Опубликовано: 3000

Понтомания: фейковых миллионеров в Казахстане больше, чем настоящих

Понтомания: фейковых миллионеров в Казахстане больше, чем настоящих Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

В стране насчитывается 27 923 настоящих долларовых миллионера*, но еще больше фейковых

Понтомания – новое психическое расстройство, которым страдает всё больше казахстанцев.

Они берут машины в аренду, ходят в дорогущие магазины, примеряют брендовые вещи и выставляют фото в них в социальных сетях, убеждая всех и самих себя в том, что они сказочно богаты и благополучны. Это новая терапия, уверена психолог Татьяна КАНДРАШОВА. После пандемии, снижения доходов многие так пытаются выбраться из депрессий.

Настоящая волна понтомании накрыла Алматы и Нур-Султан. Появилась прослойка людей, которые живут в мире грез.

При этом они настолько заигрываются в этот спектакль жизни, что вытащить их в реальность едва удается опытным психологам. Мы собрали самые яркие симптомы нового психического отклонения. О них нам рассказали не только психологи, но и те, кто ежедневно сталкивается с “понторезами”, это – риелторы, продавцы бутиков элитной одежды, менеджеры салонов авто напрокат. Оказывается, существуют черные списки, в которых фигурируют граждане, которые уже изрядно намылили глаза своими неадекватными выходками.

Фейковые покупатели

По словам аналитика Ерлана АСКАРБЕКОВА, сегодня появилась группа “фейковых покупателей”.

– Риелторы рассказали мне, что есть фейковые покупатели, которые изображают из себя богатых, арендуют очень редкие дорогущие машины, чтобы делать просмотры самой элитной недвижимости в Алматы. Они не воруют, не мошенничают, это не засланцы от соседей – нет, им важно вот так убегать от реальности. Это сюжет, достойный Кубрика, Звягинцева и фон Триера. И очень печальная иллюстрация той эпохи, когда мы все пыжились, изображали что-то величественное, не занимаясь реальными делами.

– Мы уже знаем, что есть люди, которые приходят смотреть очень дорогую недвижимость только для того, чтобы сделать фотосессию, – рассказывает риелтор Александр КОМИН. – Они приезжают на арендованных машинах, разговаривают небрежно, ведут себя нагло. Мы сразу говорим, что просмотр будет стоить денег, но и это их не останавливает. Никаких снимков – предупреждаем мы, но всё равно потом случаются неприятные ситуации: натыкаемся на фото в “Инстаграме”, ведь они всё равно умудряются заснять себя, приходят по двое, один отвлекает, другой селфится на фоне бассейна и чужой спальни. Конечно же, таких людей мы отслеживаем и вносим в черный список. Дело в том, что потом получаем массу проблем, когда наш клиент спрашивает, почему этот человек выложил фото в моем особняке! А призвать по закону к ответу тех, кто смотрит недвижимость, мы не можем.

Сколько стоит образ на миллион?

Чтобы создать образ на миллион, некоторые особо заигравшиеся обращаются в различные службы, предоставляющие вещи в аренду.

Мы посчитали, во сколько обходится это удовольствие – стать “миллионером на час”.

Итак, в салоне по прокату элитных авто нам дали информацию по прейскуранту и рассказали, кто и какие авто берет. Именные номера, частный самолет и гигантская домбра: какими понтами запомнился Торегали Тореали казахстанцам в пандемию

Взять в аренду “Mercedes W222S63” с таким вот рекламным сопровождением: “Изысканный облик не перепутать ни с чем, он такой один, и покажет, кто здесь главный”, стоит 30 тысяч тенге за час или 250 тысяч тенге в сутки. Хотите покруче? “Rolls-Royce” за 55 тысяч тенге в час или “Maybach”? С представительным водителем придется выложить сумму больше.

Дальше мы посчитали, во сколько обойдется прикид в аренду. Оказывается, появилось немало сервисов, которые дают в прокат не только костюмы, но и обувь! Итак, синий костюм-тройку фирмы “Loro Piana” можно взять за 25 тысяч тенге на 2 дня. От “Armani” – за ту же сумму. Ну а уж если говорить о костюмах “Brioni”, можно сторговаться за 30 тысяч в сутки на небезызвестном сайте. Впрочем, как нам показалось, всё же этот “бриони” отшит в соседних республиках, слишком уж цена приемлемая. С учетом, что стоит такая обновка около 50 тысяч долларов! Но на вопрос: “Это оригинал?” – хозяин костюма ответил, что один в один, никто не жаловался.

– А сколько ему уже лет? – спрашиваю я.

– Он в идеальном состоянии, только из химчистки.

– А кто берет его обычно?

– На деловые встречи берут, – мужчина оказался неразговорчив и повесил трубку.

С обувью – такой же трюк. Существует инструкция: 10 пар обуви, по которым богатые люди узнают друг друга. Именно эти ходовые марки и предлагают чаще всего в аренду.

Ну и огромное количество предложений выпало у нас по поисковику на запрос: украшения и часы в аренду. Так, некий Максим на OLX опять же предлагает в аренду бриллиантовый браслет от американского бренда “Icebox” на сутки. “О цене договоримся, от вас требуется лишь удостоверение!” – написал он. Когда мы углубились в тему, просто ахнули от того, каких только предложений сегодня нет на рынке. Конечно, тут голова кругом пойдет. IPhone последних моделей, лимитированные выпуски. Часы “Ingersoll” всего за 5 тысяч тенге в сутки. Сумки всех цветов и брендов за 5 тысяч тенге в сутки.

В среднем, чтобы составить образ на миллион, потребуется около 100 тысяч тенге на 24 часа. Но для чего граждане идут на такие траты? Ведь это тоже немалые деньги. Для пары фото в “Инстаграме”, где они выставляют свой выдуманный образ жизни, и это становится терапией или просто хотят поколотить понты и успокоить нервы?

Мне удалось поговорить с одним “фейковым миллионером”, он оказался в числе моих знакомых.

– Да, я иногда беру дорогое авто в прокат, могу и костюмчик взять. Что помогает мне решать конкретные проблемы. Это не психическое расстройство, как вы говорите. Например, я переехал в “хрущевку”, в квартиру на 5-м этаже, крыша протекала уже лет 20. Я взял напрокат всё необходимое и подрулил к дверям КСК. Вызвал председателя покурить. И объяснил ему, что я правая рука очень большого чиновника, из столицы прибыл сюда и взял эту халупу на время, надо бы крышу починить. И что вы думаете, уже на следующий день пришли рабочие. Дело в том, что у нас люди реагируют только на это, понты нужны, чтобы тебя элементарно услышали. Кто-то таким образом заключает нужные сделки, получает кредиты в банке, продает что-то по более дорогой цене благодаря своему виду.

Есть и другие схемы, как используют образы на миллион.

Отдых на халяву

Наша соотечественница, общественный деятель Ботагоз КОПБАЕВА, которая сейчас проживает в Турции, приоткрыла тайну “фейковых миллионеров” в одном из своих постов:

“Меня многие спрашивают, мол, почему не занимаешься недвижимостью, выгодно же, спрос сейчас. Знаете, это очень трудно – делать бизнес с нашими людьми. Из всех моих клиентов только двое были из Казахстана, потому что наши слишком любят халяву и не умеют уважать чужой труд и чужое время. Когда в очередной раз очередные “қазақпыз ғой” кинули меня, я завязала.

Риелторский бизнес здесь – целый комплекс услуг. Сначала ты долго ведешь переписку с человеком, отвечаешь на кучу вопросов, потом ты встречаешь его в аэропорту, размещаешь в отеле или квартире, за которую платишь сам. Потом возишь его по городу, кормишь, развлекаешь, показываешь объекты и снова рассказываешь обо всем, что знаешь сам.

Через несколько дней, когда человек должен принять решение, он тупо пропадает. Не отвечает на звонки.

А ведь казался таким серьезным, респектабельным.

По этой схеме можно здорово сэкономить на отдыхе не только в Турции, но и в Дубае, Таиланде, где предлагают дорогую недвижимость. Тут главное – уметь колотить понты”.

Принцип “казаться”, а не “быть”

По словам психолога Татьяны КАНДРАШОВОЙ, не все люди примеряют образ на миллион, чтобы получить какую-то выгоду, обмануть или кинуть. Часто это своеобразная терапия.

– После пандемии у многих обострились депрессивные состояния. У кого-то упали доходы, и они пытаются убежать от реальности, создавая образ благополучия. Есть и те, кто верит в визуализацию. Создают дорогой образ, чтобы притянуть деньги, возможности, выйти на новый уровень жизни. Ну и знаменитая фраза “быть, а не казаться” в современном обществе работает порой наоборот. С появлением социальных сетей стало легко “казаться”, и многие уже перепутали, где правда, а где вымысел. Ведь, как ни крути, но чаще воспринимают по одежке, по страничке в социальных сетях, поэтому люди, которые создают себе образ благополучия, хотят от общества получить иное отношение: кому-то не хватает в жизни уважения, чувства собственной значимости, и такие игры позволяют получить это.

Но есть и диссоциативное расстройство идентичности – раздвоение личности. Раньше это считалось редким заболеванием, но сегодня оно встречается всё чаще. Тут уже причинами являются психологические травмы. Главное – не заиграться, чтобы это увлечение не превратилось в конкретный диагноз, решить такую проблему будет уже непросто.


* – данные из отчета Credit Suisse о мировом благосостоянии за 2020 год

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи