Опубликовано: 410

Как казахи относились к абортам раньше

Как казахи относились к абортам раньше

Наша читательница Зульфира Калькенова вспомнила, что при Сталине было запрещено делать аборты, но их делали подпольно, на дому. Мы решили узнать, как к абортам относились у казахов.

Историк Радик ТЕМИРГАЛИЕВ утверждает, что аборты воспринимали однозначно плохо:

– Это же было традиционное общество!

Писательница Зира НАУРЫЗБАЙ говорит, что по абортам информации недостаточно:

– А если верить Шокану УАЛИХАНОВУ, незамужние девушки делали аборты. Но в целом такие решения не приветствовались у казахов, было много случаев, когда ребенка незамужней женщины усыновляли ее родители.

Писательница Райхан АЛДАБЕРГЕНОВА уверена – в Степи таких вещей быть не могло:

– Слово “аборт” и кочевые казахи – несовместимы. Возможно, баксы помогали избавиться от замершего плода, но, чтобы специально делать аборт, – нет. Недаром говорили: “Когда в степи родится верблюжонок, ягненок или жеребенок, Тенгри вырастит для него травку".

Тектанушы, родолог-консультант Алия САГИМБАЕВА рассказала, что помнит понятие “түсік”:

– Так называли выкидыш. Бала түсу үшін – чтобы плод покинул чрев мамы – женщины садились на горячие кирпичи, таскали тяжести, и происходил самопроизвольный аборт. Делали аборты и в послевоенное время. Я консультировала женщин, чьи мамы делали аборты в советский период.

К счастью, сейчас существуют методы проработки таких травм. В некоторых психологических техниках считается, что абортированного ребенка – исключенного из родовой системы – надо ввести в нее.

– У основателей родологии ДОКУЧАЕВЫХ – иной подход. Если женщина сделала аборт и на консультацию приходит с чувством вины или осуждает маму, которая прошла через это, мы прорабатываем эти чувства. Анализируем причины этого шага, условия, в которых было принято решение, и после “ремонтируем” человека, – рассказывает Алия Сагимбаева.

По исследованиям генетиков, на 30-й час после оплодотворения яйцеклетка (зигота) начинает делиться, и с этого момента ребенок находится в психическом поле матери, продолжает тектанушы.

– Если мама на 10–15-й неделе приходит к мысли сделать аборт, а потом все-таки рожает детей, то они находятся с ней в сложных отношениях, испытывают страх смерти, неудачу в жизни.

Такие кейсы в практике родологов идут под условным названием “нежеланные дети”. Приходят женщины 60 лет, которые до сих пор испытывают последствия мыслей матери об аборте. Есть семьи, где эту тему долгие годы замалчивали, а потом тайна о том, что ребенка не ждали, раскрывается. Как поменять родовые программы и из проклятия сделать благословение - секреты консультанта-родолога

Мы помогаем проработать то желание, которое испытывала родительница много лет назад, то есть работаем с перинатальным периодом, – говорит собеседница “КАРАВАНА”.

И, по твердому убеждению Алии Сагимбаевой, право выбора – делать или нет аборт, должно оставаться за женщиной.

– А еще очень важно привести коллективное сознание к мысли об обоюдной ответственности мужчины и женщины за будущего ребенка, – подчеркивает тектанушы, родолог-консультант.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи