Опубликовано: 110800

Как бы выглядел Казахстан, если бы Кремлю удалось реализовать безумные мечты

Как бы выглядел Казахстан, если бы Кремлю удалось реализовать безумные мечты

И Российская империя, и СССР обожали фантастические проекты. И нередко полем для масштабных экспериментов была территория Казахстана. Кремлю и императорскому дворцу не давал покоя тот факт, что тысячи гектаров наших земель пропадают зря. Но, к сожалению или к счастью, этим проектам так и не удалось воплотиться в жизнь.

Гладко было на бумаге

Первый масштабный проект по изменению Казахстана разработал председатель совета министров Российской империи Пётр Столыпин. Идея переселить российских крестьян в казахстанские степи появилась у него в 1906 году, когда он занимал пост гофмейстера Саратовской губернии. Политический деятель изучил труды российских географов, путешествующих по Средней Азии, и главное, что ему запомнилось, это бескрайние степи, которые "никто не обрабатывает". В 1910 году Столыпин подал императору первые документы с планами  по освоении киргиз-кайсацких степей, сообщает медиа-портал Caravan.kz.

На бумаге план выглядел безупречно.

Нищих и безземельных  крестьян переселяют в Тургайские степи, выделяя каждому столько земли, сколько тот может обработать.

На закупку семян, саженцев и сельхозинструментов планировалось выдать подъемные из расчёта 50 рублей на десятину (чуть больше гектара). Для сравнения, постройка добротной избы обходилась в те времена в 10 рублей, а учитель зарабатывал 23 рубля в месяц. Плюс ко всему крестьянам давали деньги и на дорожные расходы. Щедрость Российской империи была не совсем альтруистичной. По предварительным подсчётам, освоение степей должно было уже через три года регулярно пополнять российскую казну на 200 миллионов рублей. Это почти 10 % от всего бюджета империи на то время. Так решалось сразу несколько проблем. Страна избавится от нищих и безработных, крестьяне, получив свой надел, не пойдут жечь усадьбы помещиков, и российские военные укрепления в Средней Азии смогут быстро и дёшево получать продовольствие.

Потёмкинские аулы

Главной мечтой Петра Столыпина было превращение степей Гурьева, Уральска, Тургая и Приаралья в бескрайние фруктовые сады. Также государственный деятель грезил об утончённых винах из степных виноградников, но на практике всё вышло иначе, чем задумывалось

Что такое степи, Столыпин знал отлично, он нередко бывал в таких природных зонах. Вот только перед его глазами были степи Бессарабии, Украины и Центральной полосы России. В этих краях почва очень плодородна и климат мягче, чем в казахстанских степях.

Переселенцы смогли получить какой-то урожай, но даже в сытные годы он составлял лишь 30 % от планируемого.

Любопытно, но в отчётах всё было гладко. Чиновники на местах писали, что земли, после того, как их стали обрабатывать поселенцы, стали давать на треть больше урожая, чем было раньше. Если учесть, что прежде они вообще ничего не давали, то отчёты будут правдивыми.

Справедливости ради стоит отметить, что у особо старательных земледельцев кое-какие фруктовые деревья прижились. Но они быстро одичали. Там Актюбинск до 80-х годов ХХ века окружали яблоневые рощи, вот только яблочки на них были не больше вишни.

А вот  идея с виноградниками обернулась полным провалом. На западе Казахстана лозы погибли в первую же зиму. А ведь переселенцы из Бессарабии и беженцы из оккупированной турками Болгарии рассчитывали именно на виноград и даже выстроили у себя на участках огромные винные подвалы.

Даже простые сосенки, вётлы и берёзки тут плохо приживались. И мечты Столыпина о райских казахстанских садах, в реальности обернулись крошечными рощицами. Сухой паёк для солдат НАТО, России и Казахстана: кого лучше и хуже всего кормят

Неверной дорогой идёте, товарищи!

Владимир Ленин тоже мечтал изменить Казахстан, правда, особых видов ни на Алашскую автономию, ни на Киргизский край, как тогда именовались наши земли, особых планов не имел. Кремлевский мечтатель хотел лишь, чтобы города, где настала «социальная справедливость», кардинально отличались от буржуазных и феодальных. Кроме того, крупный теоретик марксизма ненавидел буржуйское мещанство даже в одежде и архитектуре. Благодаря этому в Казахстане появились здания в стиле «конструктивизм».

Это направление отличается строгими геометрическими фигурами и максимальной практичностью.

А проводить архитектурные эксперименты лучше всего было именно в Средней Азии. Тут и свободных земель больше, и в случае чего снести глинобитную мазанку проще, чем кирпичный купеческий дом.

Жилые дома Страны Советов, по замыслу Ленина, должны превратиться в дома-коммуны – нечто вроде современных капсульных отелей, а питаться строители коммунизма обязаны на фабриках-кухнях. Это такая вытянутая столовая с конвейером вместо столов, способная за раз накормить 100-200 человек. Так Ильич хотел бороться с мещанской готовкой на керогазе и буржуазными кафе, где клиенты эксплуатируют официантов.

Обед с конвейера

Кроме того, здания в духе конструктивизма тяжеловесны не только в эстетическом плане, но и в буквальном. Не каждая почва выдержит такую махину. А вот казахстанский суглинок и каменистая почва на юге страны - вполне. Естественно, Ильич  не ломал голову, в каком городке и тем более на какой улице будет возведён футуристический монстр. Ему нравилась сама идея города из будущего.

Ленин с удовольствием подписывал архитектурные проекты самых безумных и креативных авторов. Самый известный из них - башня Татлина высотой 400 метров, которую должны были возвести в Петрограде, но тот проект так и остался на бумаге.

А вот ДК железнодорожников в Актюбинске всё-таки построили, и он существует сейчас почти в первоначальном виде. Правда, здание было построено в 1928 году, через 4 года после смерти Ильича.

Архитектура Актюбинского ДК железнодорожников была безумна даже по меркам авангардного конструктивизма.

Здание представляло собой контур паровоза, составленный из геометрических фигур. Хотя, нужно было обладать хорошей фантазией, чтобы увидеть в этих контурах паровоз.

Остальные казахстанские строение в стиле конструктивизма были не столь вычурны.

В Алматы в этом стиле выполнены Дом связи, Дом правительства КазССР, КАЗНУ и Дом министерств по улице Панфилова. Они построены уже в 30-х, когда  архитекторы-конструктивисты были более сдержанны в творческом самовыражении.

В апреле 1932-го ВКП(б) конструктивизм был объявлен течением, чуждым «пролетарской культуре».

Может быть, оно и к лучшему. Проживи Ленин ещё лет 10-15, весь Казахстан был бы застроен домами в виде паровозов и скучными длинными параллелепипедами домов-коммун и фабрик-кухонь.

Тут будет город-сад

Вместе с Иосифом Сталиным на смену конструктивизму пришёл «сталинский ампир». Что это такое, обьяснять не нужно. Высокие здания с лепниной есть в каждом городе на постсоветском пространстве и даже во многих бывших соцстранах.

В Алматы ярким примером советского ампира является театр оперы и балета, вокзал «Алма-Ата 2», консерватория и Аграрный университет.

Но это только начало глобального строительства Алма-Аты, запланированного «отцом народов». На столицу КазССР у Сталина были большие планы. Старые дома решили снести полностью. На генплане, который утвердил Сталин, Алма-Ата напоминает, скорее, Рим. Такие же статуи, ротонды, арки, балюстрады.  Учитывая сейсмическую опасность, практически все жилые дома должны быть не выше четырех этажей и обязательно, чтобы на первом находился магазин, кафе или парикмахерская. Расширять город «вождь народов» не собирался. Городок должен был уместиться между Большой и Малой Алматинкой. Там бы проживало всего 70-80 тысяч человек. Изюминкой сталинской Алма-Аты стали зелёные насаждения. Скверы, сады и парки  на проекте занимали больше половины городка.

Для остальных населенных пунктов Казахстана генплан был скромнее. Пафосные административные здания с лепниной и рабочие коттеджи в 2-3 этажа. Черные геологи тоннами вывозят уникальные минералы, которые есть только в Казахстане

Чтобы понять, как Казахстан выглядел бы, если б Сталин осуществил задуманное, достаточно прогуляться возле аэропорта Алматы. Нынешняя улица Майлина - практически эталон среднестатистического казахстанского города, в представлении Сталина.

Мечтам «отца народов» сначала помешала война, а потом не стало и самого Сталина.

Ты неси меня, река

В 1948 году российский академик Владимир Обручев предложил Сталину проект по переброске части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию. Уж насколько «отец народов» любил амбициозные стройки, но эту идею он назвал глупой, дорогостоящей и даже не заслуживающей внимания.

После смерти Сталина этот проект, дополненный и улучшенный, предложили уже Никите Хрущёву. А вот Никита Сергеевич, как любитель громких реформ и масштабных проектов, от идеи был в восторге и сразу дал добро. Видимо, одного освоения целины ему было мало.

Канал «Сибирь - Средняя Азия» был первым этапом проекта и представлял собой строительство водного канала из Оби через Казахстан на юг - в Узбекистан. Канал должен был быть судоходным.

«Анти-Иртыш», второй этап проекта. Воду планировали направлять вспять по Иртышу, затем по Тургайскому прогибу в Казахстан, к Амударье и Сырдарье.

Предполагалось возвести гидроузел, 10 насосных станций, канал и одно регулирующее водохранилище.

Подводная лодка в степях Казахстана

Если бы проект воплотился в жизнь так, как задумывалось на бумаге, то Караганда стала бы портовым городом, Аральское море не пересохло бы, жители Атырау, Актобе, Актау и Уральска могли бы из родного города отправиться в круиз к Карскому морю или в Ташкент.

Кроме транспортной и логистической схемы, значительно бы развилось земледелие. Засушливые районы Казахстана получали бы пресную воду с избытком. Вдоль новых рек выросли бы современные города.

Нельзя сбрасывать со счетов и идеологическую составляющую. Лозунг «Течёт вода Оби-реки, куда велят большевики» показал бы «загнивающему Западу» преимущества  социализма над «царством капитала».

Хрущёв только продвинул проект на рассмотрение пленума ЦК КПСС. Рассматривали его всерьёз в 1968-м, спустя почти четыре года после отставки  Никиты Сергеевича, так что воплощать в жизнь чужую безумную идею пришлось Брежневу, Андропову и Черненко.

С 1970-го по 1985-й проводились работы по  реализации, но они были незначительными, а в 1986-м проект свернули. Он был не только слишком дорогостоящим даже для такой страны, как СССР, но и грозил глобальной экологической катастрофой всему миру.

Справедливости ради стоит отметить, что некоторые детали проекта актуальны и сейчас. В 2008 году со старых бумаг стряхнули пыль, и учёные снова их изучают.

Но в любом случае реализация изначального плана невозможна.

Постой, паровоз, не стучите колёса

Леонид Брежнев ставил перед собой реальные цели по изменению страны и в основном их добивался. Витать в облаках генсек не любил.  При активном участии «дорогого Леонида Ильича» в Алма-Ате появился уникальный каток «Медео», выросла гостиница «Казахстан», ставшая визитной карточкой южной столицы. Остальные города тоже значительно изменились. Тут появились стадионы, современные кинотеатры, спортивные комплексы и новые микрорайоны. Доходы СССР от продажи резко подорожавшей нефти были фантастическими, и на такую роскошь денег хватало с лихвой.

Вот только одну свою идею насчёт Казахстана Брежнев так и не успел воплотить в жизнь.

Леонид Ильич подумывал построить по всей республике разветвлённую сеть железных дорог. а кое-где и пустить электрички.  

Даже полвека спустя попасть из отдаленного аула хотя бы в райцентр очень трудно. А тут сельчане могли бы на выходных  прыгнуть в электричку, культурно отдохнуть в городе, и к вечеру вернуться домой.

Кроме того, вдоль железнодорожной ветки выросли бы посёлки,

Но увы! Воплотить в жизнь масштабный и очень перспективный проект генсек не успел.

После смерти Брежнева уже никто не строил глобальных планов по изменению Казахстана, а потом СССР распался.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи