Опубликовано: 660

Над пропастью не ржи: о чем просят депутаты министра образования

Над пропастью не ржи: о чем просят депутаты министра образования Фото - Тахир САСЫКОВ

Разрыв в знаниях между сельскими и городскими школами всё еще сохраняется, в учебниках – уйма ошибок, а в колледжах учат по устаревшим программам. Но, как уверены в профильном министерстве, всё с отечественным образованием хорошо.

Может, конечно, вы уже и устали следить за реформами, но мы просто должны сказать: в этом году заканчивается Государственная программа развития образования и науки на 2016–2019 годы. Потрачено на нее было почти 1,5 триллиона тенге.

Учиться никогда не поздно

Что сделано на эти деньги? По словам министра образования и науки РК Асхата АЙМАГАМБЕТОВА, увеличилось число детских садов и мест в них. Это дополнительные 13,6 процента дошколят, которые не сидят дома, а развиваются.

Строили и новые школы. Правда, не так интенсивно, как хотелось бы. Проблема трехсменок не решается из года в год, несмотря на все усилия: на сегодняшний день сохраняются 36 аварийных и 125 трехсменных школ.

Зато дети у нас, по словам министра, умные! Строители сдают в залог квартиры и машины, чтобы отремонтировать школу, в которой учились Токаев и Жириновский

– В этом году совместно с НИШ мы провели диагностическое исследование результатов учащихся 1–4-го классов, которое показало хорошую динамику: в два раза сократился разрыв между слабоуспевающими учениками и отличниками, мы видим рост успеваемости. И в целом результаты школ на обновленке превосходят результаты контрольных школ по учебным достижениям и по таким компетенциям, как креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, критическое мышление и так далее, – говорит министр.

И это несмотря на низкое качество учебников.

В профтехобразовании и в высшем образовании, по словам министра, дела тоже обстоят неплохо: обновляются программы и учебные лаборатории. Возможно, не так быстро, как хотелось бы, но работа идет.

Займи, но поддержи

Депутаты парламента, которым молодой министр рассказывал об успехах отрасли, были не столь оптимистичны. Так, мажилисмен Иван КЛИМЕНКО решил поинтересоваться у Асхата Аймагамбетова судьбой займа, который МОН брал у Всемирного банка развития.

– Министерство образования и науки взяло 60 миллионов долларов на поддержку сельских и уязвимых школ для снижения разрывов в результатах обучения. За полтора года результат следующий: ни тенге из этого займа взято не было, но на обслуживание потрачено 185 миллионов тенге. Почему так происходит? – задал он вопрос чиновнику.

– Проект запущен, часть оборудования для вузов была приобретена, в частности, для педвузов – лаборатория робототехники. Да, есть проблемные вопросы в целом по проекту, мы это признаем, но что там нулевой этап – я с этим не согласен, – твердо ответил министр.

Сколько именно денег из международного займа освоено и причем здесь оснащение вузов – Асхат Аймагамбетов не уточнил, зато вице-спикер мажилиса Гульмира ИСИМБАЕВА вспомнила, что депутаты изначально не хотели этот кредит одобрять, но образовательное ведомство уверяло, что без него им никак сельские школы не поднять.

Депутат Бекболат Тлеухан хочет работать в приемной министра образования

Спрашивали депутаты также о том, когда в казахстанские школы придет двенадцатилетнее обучение и не получится ли так, что сразу из-за парты ученики будут отправляться в армию, о низкой квалификации педагогов, об их зарплатах, о плохих учебниках и школах без Интернета. Экзамен министра длился почти два часа и на все вопросы Аймагамбетов отвечал без запинки.

Лишь один раз немного замялся министр, когда депутат Ирина АРОНОВА напомнила ему, что вот уже 8 лет никто не проверяет детские сады. Именно в этом, по мнению мажилисвумен, причина участившихся скандалов с пищевыми отравлениями и побоями в этих учреждениях.

– Закон об образовании действительно предусматривает проведение госаттес­тации один раз в 5 лет. Эти сроки установлены законом, и ни у коллегиального органа, ни у министра полномочий и оснований для переноса их не было. Есть также правила проведения аттес­тации, утвержденные правительством, тот механизм тоже не дает никаких прав и оснований для переноса сроков, – поддержала Ирину Аронову вице-министр юстиции РК Наталья ПАН. Был ли плох экс-министр образования Сагадиев и какие ошибки он допустил - эксперт

Между тем показатель, которым минобр гордится, – это рост количества частных детских садов. Привлечь бизнес в эту сферу удалось во многом именно благодаря упрощению регистрации.

В целом же народные избранники не скрывали своего скепсиса по поводу существующей программы образования. И приведенные в отчете ведомства данные об улучшении функциональных знаний и повышении креативности их не смогли переубедить. Но зато, как выяснилось, депутаты очень верят в самого министра:

– Мы движемся к пропасти с реформами образования. Надо систему с самого основания пересмотреть. А если будем и дальше так идти, то поколение будет необразованным, мы не сможем построить государство! У нас есть пакет документов от ученых по выходу из этой ситуации. Я готов вам их передать. Вы молоды – измените эту ситуацию! Если решите этот вопрос, я публично обещаю: я сложу свой депутатский мандат и пойду работать в приемную министра образования и науки секретарем или помощником, – пообещал мажилисмен Бекболат ТЛЕУХАН.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи