Опубликовано: 1700

Вице-министр культуры и спорта РК Уркен БИСАКАЕВ: "Дайте нам время!"

Вице-министр культуры и спорта РК Уркен БИСАКАЕВ: "Дайте нам время!" Фото - Тахир САСЫКОВ

Граждане Китая, приезжая в Нур-Султан, идут на шопинг в крытый рынок “Артем”, где продаются вещи made in China, а детей вице-министра культуры и спорта чуть не выгнала из гостиницы на Алаколе татешка-администратор.

Об этих и других реалиях отечественного туристического рынка нам рассказал вице-министр культуры и спорта РК Уркен БИСАКАЕВ.

Господ отдыхающих уважаем, но и работу никто не отменял

– У нас что ни отдыхающий, так эксперт по развитию туризма. И каждый своими мыслями активно делится в соцсетях, прессе… Вы все эти предложения отслеживаете? Пользуетесь ими?

– Конечно, в обязательном порядке! У нас есть целый департамент в АО “НК “Казах Туризм”, который собирает публикации в соцсетях, следит за прессой, мы анализируем их и прорабатываем. К сожалению, всё, что хотят люди, за один раз просто не можем сделать! Имеются законом определенные регламенты и процедуры, которые необходимо учитывать при принятии решений и их реализации. Резонно отметить и то, что ресурсы нашего ведомства имеют финансовые ограничения. Поэтому было принято решение сконцентрироваться на десяти конкретных “якорных” территориях страны, которые были закреплены в государственной программе, принятой 31 мая 2019 года. Такой подход предполагает, что уже потом малый и средний бизнес будут постепенно развивать отрасль и таким образом снимать претензии граждан с повестки.

Это позволит государству максимально сосредоточить свои ресурсы. В эти зоны мы будем вкладывать бюджетные деньги, приглашать инвесторов. И оказывать всяческое содействие развитию бизнеса там.

Казахстан большой, у нас много красивых мест, сакральных точек, но если мы будем развивать их все, то в итоге рискуем не довести до ума ни одну.

Поэтому концентрируемся на ТОП-10, в которые входят: Алматы и Алматинский горный кластер, Алаколь, Щучинско-Боровская курортная зона, Туркестан, Каспийское побережье, Баянаул, Имантау-Шалкар, озеро Балхаш и Нур-Султан.

Уркен БИСАКАЕВ

Уркен БИСАКАЕВ

Перед нами поставили достаточно серьезные задачи, один из главных индикаторов, которого мы должны достичь – 8 процентов ВВП к 2025 году, при этом увеличить количество рабочих мест в отрасли с 440 тысяч до 650 тысяч, количество внутренних туристов – с 5 миллионов до 8 миллионов человек.

Наш all inclusive и суперсервис

– Я была не во всех точках ТОП‑10, но примерно половину посещала. И везде, по сути, одни и те же проб­лемы: высокие цены при низком уровне сервиса, и на третий день дикое желание вернуться в город, потому что все достопримечательности уже осмотрены, катамараны обкатаны и рестораны изучены…

– Соглашусь частично. Да, сервис временами хромает. У меня дети уже три года подряд с бабушкой летом ездят отдыхать на Алаколь. В прошлом году они были в том месте, о котором мне семилетний ребенок рассказывал так: “Нам тетенька из отеля сказала: “Глаза чтоб мои больше вас не видели!”, потому что бабушка на нее ругалась за то, что у них нет молока к завтраку”. А в этот раз они приехали в восторге: им очень бассейн понравился. То есть нельзя на одном опыте делать выводы обо всем курорте. Даже эта гостиница может поменяться: сделать ремонт, нанять персонал новый. Например, только в 2019 году частным бизнесом планируется построить или реконструировать 56 объектов на общую сумму 51,4 миллиарда тенге. «Казахстан - это невероятно красиво» - иностранцы поделились впечатлениями об отдыхе в РК

– Вы же понимаете, что большинству людей все вот эти преобразования не особо интересны? Человек хочет приехать и отдыхать. А если осуществить это нормально не получилось, то на следующий год тратить свои деньги на то, чтобы проверить, исправился ли тот отель, – он не будет.

– Я понимаю, что это может звучать заезжено, но все же прошу: дайте нам время, Госпрограмма принята в мае текущего года, и она предполагает конкретные шаги! Да, о развитии туризма говорится уже много лет, и люди, возможно, разочаровались в этой идее, потому что не видели долго никаких результатов. Но сейчас мы уже учли все ошибки, начали работать системно. И результат обязательно будет! Да и есть уже. Посмотрите: за последние два года количество внутренних туристов растет: в 2017 году 5,5 миллиона, в 2018-м – 5,8 миллиона человек, а план на 2019 год – 6,2 миллиона. Если еще в 2015 году на озеро Алаколь ездили только местные и самые отчаянные туристы, то в 2019 году люди билетов достать не могли. То есть спрос есть! И постепенно к этому спросу подтягивается уровень предложения.

У нас на постоянном мониторинге по всей стране сейчас находится 125 проектов – это все бизнес строит! Гостиницы, развлекательные центры, какие-то экскурсионные маршруты. То есть работа идет. И очень активная.

Тут я могу попросить только об одном: перестать мыслить стереотипами. Люди высказывают претензии к цене отечественных отелей. Но если сравнивать, то Турция однозначно не дешевле, как и любая другая страна. Просто сравните!

Согласен и по поводу развлечений. Тоже не единожды слышал, что в Боровом, как и в других дестинациях, дольше одного дня делать нечего. Мы же считаем, что курорт должен оставлять у себя туриста минимум на 5–7 дней. Над этой проблемой сейчас и работаем. Дефицита мест размещения, по нашему мнению, уже нет. Поэтому привлекаем инвесторов сюда для того, чтобы они начали строить именно места досуга или рассматривали проекты в комплексе с этим.

Недавно в регион приезжало несколько групп экспертов от крупных инвесторов, которые изучили отели, генеральные планы населенных пунктов, соцпортрет путешественника. И до конца этого месяца они предоставят свои концепции развития туризма в этой зоне. Это, подчеркну, не просто планы, это инвесторы, готовые прийти в регион с деньгами и строить там те объекты, которые считают нужными для привлечения туристов.

Сейчас масштабная работа началась в Мангистауской области. Пришел очень серьезный инвестор – владелец сети пятизвездочных отелей в Анталье, который уже приступил к строительству отеля на 600 номеров на Каспийском побережье полностью по модели турецких гостиниц.

– То есть у нас будет свой all inclusive?

– Он потом сам решит, потому что all inclusive – это всего лишь система обслуживания в отелях. Но есть определенные стандарты, которым должен соответствовать курортный пятизвездочный отель. Это количество спортивных и детских площадок, сеть ресторанов, большой уличный бассейн и так далее. И мы считаем, что это “якорный” проект, который даст импульс для развития всего побережья.

– Западный регион и так богат на иностранных управленцев. Неужели хотя бы для развития сферы отдыха не нашлось отечественных толковых специалистов?

– Стоимость отеля – более 60 миллиардов тенге. Это те деньги, которые вкладывает инвестор. Да, он, возможно, не строит всё за собственные средства, но сам ищет кредиты на эту стройку, сам несет ответственность. Если кто-то из наших бизнесменов хочет, если у него есть возможность найти такие деньги, запустить такой отель, а потом грамотно им управлять, – мы будем рады этому и будем его всячески поддерживать.

Наше участие – это создание условий для инвестора: помощь в регистрации компании и рабочей силы, подведение инфраструктуры: газ, свет, вода, канализация. Мы также строим дорогу к этому отелю. Общие государственные затраты на все это – 17 миллиардов тенге. Но фишка в чем?

Вся эта инфраструктура строится с рассчитанным запасом, не только для одного объекта, а чтобы потом к ней могли подключиться и другие, строящиеся в этой зоне. В результате появится современная курортная зона, предлагающая качественный пляжный туризм.

То есть, как видите, государство уже сейчас на 1 тенге собственных инвестиций привлекло 3 тенге инвестиций частных. И с каждым новым проектом, запущенным по этой линии, частные инвестиции на вложенный государственный тенге будут расти. Ночь с ням-ням, или Как Казахстану стать туристическим центром

Но распыляться мы не будем. Если сейчас построим этот отель, а потом придет инвестор и попросит денег на такой же отель через 100–300 километ­ров, то мы ему уже откажем: потому что это нерационально. А вот если он построит свой отель, скажем, в трех километрах, вдоль уже построенной дороги, то это будет замечательно! Потому что так и конкуренция растет, и привлекательность курорта для туриста тоже.

Казахо туристо, облико морале

– Давайте уже от гостиниц, которые только будут, перейдем к туристам, которых бы хотелось видеть. Кого ждем в нашей стране больше других?

– Ждем мы, конечно, всех. По итогам 2017 года Казахстан посетили 7,7 миллиона человек, наш план на 2025 год составляет 9,1 миллиона.

– Подождите. Оказаться в стране проездом, по делам или на заработках и приехать как турист – это, согласитесь, две большие разницы. Не думаю что Касым-Жомарт Токаев, когда говорил о 8 миллионах туристов, имел в виду количество заехавших в страну…

– Когда мы говорим о 9,1 миллиона посетителей, то опираемся на информацию Всемирного совета туризма и путешествий (WTT). Это авторитетная организация, данными и методологией которой пользуются многие развитые страны мира, а именно: она рассчитывается на данных Пограничной службы и учитывает тех, кто пробыл в стране более 24 часов. Можно, конечно, посчитать и по другим методикам. Например, количество размещений в гостиницах. В 2018 году 831 тысяча иностранцев жили в гостиницах. Если говорить о такой статистике по соседним странам, то, например, в Узбекистане эта цифра составляет около 230 тысяч человек. Наша задача к 2025 году довести количество посетителей, которые остановились в гостиницах с 831 тысячи до 3 миллионов человек.

Но тут опять может возникнуть вопрос: кто из разместившихся в гостинице турист, а кто по работе приехал? А как быть с теми, кто снял квартиру или остановился у друзей? Или путешествует автостопом с палаткой? Изъяны могут быть в любой статистике, страны стараются принять одну из наиболее оптимальных.

Реклама – двигатель туризма

– Согласно нашей маркетинговой стратегии Россия и Китай – это два основных направления нашего внимания в части привлечения туриста.

Например, Китай – это страна, которая на сегодняшний день генерирует основной поток туристов по всему миру, поэтому мы сейчас думаем над тем, как с наибольшей эффективностью продвинуть себя на их рынках.

Есть старый и проверенный способ – участие в их международных туристических выставках, 37 процентов успеха достигается именно на этих площадках. И мы это активно практикуем. Но нельзя сбрасывать со счетов и современные средства коммуникации. Китайский Интернет достаточно специфичен. У них нет привычных нам соцсетей, но есть свои сети. Например, ежедневная аудитория WeChat’а – 890 миллионов пользователей. И наша задача на данный момент – открыть на этой площадке свои информационные модули.

– Опять будете блогеров иностранных приглашать? В прошлом году на то, чтобы свозить в Восточный Казахстан четырех китайских блогеров, по данным местной прессы, было потрачено несколько десятков миллионов тенге. Эти деньги уже окупились?

– Этот вопрос меня всегда немного забавляет. Все почему-то думают, что если мы один раз выпустили ролик на иностранном телеканале или пригласили их блогеров в тур по стране, то всё, надо ждать туристов. На следующей неделе. Ну или, в крайнем случае, через месяц.

Все не так!

Реклама страны, чтобы она сработала, должна крутиться перед глазами потенциального туриста года три и далее непрерывно.

В первый год он просто посмотрит, восхитится и мысленно пометит, что надо как-нибудь съездить. На второй он увидит новый ролик, вспомнит. Возможно, попробует купить тур. Но, скорее всего, он только запланирует эту покупку на следующий год. Это в лучшем случае! А может пройти и три года, прежде чем он действительно забронирует тур и прилетит к нам!

Если говорить о приезде 8 китайских блогеров, то на них было потрачено 19 миллионов тенге на 19 дней. Их ролики и публикации по итогам посещения Казахстана посмотрели 130 миллионов китайцев.

Как думаете, это можно считать окупаемостью? Однозначно мы добились нужного проникновения, но эффект не будет виден сиюминутно.

И, кстати, мы ориентируемся не только на иностранных туристов. Одна из наших основных целей – обеспечить рост внутреннего туризма. А как это сделать? Мы изучили ситуацию и столкнулись с такой проблемой: многие наши туроператоры очень плохо знают родную страну. Одна из причин – это отсутствие интереса к местным курортам ввиду постоянной ежегодной политики иностранных государств и компаний организовывать бесплатные ознакомительные туры в свои отели.Что нам делать в этой ситуации? Работать так же агрессивно!

Мы должны взять наших туроператоров и показать им наши красоты, познакомить с нашими курортами и отелями.

Что мы в этом году и сделали: взяли 12 тур­операторов из Западного Казахстана и показали им весь Казахстан: Алматинскую область, Алаколь, Боровое, организовали им встречи с руководством отелей. Они уже обменялись условиями, и всего через месяц, например, Атырау стал продавать курорты Восточно-Казахстанской области. Сейчас проходит второй тур, но уже с участием туроператоров южных и восточных областей, по достопримечательностям и курортам в направлении “с юга на запад”. А скоро будет еще и третий тур, так называемый зимний, по дестинациям, предлагающим качественный зимний отдых. Считаем, что такая системная работа приведет к развитию казахстанского турпродукта и будет мотивировать наших граждан все меньше мечтать о заграничном отдыхе.

Езжай куда хочешь!

– А вы можете рассказать о том, что именно интересного отечественная туриндустрия предлагает гражданам уже сейчас?

– Очень качественный отдых предлагает курорт Сарыагаш. Это отличная альтернатива Кавказу или другим курортам мира. Не слышал, чтобы кто-то, отдохнув там, говорил что-то негативное.

Восточный Казахстан предлагает отличные условия для горного отдыха. Не говоря о лете, там весьма хорошее предложение по зимнему отдыху, активно развивается катание в горах на снегоходах, лыжах и лошадях, имеются базы отдыха для катания на горных лыжах и другие виды. Предложение очень хорошее. Стоимость проживания варьируется в пределах 10 тысяч тенге с человека в сутки.

Последние пару лет очень качественную рыбалку предлагают на озере Балхаш. Наберите запрос в “Гугле”, и вам предложат хорошую программу, объяснят, куда и как доехать, какую сумму заплатить, встретят, привезут в домик из деревянного сруба с отдельным пирсом, помогут с прикормом, подскажут по времени клёва и дадут правильную удочку. И я бы не сказал, что там какие-то космические деньги и что туда едут одни богачи. Просто мы сами далеко не всегда интересуемся нестандартным отдыхом. Китайцы массово приезжают в Казахстан на "автодомах" благодаря Димашу Кудайбергену

Есть хозяйства, в которые можно приехать, покататься на лошадях, попить кумыс, пожить в юрте… Пока такие предложения еще не набрали критической массы, чтобы о них знали все казахстанцы, но все же, прежде чем говорить о том, что у нас чего-то нет, надо просто поискать.

Сейчас мы живем в такое время, когда объектом туризма может стать что угодно: школа, в которой училась та или иная знаменитость, озеро, которое из-за цветущих водорослей становится розовым... Вопрос лишь в том, во что захочет вкладываться бизнес и как скоро он это сделает.

Китайские вещи китайцам за тенге

– Ну а если говорить об инициативах, объявленных уже давно, но так и не запущенных, когда, к примеру, у нас будет “Kids go free”? Жив ли “TaxFree”?

– Инициатива, согласно которой дети, если семья покупает турпакет минимум на пять дней, могут летать по Казахстану вместе с родителями бесплатно, была предложена в мае этого года, но, чтобы ее запустить, нужны некоторые изменения в законодательство. Думаю, к летним каникулам мы ее осуществим.

“TaxFree” в пилотном режиме запустили, в следующем году, думаю, будем уже внедрять повсеместно. Некоторые не понимают, в чем смысл освобождения от налогов. Но, согласно данным всех экспертов, одной из составляющих любого туризма является шопинг. Речь не идет о том закупе, когда целый день в магазине и полные баулы барахла. Но когда человек приезжает в другую страну на отдых, так или иначе его тянет что-нибудь купить.

Мы даже столкнулись с тем, что китайцы, приезжающие в Нур-Султан с туристической целью, умудряются всей группой посетить “Артем”.

Казалось бы, там полно китайских вещей! Что они там забыли? Но, оказывается, у них в стране шьются вещи по одним лекалам, а к нам привозят более европеизированные модели, которых у них нет.

А возможность вернуть часть потраченных средств перед вылетом для некоторых может стать дополнительным стимулом купить здесь больше вещей.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Дана 17.11.2019

Мы можем говорить бесконечно о туризме в Казахстане. Говорить, что у нас есть прекрасные горнолыжные курорты, уникальная природа, вкусная еда. Но какой толк, если же не путешествуем по своей стране? Если отдых ассоциируется с зарубежом? Летом отдыхали 7 дней в Балхаше и нам все понравилось! В Казахстане можно и нужно отдыхать. Хочется, чтобы это понимал каждый казахстанец. Туризму быть, если мы поддержим его все вместе.

Madina 17.11.2019

Казахстану в плане туризма есть что показать и чем гордиться. Определенно, нужна мощная реклама. Возьмем тот же Алаколь. Говорят, сам Чингисхан отправлял своих израненных воинов лечиться на этот курорт. В советское время сюда отправлялись восстанавливаться космонавты. Многие казахстанцы предпочитают полететь в те же распиаренные Турцию, Таиланд или Египет, которые по цене превышают Алаколь раза в 2-3, просто за незнанием альтернативы.

Dimash 17.11.2019

Все верно, точечно надо подходить и не распыляться, тогда и будут результаты. Идея развивать внутренний туризм отличная! Что не говори, а мест у нас достаточно, нам бы поработать над инфраструктурой и современными методами маркетинга, тогда все ок будет. На голой пустыне построили Дубай, поработали над инфраструктурой и маркетингом, создали все условия для туриста.

Мы тоже так можем, но по традиции «казах не казах, если все делает вовремя» 😂

Целиноградец 17.11.2019

Нашим дестинациям нужна мощная реклама внутри страны, сами не знаем что у нас есть, зато знаем Турцию, Тайланд, Египет. Реклама про эти страны на каждом шагу.

tskz 17.11.2019

Очень доступно и открыто все рассказал. И есть что-то личное в этом интервью.