Когда еда - яд: чем травятся жители Алматинской области. Шокирующие подробности озвучили ученые Фото - Лягушка с врождённым дефектом. Фото Тахира САСЫКОВА

Фрукты-овощи, молоко, мясо, мед, вода, почва, растения, взятые на анализ из 5 поселков Талгарского района Алматинской области, содержат хлорорганические пестициды в угрожающем количестве. Показатели превышают предельно допустимую норму в 100, 600, 800, 1 000 и даже 2 780 раз! Проблема – в хранении, утилизации химикатов.

Казахстанские ученые отработали только 6 таких точек. Сколько их разбросано по району, как владельцы земельных участков избавлялись от опасных контейнеров, мешков и где они сейчас, никто не знает! Чем угрожают коварные вещества местному населению и всем, кто употребляет зараженные продукты, – выясняли корреспонденты “КАРАВАНА”.

Откуда взялись химикаты?

Это – наследство бывшего Союза. В Талгарском, как и в других районах вокруг Алматы, процветали колхозы. Хлорорганические пестициды – гербициды, призванные бороться с сорными растениями, инсектициды для уничтожения насекомых-вредителей на полях централизованно поставляли в хозяйства. Мешки, контейнеры, бочки с ядовитыми веществами находились в специальных хранилищах. По мере необходимости, химию использовали на полях. Но и в благополучные годы уже звучали тревожные сигналы. В период с 1982 по 1987 годы на территории Казахской ССР зарегистрировано 14 случаев гибели рыбы, связанных с накоплением в водоемах хлорорганических пестицидов.

До сих пор мы пожинаем последствия – загрязнение почвы, водоемов их остатками. Эти проблемы “КАРАВАН” поднимал в своих публикациях “Экспертиза “”КАРАВАНА”: какие овощи и фрукты опасны для здоровья в Казахстане” от 18 мая 2018 года, “Казахстан превратился в свалку для опасных и некачественных продуктов” от 26 декабря 2017 года и других.

В 90-е о складах просто забыли. Когда земли стали переходить в частную собственность, возникли проблемы с утилизацией емкостей с просроченными химикатами. От сырости, старости на некоторой таре стерлись названия, мешки порвались, обнажив вещества с резким запахом. Владельцы участков сбрасывали химикаты в колодцы, закапывали в землю, вывозили на свалку – кому что пришло в голову. Складские помещения разбирали на дрова и кирпичи. А емкости использовали в хозяйстве.

В 2010 году гору неизвестных химикатов с ужасным запахом мы обнаружили прямо в поле, по дороге на Турарские дачи (Алматинская область) – судя по следам, их вывалили из кузова грузовика. После публикации в “КАРАВАНЕ” вещество вывезли, но белый след от присутствия химикатов так и остался на земле. Сейчас там пасется скот.

Забор крови у овцы, которая паслась на зараженной территории.

По Алматинской области 64 бесхозных хранилища

Первые исследования в Талгарском районе начались в 2005 году. Их проводили ученые Института биологии и биотехнологии растений – изучали химический состав почвы вокруг бывших хранилищ.

– По официальным данным Талгарского районного территориального управления министерства сельского хозяйства, в регионе находится 15 складских помещений. На захоронение в Костанайскую область вывезли более 33 тонн, остатки – более 89 тонн, хранились на складах, – рассказывает главный научный сотрудник Института биологии, биотехнологии растений, доктор биологических наук Асиль НУРЖАНОВА. – При инвентаризации устаревших пестицидов в 2009 году наш институт выявил 21 тонну. Куда исчезли более 76 тонн, кто и как их утилизировал, мы не знаем. Всего по Алматинской области 64 бесхозных хранилища пестицидов. Их все нужно проверить.

В 2018 году РГП “Институт генетики и физиологии” комитета науки МОН РК выиграл научно-технический грант “Комплексная оценка влияния неутилизированных и запрещенных к использованию пестицидов на генетический статус и здоровье населения Алматинской области на примере Талгарского района”. Целью программы было провести биоэкологический анализ многолетней загрязненности окружающей среды Алматинской области стойкими органическими загрязнителями и тяжелыми металлами. Заодно оценить риски для здоровья населения, разработать рекомендации.

В программе участвовали научные коллективы, объединенные опытом исследований в неблагоприятных районах Казахстана. Ученые комплексно обследовали 6 бывших хранилищ Талгарского района, расположенных в поселках Кызылкайрат, Амангельды, Бескайнар, Бельбулак, Енбекши. Говорят, к остальным они просто не смогли подобраться. В течение 3 лет здесь брали на анализ пробы воды, почвы, растений, продуктов питания – мяса, молока, выращиваемых фруктов и овощей.

“Мы обнаружили рыб, лягушек с врожденными дефектами”

О том, что увидели эксперты, нам рассказала генеральный директор РГП “Институт генетики и физиологии” комитета науки МОН РК профессор, кандидат биологических наук Лейла ДЖАНСУГУРОВА:

– В поселке Кызылкайрат, на территории бывшего склада химических средств защиты растений остался полуразрушенный каркас здания. В помещении другого склада поселилась семья оралманов. Они использовали землю вокруг хранилища и выращивали на ней помидоры, огурцы, тыкву для продажи. Из тар для пестицидов сделали поилки для животных. На территории возле дома мы сразу почувствовали удушающий запах химических веществ. Вокруг шло активное строительство коттеджей, пасся скот. Мы взяли образцы почвы вокруг склада. Выяснилось, что остаточное количество пестицидов превышало норму в сотни раз! Женщине объяснили, что она, ее дети здесь просто травятся. Женщина плакала, но семья продолжала жить в этом доме. За 3 года, что мы ездили к ней, она похоронила мужа, брата. Жаловалась, что болеют дети.

Рыба с врожденным дефектом

– В другом поселке, Бескайнар, территория склада – в частном владении, – продолжает Лейла Джансугурова. – Склад полностью разрушен, покрыт останками кирпичей. Целые кирпичи со следами пестицидов сложены рядом и накрыты пленкой – для вторичного использования. Когда мы приезжали, владелец земли строил экозону. По всей вероятности, пестициды закопал где-то рядом, так как запах стоял удушающий. С территории бывшего склада вода стекала в озеро. Вода была покрыта маслянистой пленкой сероватого цвета. В озере мы обнаружили рыбу, лягушек с врожденными дефектами. У рыб отмечены аномалии нижней челюсти и окраски, у амфибий – аномалии лап.

Генетические изменения – налицо. На частной территории содержатся лошади, в качестве поилок для них использовались бывшие контейнеры из-под пестицидов. Рядом со складом течет ручей. Неподалеку пасутся лошади, коровы, которые пьют воду из вышеуказанных источников.

Информация в тему. Орнитологические наблюдения в Талгарском районе, в местах расположения неутилизированных запасов пестицидов, показали, что у отдельных особей врановых (грачи, галки, серые вороны) иногда встречались аномалии характерной окраски и дефекты клюва, лап, глаз.

Вода с мышьяком, кадмием и хромом

В поселке Бельбулак, на территории бывшего хранилища пестицидов, вырос новый завод для производства комбикорма. Вокруг – жилые дома.

В другой точке – поселке Амангельды – пестициды были захоронены в бывшем бетонном водозаборнике на краю учебного сельскохозяйственного поля. Проверяющие обнаружили их по специфическому запаху. А также выявили полуразрушенный склад на базе учебно-хозяйственного комплекса Талгарского колледжа агробизнеса и менеджмента, где находились 450 килограммов опасных веществ.

Обнаруженные учёными пестициды на складе хозкомплекса, поселок Амангельды

В минувшую среду мы выехали на этот склад – посмотреть, что стало с химикатами. На территории комплекса мешков с пестицидами не оказалось. Сторож сообщил, что их вывезли на захоронение.

А вот на дне колодца под слоем мусора удалось разглядеть мешок. Остались ли там опасные вещества – сложно сказать.

Следующей нашей точкой был поселок Кызылкайрат. Мы отправились к тому складу, на территории которого жила семья и выращивала овощи. Дом оказался пустой. Зато впритык к нему выросли новые строения. На загрязненном пестицидами поле пасутся коровы. Знают ли их владельцы об опасности, которая скрыта в зеленой траве, воде? Сомневаемся.

Возле брошенного домика наша провожатая Асиль Нуржанова сразу обратила внимание на резкий специфический запах. Пока мы записывали с ней интервью, у меня появился во рту странный привкус металла, запершило в горле.

– Особенно запах усиливается в дождь – химикатами пропитано всё вокруг, – говорит Асиль Аруновна.

В поселковых колонках, что около территории склада, также взяты пробы воды. Выявлены следы 7 пестицидов. Еще ученые посмотрели уровень загрязнения питьевой воды тяжелыми металлами. К примеру, в воде из колодца концентрация мышьяка превышает норму в 12 раз, меди – 1,5 раза, хрома – в 106 раз, есть следы кадмия, цинка.

Когда молоко – чистый яд

А теперь о том, что едят жители поселков Талгарского района, алматинцы, талгарцы, которые закупают овощи-фрукты, молоко, мясо на Талгарской трассе. Эти коварные пестициды: как получить большой урожай и не отравить ни себя, ни землю

Как показали анализы, пестициды группы ДДТ в продуктах растительного происхождения в основном накапливаются в грушах, огурцах (превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) в 800 и 500 раз соответственно, поселок Бескайнар), животного происхождения – в мясе (превышение ПДК в 600 раз, продукт также из Бескайнара).

Пестициды группы гексахлора чаще встречаются в продуктах животного происхождения (п. Кызылкайрат, гексабромбензол в мясе, превышение нормы ПДК в 822 раза) и молоке (в 206 раз).

Больше всего пестицидов группы ГХЦГ, особенно β-ГХЦГ, отмечено в грушах, томатах, огурцах (поселки Бескайнар, Бельбулак) и мясе (превышение ПДК в 57–242 раза, Бельбулак).

Пестициды группы альдринов в продуктах растительного происхождения накапливаются в меньшей степени по сравнению с продуктами животного происхождения, за исключением образцов перца (ПДК выше нормы в 320 раз, п. Енбекши). Больше всего пестицидов группы альдрина, особенно эндрина и эльдрина альдегида, содержалось в яблоках.

Недопустимо высокое содержание эндрина и дельдрина обнаружено в образцах мяса и молока во всех исследуемых точках (максимально – в поселке Амангельды). Так, в образцах молока содержание дильдрина достигало превышение нормы в 2 780 (!) раз, образцах мяса – в 348 раз.

На загрязненном пестицидами поле, рядом с разрушенным складом пасется скот. Посёлок Кызылкайрат

С чем мы имеем дело? Дильдрин – сильнодействующее ядовитое вещество против насекомых. Широко использовался с 50-х до начала 70-х годов прошлого века.

В 1957 году в южных штатах США под руководством министерства сельского хозяйства прошла широкомасштабная кампания по искоренению огненных муравьев дильдрином. Ее итог оказался весьма плачевным – последовала массовая гибель домашней птицы и скота, а после – рыбы в водоемах и реках, креветок и крабов в Мексиканском заливе.

Из-за своей высокой токсичности и свойства накапливаться в пищевых цепях он запрещен в производстве, продаже и применении в большинстве стран мира.

Из группы эндосульфанов наибольшее накопление пестицидов – эндосульфана сульфата в грушах (ПДК больше в 450 раз) и огурцах (в 300 раз). Образцы приобретены в поселке Бескайнар.

Высокая концентрация пестицидов группы гептахлора оказалось в грушах, болгарском перце и мясе.

В Бельбулаке в продуктах растительного и животного происхождения, в отличие от поселков Кызылкайрат и Бескайнар, обнаружены такие пестициды, как кельдан, хлордан и хлорбензилат. Во фруктах (яблоки) в большей степени накапливался кельдан, в овощах (огурцы, болгарский перец) и мясе – хлордан и хлорбензилат, в молоке – хлордан.

Хлордан – органический загрязнитель, опасный для здоровья человека. Устойчив к разложению в окружающей среде, у людей, животных. Легко накапливается в липидах (жирах). Регулярное воздействие на организм, по мнению зарубежных ученых, может спровоцировать рак, диабет и неврологические расстройства.

По содержанию тяжелых металлов в овощах и фруктах из исследованных точек отмечено превышение ПДК в основном по мышьяку, цинку, кадмию, свинцу, никелю, кобальту, меди и хрому. Это тоже небезопасная “пищевая добавка”.

Удар по почкам, печени, сердцу и нервам

Обнаружить пестициды, соли тяжелых металлов на глаз или на вкус невозможно!

Анализы почвы, мяса, молока, фруктов, овощей специалисты делали в течение трех лет

Эти вещества – бомба замедленного действия для человека. Они накапливаются в организме и вызывают бронхиальную астму, тяжелые поражения сердечно-сосудистой системы, почек, печени, могут привести к внутриутробным уродствам, выкидышам у беременных и другим страшным последствиям. Причем выявленное заболевание у пациента даже врачам трудно связать с потреблением, например, большого количества отравленных овощей или фруктов. Ведь все знают, что они полезны.

Физиологические обследования жителей показали, что подавляющая часть имеет уровень здоровья “низкий” и “ниже среднего”.

К примеру, у 95 процентов обследованных жителей поселка Кызылкайрат такие показатели. Для людей наиболее характерны хронические заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Ученые предположили, что одна из причин роста болезней пищеварительной системы, вызванная дисфункцией печени у 50 процентов обследованного населения, – многолетняя интоксикация продуктами метаболизма пестицидов.

При оценке состояния когнитивных функций у местных жителей обнаружено снижение показателей эмоционального фона от 75 до 100 процентов (самочувствие, активность, настроение, затруднения в скорости мышления). В то же время в контрольной группе (жители поселка Басши Кербулакского района) таковых оказалось менее 40 процентов.

На клеточном уровне установлено повышение частоты хромосомных нарушений в лимфоцитах крови. Например, в поселке Бескайнар частота выявленных нарушений у 48 процентов обследованных оказалась повышенной и у 7 процентов – высокой.

Ученые анализировали архивные данные с 2010 по 2018 гг. по заболеваемости населения Алматинской области. Отметили постоянный рост болезней крови и кроветворных органов, дыхательной, мочеполовой систем и врожденных аномалий (пороки развития). В Талгарском районе в этот же период стало больше болезней крови и иммунитета, органов дыхания, в том числе астмой, пищеварительной системы, вирусным гепатитом и врожденными аномалиями (пороки развития). А также – случаев деформации и хромосомных нарушений у людей.

Образцы воды из разных источников

И что же теперь делать?

– Первое – утилизировать все остатки, строительные материалы, контейнеры. Вот они – прямо перед нами, – говорит Асиль Нуржанова. – Второе – провести техническую рекультивацию территорий. И после рекультивировать ее растениями и микроорганизмами. Мы знаем, как это делать. Эффект хороший. В идеале такие территории должны быть переведены обратно, под крыло акимата, ведь частники не будут решать эти вопросы. Химические вещества мигрировали с территории складов и распространяются на чистые территории.

Необходим химический анализ выращиваемых продуктов, что попадают на рынки, в магазины. Ведь речь идет о здоровье населения!

На недавней конференции ученые озвучили шокирующие результаты многолетней работы. Примечательно, что в конференции участвовали представители министерства сельского хозяйства, акимата Талгарского района. После в акимат передали все материалы исследования. Теперь ученые ждут адекватную реакцию властей на ЧС районного масштаба.

Важно не просто заглянуть на территорию бывших хранилищ, но и достучаться до владельцев земельных участков, местного населения и донести им информацию о масштабе катастрофы.

А также провести все мероприятия по очистке – не для галочки, а под строгим научным контролем.

Впереди – новый сезон овощей-фруктов. Понимаем, что невозможно запретить людям есть овощи с собственного огорода, как и продавать – на что-то им нужно жить. Значит, районному акимату важно продумать комплекс мер, в том числе поддержки населения. На столе акиматовцев ведь тоже могут оказаться опасные фрукты-овощи. Не стоит забывать и о выполнении Казахстаном обязательств в рамках Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях.

Мы будем следить за развитием событий.

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ