Опубликовано: 1600

Утомленные пандемией: как коронавирусные ограничения ударили по психике казахстанцев

Утомленные пандемией: как коронавирусные ограничения ударили по психике казахстанцев

Долгие месяцы борьбы с коронавирусной инфекцией и стресса отразились на психическом здоровье казахстанцев. Люди теряют контроль и предсказуемость. Даже самые стальные нервы не выдерживают. Надо признать, что устали все, однако масштабы пандемической усталости – никому точно не известны.

Ситуация обостряется

Для многих жизнь треснула пополам, разделившись на до и после ковида. До – осталось всё привычное, любимое, а сейчас миром правит неопределенность. Сколько еще всё это продлится – кажется, ни у кого нет точного ответа. А может, это вообще наша новая реальность, с которой нужно научиться жить? О пандемической усталости начали говорить еще в конце прошлого года. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет ее как отсутствие мотивации следовать протоколам здравоохранения, рекомендуемым мерами предосторожности и ограничениями для защиты себя и других от вируса. ВОЗ считает, что от пандемической усталости страдает более половины населения мира.

Данное состояние развивается с течением времени и проявляется скукой, депрессией и другими психологическими проблемами, включая физическое истощение.

Если вы стрессуете от повседневных вещей, с которыми когда-то легко справлялись, спите, но при этом не чувствуете себя отдохнувшим, вас не покидает чувство безнадежности или одиночества, неспособны сконцентрироваться, постоянно раздражительны, разлюбили свое хобби или вещи, которые нравились, увеличили потребление еды и алкоголя, перестали заботиться о собственной безопасности, а также о здоровье и благополучии общества (носить маски, дезинфицировать руки, соблюдать социальную дистанцию), скорее всего, вас настигла пандемическая усталость. Вам нужна помощь.

В апреле прошлого года Республиканским научно-практическим центром психического здоровья МЗ РК при поддержке ЮНИСЕФ была организована платформа onlinehealth.kz с целью оказания психологической поддержки и помощи в условиях вспышки COVID-19 всем, кто в ней нуждается. Врачи-психотерапевты и психологи объединились, чтобы оказывать бесплатные онлайн-консультации казахстанцам. За период работы сайт посетили более 80 тысяч пользователей, было проведено около 400 полноценных онлайн-консультаций, рассмотрено 200 письменных обращений с дачей рекомендаций.

– Каковы масштабы пандемической усталости среди казахстанцев, по-вашему?

– Сейчас, общаясь с коллегами, мы, действительно, видим, что ситуация с психическим здоровьем в стране обостряется. Можно говорить и о пандемической усталости, масштабы которой с каждым месяцем, я думаю, возрастают. Пандемическая усталость – не медицинский диагноз, а термин, который описывает реакцию человека – в данном случае на пандемию, – отвечает Шайзат ТЛЕУБАЕВА, врач-психиатр, заведующая отделением психотерапии и реабилитации филиала РНПЦ ПЗ (г. Павлодар). – Ее симптомы могут быть самыми разными, но, по сути, это ответ на стресс. На сайте нашего центра в 2020 году была открыта служба бесплатной психологической помощи, в этом проекте участвуют более 70 специалистов из разных сфер.

Любой желающий может обратиться за помощью: выбирает себе специалиста, они договариваются о времени, и он проходит онлайн-консультацию у психолога или психотерапевта. Я сама проводила консультации и, действительно, могу подтвердить, что очень актуальны проблемы, связанные со страхами: болезни, смерти, неуверенности в завтрашнем дне. Здесь важную роль играет то, что в период пандемии были введены тотальные запреты, ограничения, многие потеряли работу, этот список можно перечислять… Естественно, что и психическое состояние людей в такое время меняется.

Работы прибавилось

– Сейчас на любую новость, предложения, связанные с пандемией, люди реагируют в основном негативно. Сказывается усталость?

– Люди устали от всех последствий пандемии, это может выражаться в нежелании соблюдать меры предосторожности: носить маски, следовать ограничительным правилам или даже вакцинироваться. Это может быть как следствием пандемической усталости, так и потребностью, чтобы всё это скорее прекратилось.

– Насколько усталость от пандемии влияет на принятие решения в отношении вакцинации?

– Мы можем это только теоретически предполагать. Когда с нами происходит то, что мы не принимаем, так устроена психика, включаются механизмы психологической защиты, один из них – отрицание. Когда пытаются отрицать существующую проблему и, таким образом, не предпринимают тех мер, которые должны. Понятно, если человек воспринимает пандемию как реальность: вот она пришла и, соответственно, я буду соблюдать все меры предосторожности, которые необходимы, – это одно. Другое, когда я внутренне всячески отрицаю, не хочу, чтобы пандемия была, не хочу ее чувствовать, не желаю в этом жить, это может выражаться в несоблюдении необходимых мер.

– Вы ощущаете – у психотерапевтов, психологов прибавилось работы?

– Работы, действительно, стало больше. Согласно исследованию российских коллег (В. Медведев, О. Доготарь), наиболее часто среди населения стран с высоким уровнем распространения вирусной инфекции отмечается увеличение числа случаев постановки следующих диагнозов – острая реакция на стресс, депрессивный эпизод, тревожные расстройства, включая тревожно-фобическое, паническое, смешанное тревожное и депрессивное, соматоформное, обсессивно-компульсивное (навязчивые размышления и представления, отражающие текущие противоэпидемические мероприятия) и посттравматическое стрессовое расстройства. У пациентов с диагностированным COVID-19, помимо прочего, отмечается повышение риска суицида. Все хронические заболевания, любые невротические расстройства, депрессии и т. п. во время пандемии имеют склонность обостряться. Я много работаю со студентами, которые вынуждены были возвратиться в свои дома, жить в некой изоляции. А психика у них еще незрелая, неустойчивая. То есть это молодые люди, которые, например, вернулись из-за границы – у них же у всех были свои планы, по сути, мечты. А они вынуждены сидеть здесь, не знают, когда смогут продолжить учебу, – эта неопределенность их гложет. Какие бредовые переживания появились у людей с расстройством психики и как на душевно здоровых влияет коронавирус

– А у людей, переболевших коронавирусной инфекцией, какие тревоги?

– В связи с тем, что сегодня очень много информации про ковид, я сталкивалась с категорией лиц, которые очень много читают после того, как переболели. Ощущение, что “я там побывал”, так просто не отпускает, возникает некая зацикленность, озабоченность собственным здоровьем. Человек прислушивается к своему организму, к симптомам, некоторые даже пытаются отследить, делают ли они полный вдох, покупают пульсоксиметры. Я знаю людей, которые поменяли профессию после болезни. Например, человек решил, что у него осложнение в виде фиброза, и, чтобы лишний раз не нагружать легкие, сменил полностью сферу деятельности.

Две стороны стресса

– Мы дожились до того, что люди стали бояться людей, чтобы лишний раз не контактировать...

– Такие вещи наблюдаются, но у тех, у кого уже есть какие-то невротические расстройства. У человека, у которого всё в порядке с психическим здоровьем, могут быть какие-то проявления, но это не будут крайние варианты. А когда есть пограничные психические расстройства, невротические проблемы, депрессии – в период пандемии это всё усиливается. Буквально недавно я слышала историю женщины, которая, приглашая гостей, просчитала четко их количество и позвала только привитых, сделав на этом акцент. Такова реальность на сегодняшний день.

– Проводились ли какие-то исследования, чтобы понять психологическое состояние, чувства казахстанцев в это непростое время?

– Если исследования и проводятся, то они на этапе опросов. Из своей практики могу сказать, что люди, обращающиеся к нам, среди первых проблем на сегодня называют: пандемию, карантин, ощущение ограничения их свободы. Вы сами можете наблюдать: в городе кто-то носит маски, а кто-то – нет. Кто-то обрабатывает руки каждые 10 минут, а другие – когда вспомнят. Каждый реагирует ровно настолько, насколько к этому готов и предрасположен, учитывая изначальное психическое состояние. Но, однозначно, период пандемии – это стресс, не знаю, сколько он продлится.

– На какие слои населения пандемия оказала наибольшее психологическое влияние, давление?

– Как при любой стрессовой ситуации, в первую очередь страдают уязвимые слои населения – в данном случае это дети, пенсионеры. Хотя, если не брать психологическую составляющую, как раз средний возраст больше всего страдает от ограничительных мер, которые были осуществлены в экономической сфере. Я знаю, что звучит много жалоб от родителей детей по поводу обучения онлайн, изоляции, изменения поведения. В этом возрасте дети очень нуждаются в общении, так же как и молодежь, и студенты. Думаю, пандемия действует на все слои населения, но изначально нужно говорить о психологической устойчивости: более уязвимые лица любой возрастной категории реагируют болезненнее. Реакция у всех разная. Но что можно отметить в целом – увеличилось потребление алкоголя среди населения.

– Такой затяжной, фактически уже хронический, стресс чем грозит нам в будущем?

– На самом деле, стресс – понятие неоднозначное. Один вариант, когда стресс подавляет, ведет к осложнению, негативу. Но есть и другой момент, когда стресс – как двигатель. То есть когда закрывается одна дверь, открывается другая – в этой ситуации есть возможность роста и развития, но несколько в другую сторону. Здесь как раз и нужны специалисты, чтобы помочь в стрессовой ситуации, наоборот, рассмотреть для себя новые шансы в этой реальности. Однозначно говорить, что пандемия или пандемическая усталость приведут к чему-то плохому, думаю, не стоит. По­этому помощь на нашем сайте может получить любой желающий, чтобы люди в этой ситуации нашли для себя новые возможности, продолжали расти, развиваться и жить, как бы там ни было!

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи