Опубликовано: 3400

Кукуруза – это танк: чему должен научиться Казахстан у Никиты Хрущева

Кукуруза – это танк: чему должен научиться Казахстан у Никиты Хрущева

На следующий год после окончания Великой Отечественной войны европейскую часть СССР охватила засуха. Дожди обошли Молдавию, Украину, Краснодар, Воронежскую, Курскую, Брянскую области. Урожай оказался меньше обычного.

Эти районы и от оккупации пострадали больше всего. Не хватало людей, техники, горючего. Одновременно страна готовилась к третьей мировой. Она наращивала запасы продовольствия.

Для своих граждан руководство зерно придерживало, в то же время оказывало помощь сателлитам. В итоге в 1947 году начался голод. По разным данным погибло от 200 до 600 тысяч человек. Сотни тысяч недоедали.

Народ от смерти во многом спасла кукуруза. Именно Украина и Молдавия были главными производителями этого злака. Ее ели вареной, в виде каши и хлеба, скармливали скотине. Кормовой кукурузой и выжили.

Украиной тогда руководил Никита Хрущев – разрекламированный герой Сталинградской битвы. Он вырос на кукурузе, поэтому проталкивал эту культуру еще до войны. А после голода уверовал, что именно она сможет накормить народ.

В 1953 году Хрущева избрали Первым секретарем ЦК КПСС. Его первоочередная проблема – недоедание населения. Средний житель СССР тогда выживал на картошке и хлебе: в день он съедал полкило хлеба, 800 граммов картофеля, 120 граммов овощей и 60 граммов мяса. Яиц, крупы, растительного масла и сахара в рационе почти не было, страна этого почти не производила.

Для нового лидера ответ был перед глазами: надо сажать кукурузу! Это царица полей.

Выгоды очевидны. Пшеница в СССР давала 7–8 центнеров с гектара, кукуруза в США – 25. В три раза больше! Если выращивать на силос – то все 100 центнеров! Из-за высокой урожайности цена тоже ниже, примерно в два раза.

– Кукуруза, товарищи, это танк в руках бойцов, я имею в виду колхозников. Это танк, который дает возможность преодолевать барьеры, преодолевать преграды на пути к созданию изобилия продуктов для нашего народа, – сказал Никита Хрущев. И пообещал сажать “танки” “от Казахстана до Таймыра”.

Один минус – культура требует ухода. Значит, надо учить. Курсы организовали в каждой области.

Колхозы и совхозы обязывали высевать “царицу” сразу, без опытных участков.

В глазах любого крестьянина это была авантюра – надо же попробовать сначала засеять 2–3 гектара, снять урожай, подумать. Займет 2–3 года. Голодомор 30-х. Миллионы смертей в мирное время

Москва торопила. Главной целью кампании был не перевод страны с привычного хлеба на кукурузу. Хрущев хотел увеличить производство мяса, молока и птицы. Для животных нужен дешевый и питательный корм.

Как раз в это время в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку приехал фермер из штата Айова Росуэлл Гарст. Он горячо пропагандировал свои початки. Его убежденность нашла почитателя: мысли о царице полей не давали покоя Первому секретарю. На первой же встрече простой фермер и главный коммунист планеты нашли общий язык. Из США потек семенной материал для Советского Союза. В обратную сторону – золото.

С 1959 года посевы кукурузы стали быстро расширяться: если в 1954 году кукуруза в СССР занимала 3,5 миллиона гектаров, то в 1962 году площади должны были вырасти до 37 миллионов. Больше целины.

Сеяли царицу на самом деле от Казахстана до Таймыра. Причем она занимала не новые земли, а вытесняла традиционные культуры – пшеницу, рожь, люцерну, подсолнечник, бобовые. Был период, когда завоевала страну: кукурузные хлопья, палочки, хлеб и колбаса.

Подвела экономика. Все-таки кукуруза – растение теплолюбивое. Лучшие урожаи она давала в теплых Молдавии и Украине. Хорошо росла на поливных землях Краснодара, Кавказа, Средней Азии и Южного Казахстана. Здесь ее выращивали и на силос, и на зерно. В Сибири не вызревала. Нужны были морозоустойчивые сорта, которых не было. В средней полосе России оказалось, что традиционные многолетние травы при том же объеме зеленой массы выходят в два раза дешевле, так как ухода почти не требуют. Обещанной манны небесной для животноводства не получилось.

С другой стороны, чтобы получить 10 бычков на мясо, надо иметь 10 коров и минимум 1 породистого производителя. А их не было.

Во время войны стадо КРС в СССР уменьшилось с 55 до 47 миллионов голов, поголовье свиней – с 20 до 9 миллионов.

Тут бы подождать 3–4 года, жирок нагулять. Но Хрущев торопился.

В 1962 году СССР снова недобрал зерна. Правительство издало постановление “О наведении порядка в расходовании ресурсов хлеба”, ограничив его продажу до 2,5 килограмма в одни руки. В хлеб добавляли кукурузную и гороховую муку.

На следующий год ситуация стала хуже. Собрали всего 107 миллионов тонн – еще на треть меньше, чем в прошлом году. Страна очутилась на грани голода. Надо было продержаться до нового урожая. С прилавков исчез не только белый хлеб, но даже манка, вермишель и другие продукты. Некоторые историки говорят, что это была спланированная акция противников секретаря. Сразу после перехода власти к Брежневу все продукты появились. А о кукурузе забыли. В 1964 году больше половины “царских” посевов погибло. Сельское хозяйство СССР постепенно возвращалось к традиционным культурам: пшенице, ржи и кормовым травам для скота…

Основными причинами провала кукурузной гонки в СССР стали: нерациональное использование земель, отсутствие технологий и гибридных сортов, приспособленных под климатические условия холодных регионов...

Казахстан вроде бы действует более осторожно.

В 2013 году была принята госпрограмма “Агробизнес – 2020”. Особое место в ней отведено повышению урожайности кукурузы и сои. Эти две культуры объявлены стратегическими. От них зависит обеспечение кормами животноводческой отрасли, расширение ассортимента продуктов питания и обеспечение продовольственной независимости страны. 98 процентов урожая кукурузы получают в Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. Казалось бы, вот оно, решение – юг занимается трудоемкими техническими культурами, север – пшеницей. Но денег, как всегда, на всех не хватает. От поддержки сельского хозяйства в Казахстане фермерам хочется выть волком

В 2017 году минсельхоз резко изменил правила субсидирования села: оказалось, что две трети всех субсидий получал один процент хозяйств страны. Иначе говоря, холдинги. В основном зерновые, ориентированные на пшеницу. Кукуруза и соя для них невыгодны из-за больших трудозатрат.

Субсидии должны пойти на юг. А куда тогда отправится село северной части страны?

Пшеница – единственная индустрия в Северном Казахстане, которая остается прибыльной и ориентированной на экспорт. Без субсидий она не выживет.

Как быть? Может, остановиться и подумать? Осмотреться вокруг, понять, для чего вообще нам нужны та же кукуруза, соя и пшеница. Жирок накопить. Или снова времени нет?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи