Исследования казахстанских генетиков стали достоянием мировой науки

Казахстанские ученые провели новый анализ ДНК кочевников железного века, живших в Центральной Евразии

Речь идет о скифах – кочевых скотоводческих народах, населявших евразийские степи, которые возникли в эпоху железного века. Но мало что известно об их происхождении из-за отсутствия письменных источников и противоречивой информации.

Для изучения генетической истории скифов директор Института общей генетики и цитологии Казахстана Лейла ДЖАНСУГУРОВА, заведующая лабораторией популяционной генетики Эльмира ХУСАИНОВА и ее молодые коллеги собрали костные фрагменты и зубы 111 древних людей. Они представляют 39 археологических памятников территории Казахстана и прилежащих областей России и Кыргызстана. Также был исследован один образец гуннского периода из Венгрии. Все древние люди жили в VIII в. до н. э. – IV в. н. э. Полученные генетические данные опубликованы в авторитетном американском журнале "Science Advances".

– Мне кажется, что термин “скифы” объединял разные народы, которые жили на огромной территории, но когда-то имели общее происхождение и имели сходные черты, – считает Лейла Джансугурова.

Из костных фрагментов и зубов были выделены образцы ДНК, из которых была получена вся доступная информация о геномах древних людей.

В то же время казахстанские ученые использовали геномное SNP-чипирование для анализа образцов от 96 современных казахов с широкой географией и родовой принадлежностью.

Анализ основных компонентов генома выявил демографический сдвиг, произошедший среди казахских степных популяций между бронзовым и железным веками. Образцы из степи среднего и позднего периодов бронзового века были генетически однородны, но образцы из железного века демонстрировали дополнительное влияние восточно-евразийских и южных популяций. Они связаны с неолитическими иранцами и мезолитическими кавказскими охотниками-собирателями.

С помощью геномного моделирования исследователи обнаружили, что степные предки среднего и позднего периодов бронзового века имеют как западно-евразийский, так и восточно-евразийский компоненты происхождения. Стоит отметить, что для скифов железного века ранее предполагалось только западно-евразийское происхождение. Восточно-евразийский компонент ранее не был описан.

Ученые обнаружили, что скифы железного века также включали компоненты предковых генов пастухов позднего бронзового века из Хувсгела в Cеверной Монголии, в дополнение к небольшой доле предков от населения Южного Кавказа / Ирана или Турана. Используя анализ примесей, исследователи подсчитали, что основные генофонды скифов сформировались в 1500 – 1000 гг. до н. э.

Между тем сарматы – еще одно кочевое население, которое позже сменило скифов примерно во II в. до н. э., вероятно, произошли от родственного, хотя и отличающегося генофонда позднего бронзового века. У них также была повышенная доля иранского происхождения.

Исследователи также отметили, что увеличение доли восточно-евразийских генных притоков начинается с первого тысячелетия нашей эры. Это они связывают с распространением восточных кочевых империй.

Современные казахские популяции, по оценкам генетиков, сформировались между 1341 и 1544 годами нашей эры. Они относительно генетически однородны по сравнению с древними популяциями железного века и некоторыми более поздними популяциями.

– Эта генетическая однородность, вероятно, связана с казахским обычаем Жети-ата, который строго соблюдался в течение 400 лет, что препятствует близкородственным бракам в течение 7 поколений. А этногенетические изменения, вероятно, отражают события раннего Средневековья, а также татаро-монгольское нашествие Чингисхана. В любом случае наши исследования продолжатся с привлечением археологических материалов раннего Средневековья, – уверена Лейла Джансугурова.

В исследованиях принимали участие крупные ученые-генетики – Йоханнес Краус (Германия), Чунгвон Джен (Южная Корея), антропологи, археологи из России, наши известные археологи – Зайнулла Самашев, Арман Бейсенов, Арман Бисембаев, Дмитрий Воякин – и ряд молодых исследователей.

Искандер ИЛЬДАРОВ – сотрудник пресс-службы Института общей генетики и цитологии Казахстана, АЛМАТЫ