Опубликовано: 330

Миллиарды тенге утекают в песок: как всегда, никто в этом не виноват

Миллиарды тенге утекают в песок: как всегда, никто в этом не виноват Фото - Тахир САСЫКОВ

Рассуждая о проблемах нехватки воды в стране, эксперты практически всегда приходят к одному и тому же выводу: порядок в этой сфере возможен только тогда, когда будет определен конкретный ответственный. Но, по мнению чиновников, все проблемы они решат и имеющимся составом, если им просто дадут достаточно денег.

Будут ли в стране водные митинги?

Свыше полумиллиона казахстанцев из более 1 500 сел не имеют доступа к чистой питьевой воде! Такие данные озвучили мажилисмены в ходе последних общественных слушаний по вопросам водоснабжения.

– В Казахстане, по заключениям международных экспертов, потребление воды к 2040 году вырастет на 46 процентов, а дефицит водных ресурсов может составить до 12 кубических километров в год. Факторов, влияющих на это, достаточно. Этому способствуют рост численности населения, особенности экономического развития и другие причины, – говорит председатель мажилиса Ерлан КОШАНОВ.

В курсе этих исследований и кабинет министров. Причем, по словам вице-премьера Ералы ТУГЖАНОВА, казахстанцы, если не дать им воды, могут разориться и устраивать водные митинги.

– Главным фактором минимизации указанных рисков являются зеленые технологии и устойчивое производство, включающее эффективное управление ресурсами, модернизация существующей и развитие новой инфраструктуры, повышение благосостояния населения и качества окружающей среды за счет применения рентабельных мер сокращения степени воздействия на окружающую среду, – очень по-научному объяснил важность строительства новых водопроводов, бурения скважин и перехода аграриев на влагосберегающие технологии Тугжанов.

Сколько уходит в песок?

Но, как рассказал нам мажилисмен Елдос АБАКАНОВ, несмотря на то, что воды в Казахстане не хватает, одна из основных наших проблем – это ее бездумная и нерациональная трата.

– Мы недавно в рамках подготовки к парламентским слушаниям проехались по югу страны, вдоль русла реки Сырдарьи. По дороге встречались с фермерами, разговаривали, смотрели каналы… Что мы увидели? Множество каналов находятся в неудовлетворительном состоянии. Когда-то были построены бетонные желоба, но сейчас они все в дырах и трещинах. Есть ответвления вообще без бетонной чаши. Естественно, идут потери. Вода просто уходит. И есть факты, когда эта вода подтапливает дома. Вы представляете? Мы говорим о недостатке воды для полива, а она кого-то топит! – возмущается депутат.

Согласно официальной статистике, именно сельское хозяйство потребляет больше всего водных ресурсов – 60 процентов от общих трат.

Причем до полей, по данным экспертов, доходит в лучшем случае половина этих стоков. Остальное просто утекает в землю или испаряется по дороге.

Как уверен Елдос Абаканов, потерь воды было бы гораздо меньше, если бы у нее был хозяин.

– Водой у нас занимаются несколько госорганов. Минсельхоз отвечает за обеспечение водой фермеров и крестьян. Мининдустрии – за обеспечение водой населения. Минэкологии – за эксплуатацию гидротехнических сооружений и за политику в области трансграничных рек. Акиматы – за использование населением подземных вод, – перечисляет он.

Эта коллективная ответственность в итоге превращается в коллективную безответственность. А воды не хватает. Из-за этого мы вынуждены сокращать посевы риса, не можем расширить плантации сахарной свеклы и других влаголюбивых культур.

Деньги есть, но не сразу

Поэтому мажилисмены по итогам парламентских слушаний в очередной раз предложили создать единый госорган, отвечающий за все аспекты водоснабжения. Но, как водится, – правительству не до этого. Чиновники, оказывается, до сих пор не могут выбить полное финансирование на текущие стройки водопроводов. Лето обещают жаркое: что делают в Казахстане, чтобы не повторилась прошлогодняя засуха

– В соответствии с программой партии “AMANAT”, необходимо провести строительство центральных водопроводов в 511 населенных пунктах до 2025 года. На 2022 год запланированное будет выполнено. Однако далее возникают проблемы. Министерство финансов превысило лимиты финансирования, по этой причине начало реализации отдельных проектов пришлось перенести на 2024–2025 годы, из-за чего в следующем году удастся обеспечить водой только 91 поселок из 120 запланированных, – говорит депутат Екатерина СМЫШЛЯЕВА.

Деньги на водопроводы потом, конечно, выделяются в рамках уточнения бюджета. Но приходят на места они из-за бюрократических проволочек к осени. Какая стройка в это время? Проект частично переносится на следующий сезон, дорожает… А сельчане всё это время ждут воды из кранов.

В последние годы обострилась и еще одна проблема обеспечения граждан питьевой водой.

– В ряде перспективных сел водопроводы были построены 50 и более лет назад и есть только на бумаге. По факту их износ настолько высок, что они не работают или работают по часу в сутки. Качество воды в таких водопроводах не лучше, чем вода из открытых водоемов. Они нуждаются как минимум в реконструкции, но все программы были направлены в основном на строительство новых водоводов. К реконструкции приступили сравнительно недавно, – объясняет Смышляева.

По самым скромным подсчетам, на то, чтобы у сельчан была вода, государство должно ежегодно тратить не менее 100 миллиардов тенге. Разработка скважин, строительство каналов для поливного земледелия – это тоже отдельная статья расходов, которая сидит в бюджете минсельхоза. Тратятся деньги также на разведку имеющихся запасов грунтовых вод, на переговоры с соседними государствами и на многие иные цели. Возможно, чиновники просто боятся создавать госорган, который аккумулирует все эти траты воедино? Ведь тогда население отчетливо увидит – сколько страна ежегодно расходует на водообеспечение. И, когда в очередной раз услышит из крана шипение, вместо бульканья, может действительно возмутиться и устроить безводный бунт.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи