Опубликовано: 2500

Бибигуль АСЫЛОВА: “Деньги на образование будут предоставляться родителям, а не дошкольным учреждениям”

Бибигуль АСЫЛОВА: “Деньги на образование будут предоставляться родителям, а не дошкольным учреждениям”

С 1 сентября 2021 года министерство образования и науки намерено внедрить ваучерное финансирование. Пилотный проект затронет пока жителей Нур-Султана. И если он окажется успешным, его введут и в других городах.

В постсоветских странах, к примеру, в Кыргызстане, также пытались внедрить образовательные ваучеры. Но эксперимент не удался. Как признавались сами кыргызские чиновники, они столкнулись с противодействием групп интересов. Не случится ли подобное в Казахстане? Что такое ваучерное образование? Не несет ли оно в себе коррупционные риски – об этом в интервью с вице-министром образования и науки Бибигуль Асыловой.

Меняется лишь схема финансирования

Во-первых, ваучер – это объем денежных средств, которые выделяются государством на образование ребенка, – говорит Асылова. – Другими словами, ваучер – это метод финансирования. Меняется лишь схема: если раньше средства госзаказа уходили напрямую от акимата в детский сад, то с ваучером эти средства будут уходить от акимата к родителю. И родитель, как услугополучатель, будет сам оплачивать услуги садика.

Ежегодно государством на сферу образования выделяется около 3 триллионов тенге. В пересчете на каждого ребенка, школьника, студента сумма составляет 500–600 тысяч тенге. С 3 лет до достижения совершеннолетия ребенка государство выделяет порядка 10 миллионов тенге. В полной ли мере родители ощущают и пользуются данными благами? Родители не видят этих средств.

На сегодняшний день, согласно статистическим данным, 60 процентов студентов, получивших высшее образование, не используют эти знания в профессиональной деятельности.

Одной из причин можно назвать обучение по образовательным грантам. Во-вторых, учитывая высокую стоимость обучения в вузах, родитель прилагает все усилия и стремится отдать своего ребенка на ту специальность, которая будет бесплатной, не учитывая, кем он хочет стать. В конечном счете это не приносит ожидаемого результата ни для кого. Аналогичная ситуация наблюдается также в ТиПО.

Бибигуль Асылова

Бибигуль Асылова

А теперь деньги на образование будут предоставляться родителям, а не дошкольным учреждениям. Безусловно, родитель правильнее распорядится данными средствами, проявит к ним бережное отношение, трепетно подойдет к расходованию средств, так как у него будет выбор. Согласна, сейчас существует множество вопросов к ваучерному финансированию. Но насколько эффективна эта система, покажет только апробация. И только по итогам проверки будут вноситься соответствующие изменения в законодательство. Процесс реализации может длиться от 5 до 10 лет.

Плохая кредитная история – не помеха

– Многие опасаются, смогут ли дети закредитованных родителей ходить в детский сад? Согласно действующему законодательству, ни один банк не откроет счет физическому лицу, на которого имеется непогашенное исполнительное производство.

– При разработке механизма министерством были проанализированы все риски, одним из которых, безусловно, является риск наложения взысканий третьими лицами на счета родителей. На этапе "пилота" данной проблемы не будет, мы планируем отработать техническую часть разработанного механизма. И, соответственно, к проекту будут привлечены только те родители, которые не имеют каких-либо задолженностей.

Если "пилот" пройдет успешно, министерством будет предложено внесение изменений в действующее законодательство РК. Одним из них станет Закон о государственной образовательной накопительной системе, согласно которому все открытые образовательные вклады будут защищены от взысканий со стороны третьих лиц. Соответственно, при поддержке данной инициативы при реализации ваучерного финансирования проблем с открытием счетов родителями, у которых имеются непогашенные кредиты, не появится.

“Мертвых душ” не будет!

– Введение ваучерного образования вызвало неоднозначную критику в соцсетях. Некоторые считают проект заранее провальным, поскольку он несет в себе “мощные коррупционные риски”. Как вы прокомментируете это?

– По правде говоря, ваучерное финансирование предложено как раз исходя из задач по решению имеющихся коррупционных рисков. По действующей системе решение о размещении государственного образовательного заказа полностью зависит от комиссий, создаваемых при каждом акимате. Какой государственный образовательный заказ будет в том или ином детском саду, решают они. Например, согласно принятому решению комиссии в одном из регионов при проектной мощности 200 мест было принято решение о размещении государственного образовательного заказа на 100 мест. Есть и другая ситуация, когда количество мест оказывается больше, чем проектная мощность. Вице-министр образования: “Важно учиться, пока еще есть такая возможность, и учиться нужно на чужих ошибках”

Второй риск, который имеется сегодня, – это процедура принятия услуг дошкольных организаций акиматами. Детсады сдают табели о посещении детей, в которых указывают, сколько дней ребенок посещал сад. При этом реально проверить эту информацию нельзя, у исполнительного органа отсутствует какой-либо инструмент контроля. Следовательно, чиновник наверняка подпишет акт и выплатит сумму. В Интернете вы можете найти немало случаев хищения бюджетных средств из-за "мертвых душ". Есть и другая сторона – акимат может истребовать документ, направить проверку для подтверждения.

При ваучерном финансировании указанные проблемы решаются. Во-первых, механизм не предусматривает комиссию. Право участвовать в получении ваучера будет у всех дошкольных организаций, которые сдадут полный пакет документов в акимат. При этом их перечень очень минимален и будет состоять из: справки или копии свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица или индивидуального предпринимателя; копии правоустанавливающих документов на недвижимое имущество (собственное или арендуемое), используемое для размещения дошкольной организации; копии договора на оказание медицинской помощи (медицинского обслуживания), заключенного между дошкольной организацией и организацией первичной медико-санитарной помощи по месту прикрепления воспитанников дошкольной организации, либо копии лицензии на медицинскую деятельность.

Во-вторых, внедрение ваучерного финансирования предполагает отсутствие необходимости заключения договоров о государственных закупках между акиматом и дошкольной организацией, предоставление актов об оказанных услугах и табелей о посещении детей. Вопрос контроля полностью переходит к родителям.

В-третьих, все счета, на которых разместят средства ваучера, будут иметь целевое назначение. Родитель не сможет снять либо использовать деньги на другие нужды. Контроль над процессом расходования возьмут на себя банки второго уровня, с которыми будут заключены соответствующие рамочные соглашения.

В-четвертых, оплата будет производиться только тем дошкольным организациям, которые будут учтены акиматом.

Думаю, апробация должна показать, удалось ли нам это осуществить либо требуются еще доработки.

Министерству скрывать нечего!

– Представитель Казахстанской ассоциации непрерывного образования Лейла Куленова возмущена тем, что на сайте минобразования не выложены в публичный доступ документы пилотного проекта. По ее словам, минобразования провело презентацию проекта в “Атамекене” без привлечения самих предпринимателей. Неужели есть что скрывать министерству?

– Министерству скрывать нечего! Мы для всех открыты. Обсуждения предполагаемого механизма по ваучерному финансированию начались в 2020 году и до сих пор продолжаются. Только за первое полугодие было проведено порядка 6 онлайн-встреч, как раз с привлечением предпринимателей и представителей разных ассоциаций в дошкольном образовании, в том числе и Куленовой. В частности, проводились презентации механизма, обсуждение проблемных вопросов. Эта работа будет продолжена и дальше.

В министерстве рассматривается вопрос о начале апробации ваучерного финансирования с 1 сентября 2021 года в городе Нур-Султане. Решение об участии будет полностью основано на добровольности и личном желании как самих родителей, так и организаций образования. Никто никого принуждать не будет. При этом действующий механизм государственного образовательного заказа сохраняется. Апробация ваучера будет идти параллельно.

При ваучерном финансировании могут пострадать только те сады, которые предоставляют плохие условия и низкое воспитательное образование. А главным оценщиком качества предоставляемых услуг дошкольными организациями станет родитель.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи