Опубликовано: 18800

Про это! Как советская пропаганда меняла отношение к сексу

Про это! Как советская пропаганда меняла отношение к сексу Фото - Caravan.kz

Трудно поверить, но в ХХ веке самой раскрепощенной страной в мире был СССР. Век назад тут царила такая свобода нравов, что и не снилась распутному «загнивающему Западу»

До основанья, а затем

Еще не успела закончиться Гражданская война, как люди бросились в омут простых удовольствий. Идеология молодого государства такую распущенность только поддерживала.

Во-первых, одним из тезисов Владимира Ленина при построении коммунизма стала ликвидация такого мещанского явления, как институт семьи. А что, как не многочисленные внебрачные связи и свободная любовь, может нанести патриархальной семье роковой удар?

Во-вторых, комсомольская молодежь не слишком утруждала себя штудированием трудов Маркса и Ленина. В неокрепших умах родилась простая логика. То, что было плохо при буржуях и царе, при Советах стало хорошо и наоборот.

Первыми вестниками советской сексуальной революции стали нудисты, но по своей радикальности они отличались от нынешних. Купанием и загоранием  голышом в то время никого было не удивить. Простой народ купался без порток даже у стен Кремля.

Но в 1918 году общество «Долой стыд!» заявило, что одежда - вообще пережиток прошлого. Если шмотки и нужны строителям коммунизма, то только зимой.

Движение начиналось с голых вечеринок, а уже через  три года года члены общества ходили голышом по центральным проспектам крупных городов и закатывали скандалы, когда их не пускали в трамваи, кафе и магазины без исподнего.

Публичной демонстрацией своих срамных мест члены общества не ограничивались. Они требовали права на секс в общественных местах, декриминализации абортов, легализации гомосексуализма и интимных отношений с несовершеннолетними, если это происходит по обоюдному согласию.

По каким-то необъяснимым причинам движение поддерживал Владимир Ленин. Открыто протестовать осмеливался лишь революционер Николай Бухарин. Даже врач Ленина Николай Семашко в своих статьях лишь робко утверждал, что ходить голышом по грязным улицам негигиенично, а наш климат отличается от юга Европы и  африканских стран. Именно на африканские племена и Древнюю Грецию ссылались советские нудисты.

Вам тут не царский режим

При такой поддержке сверху общество «Долой стыд!» обрело большое политическое влияние.16 ноября 1920 года вышел указ о легализации абортов, причём речь шла не только о прерывании беременности в больнице, но и выгонке плода кустарными методами, которые практиковали деревенские повитухи.

СССР стал первым в истории государством, легализовавшим аборты. Это было очень смелое и неоднозначное решение.

В мединститутах проводить операции такого рода не учили, и даже врачи постигали это искусство лишь на практике. Правда, в 1924-м  к указу вышло дополнение, регламентирующее искусственное прерывание беременности. Этим мог заниматься человек только с медицинским образованием, в нормальных условиях и предварительно изучив здоровье женщины.

В 1920 году из новой редакции уголовного кодекса исчезла статья о наказании за однополые отношения.

В остальном свалившуюся сексуальную свободу тоже надо было как-то регламентировать, чтобы построение коммунизма не превратилось в сплошные оргии. Но проделать этот труд никто не осмеливался, потому что за неосторожное высказывание можно было получить несмываемое клеймо консерватора, мещанина и вообще врага революции.

Революционерка Александра Коллонтай не боялась осуждения. Она и при ханжеском царизме умудрялась вести довольно распутную жизнь, изменяя мужу с матросами.

Её труд «Новая женщина» был написан ещё в 1913-м, опубликован 6 лет спустя, но отношение к книжке в обществе было, скорее, философским. В 20-х годах прошлого века тезисы стали практически государственной идеологией.

К этой брошюре выходили постоянные дополнения и уточнения, нередко противоречащие друг другу. Эти правки зависели от перипетий в личной жизни революционерки.

А ты точно марксист?

Самый известный тезис Александры Коллонтай - это теория «стакана воды». Как утверждает революционерка в мире марксистского социализма, удовлетворить сексуальные потребности должно быть так же просто, как выпить стакан воды.

То есть комсомолец, увидевший в трамвае симпатичную комсомолку, должен тут же признаться ей в возникшем желании, а девушка просто обязана отдаться ему как можно скорее.

Если в процессе появится ребёнок, то это даже хорошо, потому что СССР получит нового гражданина, не зашоренного лживой буржуазной моралью. При этом обязанности при воспитании должно взять на себя государство. Так быстрее ликвидируется институт семьи.

После ярой критики теории вышло небольшое уточнение. Коллонтай добавила, что как бы человек ни мучался от жажды, он не станет пить из грязного стакана или из лужи. Значит, комсомолке можно предварительно оценить потенциального партнера. Если он чист и опрятен, то тогда она обязана отдаться, а если портянки у него несвежие, то с рождением нового члена коммунистического общества придётся подождать.

На вопрос, что можно считать извращением, Коллонтай ответила гениально. По её мнению, извращением являются любые интимные отношения с тем, кто не разделяет марксисткой идеологии. То есть если страстью друг к другу воспылают два комсомольца - это норма. А если комсомолец возжелает хорошенькую анархистку или, того хуже, буржуйку, то место ему в психлечебнице. Этот же критерий применим и другим видам сексуальных отклонений.

Дети и животные не могут искреннее разделять марксистких идеалов, поэтому интимная связь с ними извращение; а если комсомолец возжелает 90-летнюю старушку, штудирующую Маркса, то для любви не должно быть никаких препятствий.

Но самым страшным извращением, по мнению Коллонтай, является банальная ревность. Уж она натерпелась этого от мужа, гуляя с балтийскими матросами.

Сексуальная контрреволюция

Естественно, такие тезисы не могли не вызывать возмущения, хоть сторонники у них находились как среди рабочих и крестьян, так и интеллигенции. Любовное трио Осипа и Лилии Брик с поэтом Владимиром Маяковским вошло в хрестоматии. Никто из окружения троицы не называл это странным, по крайней мере публично.

В 1925 году, уже после смерти Владимира Ленина, Николай Бухарин наконец-то взялся за развратников, которые пять лет не давали ему покоя.

В газетах стали появляться острые статьи, бичующие подобную свободу нравов. Суть таких памфлетов была в том, что деграданты, поддаваясь животным инстинктам, опростили и опошлили великую идею марксизма, сведя её к удовлетворению собственной похоти.

21 августа 1926 года в Ленинграде произошло страшное преступление. Тогда 30 человек 4 часа подряд насиловали служащую пуговичной фабрики Любовь Белякову.

Следствие показало, что несчастную девушку затащили в общественный парк пятеро молодчиков, а потом предложили прохожим тоже «позабавиться». Желающих набралось 25 человек.

На суде насильники искренне не могли понять, в чём их обвиняют. Многие из них были законопослушными гражданами, активно участвующими в общественной работе. А что «девку в кустах полапали, так нынче не царский режим». Как боролись с проституцией в Советском Казахстане

Впрочем, это было не единственное из групповых изнасилований посреди бела дня да ещё в общественном месте. Просто преступление оказалось громким. И испуганные женщины стали роптать на Советскую власть.

Пятерых зачинщиков показательно расстреляли, остальных участников сослали в лагеря, и перед властями стала задача приструнить сексуальную революцию.

Ведь даже связи по обоюдному согласию стали огромной проблемой. Антибиотиков тогда не существовало, средства контрацепции были дороги и ненадёжны, поэтому венерические заболевания распространялись в геометрической прогрессии.

А коммунизм кто строить будет?

Как это водится у нас, пропаганда шагнула из крайности в крайность. По инициативе Николая Бухарина в 1924 году огромными тиражами выходит книга психиатра Арона Залкинда «12 половых заповедей революционного пролетариата». Именно ей мы обязаны тому самому советскому целомудрию, которое так тепло вспоминают наши бабушки и родители.

Залкинд утверждает, что интимных отношений до брака быть не должно, а вступать в брак следует не раньше 20-25 лет.

При этом самоудовлетворение совершенно неприемлемо. Но и после свадьбы близость должна случаться настолько редко, насколько это возможно. Любые вольности, кроме миссионерской позы, в полной темноте, под одеялом, категорически запрещены. Под запрет попадают даже флирт и кокетство, потому что они могут породить нехорошие желания. Естественно, при таких требованиях не может быть измен, а значит, и ревность объявляется пережитком прошлого.

Однополые отношения и всё, что выходит за рамки миссионерской позиции внутри брака, Залкинд называет психическими отклонениями, и с 1926 года любителей нетрадиционных эротических развлечений отправляют на принудительное лечение. В тюрьму пока отправляют лишь за совращение несовершеннолетнего.

Аборты всё ещё остаются легальными, но с оговорками. Прервать беременность можно только, если она наступила после изнасилования или есть угроза жизни женщины или риск рождения больного ребёнка. 

В дополнение к трудам Залкинда многочисленными тиражами выпускаются давно забытые брошюры о вреде мастурбации и последствиях половых излишеств.

Лекции по мотивам «12 заповедей» проводятся везде: на фабриках, в школах, в далёких деревнях с парой стариков, где и нарушать эти заповеди некому.

В 1935 году вышел закон, предусматривающий наказание за хранение и распространение порнографии. Сейчас, при обилии «клубнички» в интернете, трудно представить, что люди рисковали свободой, чтобы заполучить размытую фотокарточку с обнаженной красоткой.

Результат даёт знать о себе и 100 лет спустя. До сих пор жители постсоветского пространства считают эти правила непреложной истиной.

Плодитесь и размножайтесь

После Великой Отечественной нравы в СССР стали мягче. Надо было повышать демографию, и власти сквозь пальцы стали смотреть на добрачные связи и супружеские измены.  Народ тоже немного раскрепостился. Среди трофеев солдат были порнографические открытки, эротические журналы и даже пособия вроде «Камасутры».

Государство, как могло, поддерживало матерей-одиночек, так что забеременеть от любовника уже не было трагедией.

А вот ответственность за однополые связи стала строже. Сексопатолог Абрам Святощ выпустил труд, в котором утверждал, будто гомосексуализм хоть и психическое заболевание, но при нынешным уровне психиатрии вполне излечимое. Значит, нужно не жалеть больных людей, не желающих лечиться, а отправлять их за решётку. К слову, в те времена тягу к своему полу, и правда, лечили быстро и успешно. Пациента попросту обкалывали конскими дозами аминазина и прочих препаратов, и тот уже не мог испытывать тяги ни к своему, ни к противоположному полу.

Аборты, единственным показанием к которым было только желание женщины, разрешили только 23 ноября 1955 года. К этому решению властей подтолкнуло участившееся количество нелегальных прерываний беременности. Смягчение нравов привело к участившимся случаям «залётов». ГОСТ на презервативы был утверждён только в 1983-м, а до этого средства контрацепции не могли похвастаться качеством и надёжностью.

Люби меня, как в кино

Сексуальная революция на Западе не могла не долететь и до СССР. Этому немало поспособствовали деятели искусства. Всё чаще в советской литературе стали появляться эротические сцены, хоть и тщательно завуалированные. Понятие «порнография» тоже изменилось. В журналах социалистических республик, которые свободно продавались в СССР, появлялись фотографии, демонстрирующие красоту женского тела.

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1958 года показал, что целомудрие - это, может, хорошо, но очень скучно.

В 1966 году на экраны вышел фильм «Андрей Рублёв» Арсения Тарковского, где обнаженные девушки не мелькали на экране несколько секунд, а были показаны долго и крупным планом, а в 1968-м вышла скандальная лента «Любить…» Михаила Калика.

Главная мысль фильма была революционна по тем временам: настоящая любовь немыслима без интима. Этого не могла скрыть даже тщательная цензура.

Естественно, власти не могли не взять под контроль такое падение нравов.

С 1969 года стали появляться первые брошюры, где довольно стыдливо говорилось об интиме. 

Добрачные связи там хоть и осуждались, но с оговоркой. Что если прям очень хочется, то подумай о последствиях, вроде нехороших болячек или нежелательной беременности. В пособиях для подростков также говорилось о рукоблудии. Дескать, это очень нехорошо, но если не выдержал и поддался искушению, то не кори себя, а просто постарайся больше так не делать.

А вот однополые отношения в таких пособиях нещадно бичевались. Читателей предупреждали, что эти «больные люди» нередко обладают красноречием, могут ссылаться на творчество известных поэтов и писателей, но верить им нельзя, потому что за красивыми речами стоит извращенная похоть нездорового человека.

Тем не менее в серьёзной медицинской литературе уже стали появляться статьи, что в однополых связях нет криминальной составляющей и лечить таких людей не нужно.

Если это не представляет угрозы обществу. Правовед Михаил Шаргородский в учебнике по уголовному праву 1973 года пишет, что нельзя привлекать к ответственности двух взрослых, адекватных мужчин, уличенных в мужеложстве. Строго наказывать надо лишь тех, кто пытается соблазнить неопытных юношей.

Ветер перемен

Не секрет, но настоящее падение нравов в СССР пришло с Перестройкой. В 1985 году журнал «Семья и школа», выходивший миллионными тиражами, опубликовал ряд статей, посвященный сексуальному просвещению детей. Статьи писали лучшие педагоги и врачи страны, и материал был очень грамотным и аккуратно составленным, но факт публикации вызвал шквал гневных писем не только от родителей, но и от заслуженных педагогов. Мечта всех девушек СССР: модные штучки из прошлого, за которые сейчас стыдно

В 1986 году, после принятия закона о кооперации, страну наводнили полукустарные книжки о радостях секса. Среди них были как переводные труды западных маститых сексологов, так и откровенная порнография отечественных графоманов. Естественно, свято доверять кооперативной литературе было нельзя, поэтому большинство советских граждан если и читали это, то лишь из праздного любопытства.

В 1989 году в СССР вышла книга «Энциклопедия молодой девушки». Это было переводное издание из Чехословакии. В СССР не было специалистов, способных написать столь откровенные тексты. По нынешним меркам содержимое было очень целомудренным, но именно оттуда советские женщины узнавали, что есть и другие позы, кроме миссионерской, и о том, как достичь оргазма.  В отличие от кооперативной макулатуры книга выглядела очень солидно.

К концу 80-х об интиме писали все газеты, включая «Пионерскую правду», а по телевизору откровенные передачи крутили даже днём, так что к распаду СССР о сексе были неплохо осведомлены даже дети.

А что касается однополой любви, официально она перестала быть преступлением только осенью 1993-го.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи