Опубликовано: 5200

Люди едут за мечтой: чему должен научиться Казахстан у великой столыпинской реформы

Люди едут за мечтой: чему должен научиться Казахстан у великой столыпинской реформы

Со времен Ивана IV Грозного у России возникла постоянная проблема: много незаселенной земли, которую некому было осваивать. После взрывной экспансии XVI века Великое княжество Московское по размеру стало больше, чем вся остальная Европа. При населении в три миллиона человек. Примерно.

Второй громадный прирост территории случился в XIX веке: Россия оформила свои границы на Дальнем Востоке. В 1860 году основан военный пост Владивосток. Но жили моряки, как на острове: все припасы надо было везти морем, через Африку, вокруг только неприятель, своей промышленной и продовольственной базы нет.

Одновременно в европейской части империи жили миллионы батраков, у которых не было своей земли.

После освобождения крепостных крестьян в 1861 году страна росла очень быстро: за 50 лет население увеличилось в 2,3 раза – до 170 миллионов человек. Чем грозит переселение казахстанцев-южан в северные регионы

Средний размер надела снизился в два раза – с 5 до 2,9 гектара. С такого участка могли прокормиться 2–3 человека, но никак не 8–10 ртов, какой была тогда обычная крестьянская семья. О товарном производстве и говорить нечего. Все, что вырастет, шло на собственный прокорм. На рынок отправить было нечего. Избыток населения в европейской части России, по данным переписи 1897 года, был 35 процентов. При таком земельном голоде существовали регионы, где дефицит людей. Это Сибирь и Северный Кавказ.

В ноябре 1906 года император Николай II подписал указ “О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования”. Этот документ дал старт земельной реформе и переселению крестьян в Сибирь. Проект подготовил председатель Совета министров – министр внутренних дел Петр Столыпин.

Центром переселений стал Алтайский округ – до 1906 года личная собственность императора Николая. Своим указом он передал все свободные земли округа для устройства малоземельных крестьян.

Тогда в него входили территории ныне Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Республики Алтай и Хакасии. Здесь крестьяне получили 25 миллионов десятин кабинетских земель.

Главным толкачом стал Крестьянский поземельный банк. По царскому указу переселенец получал от него льготный билет на переезд всей семьи, инвентаря и животных на новое место, путевую ссуду (до 50 рублей), ссуду на обустройство (200 рублей). И землю от местных властей. Формально 25 десятин земли (27,5 гектара) на создание хозяйства плюс по 50 десятин (55 гектаров) на каждого члена семьи.

На семью с тремя детьми выходило 275 гектаров. По факту на Дальнем Востоке, например, бесплатно предоставлялся 100-десятинный надел (109 гектаров). Тем не менее это было в 30 раз больше, чем на Большой земле.

В переселенческих районах издавались брошюры, справочники, плакаты, которые призывали людей ехать к ним. Так как сначала в эти области прибывали на разведку ходоки, то местные власти стали распространять информацию через них. Рассказывали о местоположении участков, их плодородии и водоснабжении. Почти половина всех новых сел Сибири была основана ходаческими партиями.

В результате в 1906–1913 годах за Урал переселилось более 3,8 миллиона человек – столько же, сколько за предыдущие 300 лет.

Основной поток людей шел с территории современных Украины, Беларуси, Поволжья, Тульской и Орловской губерний. Они ввели в оборот почти четыре миллиона гектаров земель.

Реформа своей главной цели не достигла. Не успели. Но она дала результаты. За 7 лет посевные площади России были увеличены на 10 процентов, вырос экспорт зерна. Закупка сельскохозяйственного оборудования скакнула вверх в 3,5 раза. Объем используемых удобрений – в 2,5 раза. Это подстегнуло промышленность – рост до 8,8 процента в год.

Минус тоже был: из-за Урала вернулся один миллион человек, люди не смогли найти себя на новом месте. Еще 344 тысячи неустроенных остались на месте. Всего – больше трети всех переселенцев…

Перед Казахстаном сегодня стоит почти такая же проблема: север (Южная Сибирь, кстати, географически) населен слабо, на юге – переизбыток рабочих рук.

Запущена государственная программа переселения. Но результаты ее пока очень скромные. Переезд 10–20 семей объявляется достижением. Всего за прошлый год место жительства поменяли 1 858 семей, или 6 766 человек. Это никак не покрывает демографические потери северных областей. Часть семей вернулась назад, на юга.

Почему возникли такие проблемы? Первое: люди едут за мечтой. И эту мечту надо дать. А как она выглядит сегодня? Кто знает?

В России она осталась прежней: получить свой дальневосточный гектар и строить счастье своими руками. Эти идеи изучали социологи по заказу Кремля и оформили в образах маркетологи. Похожих исследований по Казахстану не проводилось. Но мечтатели не сидят сложа руки. Вот они и создают свои образы в виде тысячных табунов и трехэтажных усадьб. Но главное, чтобы даром. Не работать. И транслируют эти образы в массы. Благо социальные сети работают за них. В итоге образ достатка в стране искажен. Почему переехавшие на север Казахстана южане сбегают домой

Успешный человек богат просто так. Или благодаря агашке. Но никак не благодаря тяжелой работе в грязной земле.

Второе: всегда найдутся те, кто не сможет устроиться на новом месте. Не повезет, не климатит, сопьется от счастья, руку сломает в конце концов. Опыт России говорит, что треть переселенцев себя на новом месте не найдет. Этого бояться не надо. Если две трети заживут хорошо, то их счастья хватит стране на десятилетия вперед.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи