

Деньги ваши, ролики наши: для чего Единый накопительный пенсионный фонд тратит на рекламу сотни миллионов

Деньги  ваши, ролики наши: для чего Единый накопительный пенсионный фонд тратит на рекламу сотни миллионов Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Ролики о том, как счастливые работяги несут кровно заработанные в Единый накопительный пенсионный фонд или как пожилая апашка тщательно бдит за своими пенсионными активами через экран планшета, выглядят, конечно, умилительно и жизнеутверждающе.

Вот только многие казахстанцы никак не могут понять, чего ради монополист рекламирует свои услуги, если никто от них отказаться не вправе? Тем паче что существует ЕНПФ, по сути, на всё те же деньги, которые мы ему обязаны перечислять.

Пенсионером можешь ты не быть, но знать про пенсию обязан!

За пять лет существования Единый накопительный пенсионный фонд потратил только лишь на рекламу почти 500 миллионов тенге. Сумма достаточно приличная.

– Cогласно действующему законодательству, ЕНПФ обязан оказывать безвозмездные консультационные услуги вкладчикам (получателям) по вопросам функционирования пенсионной системы и деятельности по управлению инвестиционным портфелем, публиковать в средствах массовой информации, в том числе на собственном интернет-ресурсе, сведения о структуре инвестиционного портфеля за счет пенсионных активов, а также финансовую отчетность и аудиторский отчет, иную отчетность и информацию о своей деятельности.

При этом ЕНПФ – некоммерческая организация, акционером которой является правительство Республики Казахстан, не преследует цели получения прибыли, соответственно в информационно-разъяснительных материалах, которые производит и распространяет по своей инициативе фонд, нет прямой рекламы.

Все информационно-разъяснительные материалы фонда направлены на повышение финансовой грамотности населения, на осведомленность о деятельности ЕНПФ, о пенсионной системе Республики Казахстан, об изменениях в пенсионном законодательстве, – объясняет эти расходы заместитель председателя правления ЕНПФ Сауле ЕГЕУБАЕВА.

При этом, как признается сама же Сауле Егеубаева, согласно данным соцопроса, который ЕНПФ заказал почти за 10 миллионов тенге без учета НДС в прошлом году, поверхностными знаниями о накопительной пенсионной системе обладают 58,2 процента опрошенных, а углубленным уровнем финансовой грамотности – всего 24,7 процента населения. Но тут непонятно, то ли реклама плохо работает, то ли просто граждане наши внимания на нее не обращают.

В любом случае, как заверила зампред ЕНПФ, траты на рекламу и маркетинг монополист пенсионного рынка в следующем году сокращать не будет.

– Для достижения полной осведомленности населения о том, как устроена пенсионная система в Республике Казахстан, какие уровни в ней существуют, из каких источников складывается пенсия, какие изменения происходят на законодательном уровне, какие новшества предстоят в будущем, необходимо проделать еще очень большую работу. Лайфхак: как фрилансерам и самозанятым казахстанцам избежать проблем при оплате пенсионных взносов

Поэтому информационно-разъяснительная работа является не просто частью деятельности ЕНПФ, но и объективной необходимостью.

Фондом разработана программа внешних и внутренних коммуникаций, которая является производным документом корпоративной стратегии развития АО “ЕНПФ” на 2017–2021 годы и предусматривает такие цели, как повышение уровня финансово-правовой грамотности населения в сфере пенсионного обеспечения, укрепление доверия населения к накопительной пенсионной системе. В рамках реализации этой программы фонд продолжает большую информационно-разъяснительную работу, основной целью которой является донесение до каждого казахстанца важности формирования пенсионного капитала как основы благополучия в будущем, – заверила нас Сауле Егеубаева.

И “Универ” посмотрел, и про пенсию вспомнил

Как считает экономист Ораз ЖАНДОСОВ, рекламирование продуктов ЕНПФ нужно: население должно знать о том, что его ждет в старости.

– Как посмотреть свои пенсионные накопления, зачем копить – все это важно для населения, и кто, как не ЕНПФ, должен людям обо всем этом рассказывать, – говорит экономист.

Другое дело – это способы подачи информации.

Раз уж есть реклама, она должна быть эффективной. А насколько эффективны, к примеру, ролики о возможностях контроля за состоянием персонального счета онлайн в рекламном блоке на телевидении?

Буквально вчера в Алматы задержали предполагаемого мошенника, который предлагал людям содействие в получении выписки о накоплениях для банка. Суммы, которые ему перечисляли пострадавшие, равно как и общий объем ущерба, пока не разглашаются. Но факт остается фактом – несмотря на обилие информации о том, что справки о состоянии накопительного пенсионного счета предоставляются бесплатно, люди повелись.

Более образованную часть общества рекламные ролики ЕНПФ, а особенно спонсорство показа российских и корейских сериалов, немного раздражают. Кексы со спамом: о вреде и пользе навязчивой рекламы

Потому как непонятно: чего ради рекламировать услуги монополиста, который, ко всему прочему, не обладает никакими иными ресурсами, кроме тех 10 процентов от зарплаты, которые мы все ему в обязательном порядке ежемесячно перечисляем? Ну а уж если без рекламы никак, то нельзя ли спонсировать казахстанские сериалы? В ЕНПФ объясняют спонсорство экономией.

– Размещение на телевидении видеороликов информационно-разъяснительного характера на внутреннем медиарынке возможно путем следующих двух вариантов: прямое размещение видеороликов (последовательная трансляция от 10 и более роликов различных рекламодателей в период рекламного блока длительностью от 5 минут и выше) и размещение видеороликов вне рекламного блока в рамках спонсорских возможностей (при этом термин “спонсорство” используется как способ трансляции информации и не несет в себе значения спонсорства показа передач или сериалов). По первому из изложенных выше вариантов размещение видеороликов требует намного больших затрат исходя из стоимости данного вида услуг, кроме того, для запоминаемости требуется намного больший объем размещения информации, – говорит Сауле Егеубаева.

Могу себе позволить!

У основателя пенсионной тематической платформы ENPI.kz Боты ЖУМАНОВОЙ маркетинговые траты ЕНПФ тоже вызывают вопросы. Главный из которых – зачем?

– Маркетинговый бюджет подразумевает затраты на привлечение новых клиентов, которые покупают ту или иную услугу или продукт, причем маркетинговые затраты подразумевают, что они должны окупиться, – говорит она.

Как уверена Бота Жуманова, маркетинг ЕНПФ не нужен. Просто потому, что других пенсионных фондов нет, вся информация о вкладчиках хранится у них, то есть и исследовать, собственно, им нечего.

Но в то же время ЕНПФ может себе позволить рекламу.

– ЕНПФ как организация, несмотря на то что государственная, является абсолютно прибыльной, причем с шикарной прибыльностью за счет взимания с нас с вами, как вкладчиков, комиссий. Эти комиссии и составляют доход организации-монополиста.

На мой взгляд, фонд может позволить себе такие траты, вот он их себе и позволяет, поскольку никакие его расходы никаким образом не контролируются самими вкладчиками.

С которыми, кстати, также никто не обсуждал размеров взимаемых комиссий, – отмечает Жуманова.

В общем, пока население относится к системе пенсионных отчислений как к очередному налогу государства, а не как к собственной инвестиции на старость, жаждущие отдохнуть перед телевизором за просмотром сериала обречены смотреть на довольных таксистов и работяг, “осознавших” всю важность пенсионных отчислений. И попадать в лапы мошенников и провокаторов, которые то просят деньги за бесплатную услугу, то заставляют пенсионеров бегать по ЦОНам в надежде получить 150 тысяч тенге компенсации.

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи