Опубликовано: 2400

Какие бредовые переживания появились у людей с расстройством психики и как на душевно здоровых влияет коронавирус

Какие бредовые переживания появились у людей с расстройством психики и как на душевно здоровых влияет коронавирус

О тревогах, страхах и неспецифических реакциях казахстанцев в период карантина “КАРАВАНУ” рассказал Николай НЕГАЙ, кандидат медицинских наук, генеральный директор РГП на ПХВ “Республиканский научно-практический центр психического здоровья” министерства здравоохранения РК.

Вирус – в наказание человечеству

– Весна, традиционное время обострения различных психических заболеваний, к этому добавились общий стресс и тревога на фоне эпидемии. Как вы оцениваете сегодня душевное состояние казахстанцев?

– Обострение психических заболеваний весной и осенью происходит при ряде расстройств, связанных с метеозависимостью, перепадами атмосферного давления и т. д., но в большей степени в данной ситуации оказало влияние изменение привычного уклада жизни, что в целом отразилось на психическом состоянии населения. Необходимо отметить, что сам стресс в данной ситуации нормален, он запускает защитные функции организма, мобилизирует его. Обычно деструктивен дистресс, или “двойной стресс”, который всегда основан на воображении человека, в том числе преувеличенном, вызывая тревогу, беспокойство, страх и т. д., которые мешают нормально функционировать, приводят к истощению психической деятельности.

Наш центр сейчас участвует в международном исследовании, в котором задействовано более 35 стран. В его рамках проводится онлайн-опрос населения на выявление влияния COVID-19 на жизнь и здоровье человека. По его результатам можно будет оценить ситуацию по психическому благополучию нашего населения в условиях пандемии. Поделиться личным опытом можно, приняв участие в опросе на сайте: https://covid-19.mentalcenter.kz. Также опрос будет размещен в социальных сетях и на ресурсах наших партнеров.

– Отслеживается ли в данный период состояние людей, стоящих на учете у психиатров?

– В целом организации службы охраны психического здоровья продолжали оказывать помощь лицам с психическими и поведенческими расстройствами, с соблюдением регламентированных противоэпидемических мероприятий. Пациенты, находящиеся под наблюдением, в период карантина оставались на связи со своими врачами в регионах, где ограничивали передвижения населения по городу, была организована доставка лекарственных препаратов на дом. Тем, у кого отмечались обострения психического состояния, требующего стационарного лечения, – госпитализировались в профильные отделения.

– Что касается пациентов вашего центра, появились ли новые интерпретации своего состояния, бреда, галлюцинаций, связанных с коронавирусом?

– Действительно, психическое состояние человека зависит от социально-экономических, политических и психологических факторов, которыми он окружен. И изменения в этих сферах могут отражаться в жалобах, переживаниях пациентов с пограничными расстройствами (невротическими), а также тематике бредовых и галлюцинаторных расстройств.

Например, после Великой Отечественной войны тематика бредовых переживаний была на тему разведчиков, великих полководцев и т. п., в 60–70-х годах, когда в моде были книги про Наполеона, КГБ, появились соответствующие персонажи, в 90-е у нас возникли разные “целители”, “каэнбэшники”, “помощники Президента”.

Тематика бредового переживания, как я уже отмечал, сильно зависит от внешней ситуации, а COVID-19 – сейчас популярная тема, конечно же, она включается в жизнь наших пациентов.

Интерпретации бывают самые разные, например, что данный вирус возник не просто так, что он наслан высшими силами, космическим мирозданием за греховное поведение людей; что инфекция – это некое оружие, чтобы наказать человечество; что была космическая атака на Землю, это так называемый манихейский бред. Возможно, появится мессия, который будет спасать, тут фантазий очень много…

Есть еще параноидный бред о том, что вирус специально передается на бытовом уровне. То есть эта тема будет пролонгироваться и всплывать в переживаниях пациентов до тех пор, пока будет на слуху. Подобные переживания – это нарушение мышления, то есть кривая логика, есть еще галлюцинации – когда люди видят, как вирус входит, оказывает какое-то воздействие...

Мизофоб был прав?

– Недавно прочла измышления человека, страдающего мизофобией, его вывод – он всю жизнь жил правильно – интенсивно мыл руки, дезинфицировался, а большинство из нас – нет. Специалисты говорят, что повышенная гигиена теперь должна стать нормой жизни для всех, получается, этот человек был прав?

– Давайте будем различать расстройство от нормального поведения. Любая фобия, в том числе мизофобия (боязнь микробов, грязи и т. п.), в целом является расстройством, и один из его признаков – компульсивное (навязчивое) влечение. Например, при мизофобии – это мытье рук, полоскание рта дезинфицирующими средствами и т. п., всего, что касается способов очищения. У всех фобий один посыл – панический страх и соответственное компульсивное влечение сделать действие, которое направлено против него. И оно неодолимо. Если человек не может этому сопротивляться, тогда это расстройство.

Выполнение же правил в обществе – это социальное поведение любого человека, каждый знает, что нужно мыть руки после прихода с улицы, если даже мы забыли об этом, нас это не напрягает – вспомним, помоем.

Отличие в том, что человек с расстройством, помыв руки, получает кратковременное облегчение, защиту, но через 5 минут беспокойство начинает нарастать. Кроме тревоги, страха он может начать метаться.

Некоторые могут это сдерживать, при этом у них внутри напряжение растет, но внешне этого не видно.

Что касается правил, то в течение жизни, социализации они могут меняться, и человек – один из наиболее приспособляемых организмов к тем или иным условиям. А мизофоб, например, будет бояться грязи везде – есть ли эпидемическая обстановка или нет, в африканской стране он находится или в цивилизованной европейской.

– По кому вся эта ситуация с вирусом ударила больше и больнее всего?

– Можно предположить, что это уровень невротических расстройств (пограничные состояния), которые имеют временный характер и достаточно хорошо поддаются лечению.

– Работает ли у вас какая-то “горячая линия” в период карантина? С какими жалобами чаще всего к вам обращаются?

– С 4 апреля 2020 года начал работать сайт по психологической и психотерапевтической поддержке населения: covid-19.mentalcenter.kz. Он был разработан Республиканским научно-практическим центром психического здоровья при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), с участием более 70 профессионалов в области психологии и психотерапии из различных университетов, государственных организаций и частнопрактикующих специалистов республики. А с 4 мая 2020 года на сайте добавлен раздел по оказанию поддержки школьным психологам. Если говорить об основных жалобах, то это преимущественно эмоциональные нарушения, такие как тревога, страх, чувство неопределенности, проблемы взаимоотношений в семье и т. д.

Агрессия и ступор – реакция подхвативших вирус

– Коронавирус и всё, что с ним связано, искривляет поведение и здоровых людей, очевидно, что домашние агрессоры “слетели с катушек”, что народ стал больше потреблять алкоголя и т. п.

– Нужно понимать, что в условиях большого потока информации даже у людей с устойчивой психикой могут появиться чрезмерная тревога и страх заражения. Здесь вы совершенно правы, это необязательно COVID-19, будь другое серьезное заболевание, психическая реакция была бы такой же. От шока до адаптации: как пережить пандемию коронавируса и не сойти с ума - магистр психологии

На сегодняшний день мы говорим об основных негативных защитных реакциях, которые проявляются в силу карантина или дистресса. Если стресс, как мы уже говорили, приспосабливает наш организм к тому или иному воздействию извне, то при дистрессе человек не может справиться со стрессом, он у него наслаивается, включается воображение и негативные защитные реакции. Их основных четыре. Первая – отрицание факта самого заболевания, якобы всё это придумано кем-то, чтобы успокоить народ, и так далее. Так как человек полностью отрицает заболевание, он не придерживается никаких санитарно-эпидемиологических норм, на самом деле представляя опасность для окружающих. Такой человек может заразиться, не веря, что болеет, а при бессимптомном течении будет заражать других.

Второе проявление – агрессия. Человек становится конфликтным, на любую реакцию отвечает раздражением, агрессией, избиением людей, и ваш вопрос о насилии – отсюда. Когда человек находится постоянно дома, изолирован, на него давит эта ситуация, некоторые не выдерживают и набрасываются на тех, кто рядом. Наши партнеры говорят, что количество звонков по бытовому насилию за время карантина серьезно увеличилось – в 1,5 раза.

Третья негативная реакция – избегание. Человек перестает общаться с людьми, отходит в сторону, закрывается дома, безразличен к собственной судьбе, начинает выпивать, чтобы забыться. Причем и стадии избегания, и агрессии могут сопровождаться употреблением алкоголя. Это чревато высокой истощаемостью психических процессов – они могут вылиться в любые другие формы и ухудшить физическое и соматическое состояние.

И четвертая основная реакция – подозрительность. Настороженность в отношении окружающих, убежденность в том, что заболевание произошло вследствие заражения другими пациентами или медработниками, что это было сделано умышленно, что правда скрывается и что требование карантинных мер нужны не для снижения инфекции, а для совершенно иных целей, например... чтобы осуществить транзит власти.

При просмотре “Фейсбука” мы можем увидеть у людей все перечисленные негативные реакции: отрицание, агрессию, избегание и подозрительность. Причем чаще они являются следствием многократно усиленного стресса. И, соответственно, основаны на воображении, когда человек не может трезво оценивать происходящие события, он их додумывает и начинает верить, что это на самом деле. Все реакции крайне негативны как для общества, так и для самого пациента, потому что если долго протекают, переходят в соответствующие невротические расстройства.

– А что касается людей, уже заразившихся вирусом, испытывают ли они нечто подобное?

– При заражении вирусом у части людей возникает острая реакция на стресс. Она на самом деле краткосрочная – может длиться от нескольких часов до 3 дней максимум, если дольше, то это может сформироваться в посттравматический стрессовый синдром, но это значительно реже. Как правило, проявляется двумя основными моментами, в зависимости от личности – одни возбуждаются, убегают, не верят в происходящее, начинают проявлять агрессию в отношении врачей. Через какое-то время успокаиваются, и даже иногда не помнят, что делали.

Противоположная реакция – впадение в ступор, человек сел и не может понять, что происходит, тело ватное, сердцебиение учащенное, пот – рекой. Часты соматоформные проявления, допустим, у него бессимптомная форма коронавируса, но он чувствует удушье, что у него болит легкое, стучит сердце и т. п., это всё из-за страха.

Следующие симптомы невротического порядка – панические атаки. Когда неожиданно возникают приступы паники, которые сопровождаются страхом, тревогой, болью. Если они и раньше были, то способны усилиться, но могут возникнуть и впервые, если был стрессовый фактор. И таких пациентов мы тоже наблюдаем. Тревожные депрессивные расстройства характерны для любого заболевания, связанного с особой опасностью – будь то холера, чума и т. д.

– Есть ли данные, в каких городах Казахстана пандемию переживают тяжелее всего?

– Думаю, что влияние на психическое здоровье будет оказывать всё, что было связано с коронавирусом, и количество заболевших лиц в ближайшем окружении, и длительность и строгость соблюдения карантинных мероприятий в регионе. Сейчас все обращения у нас на сайте – анонимные, но надеемся более точно оценить влияние пандемии на психическое состояние населения в процессе проведения онлайн-исследования.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи