Опубликовано: 770

Сколько потеряют казахстанские участники туристического рынка из-за COVID-19

Сколько потеряют казахстанские участники туристического рынка из-за COVID-19

Полтора-два триллиона долларов потеряет в этом году мировой сектор путешествий из-за коронавируса COVID-19, утверждает агентство “Bloomberg”. А сколько потеряют казахстанские участники туристического рынка?

По словам директора Казахстанской туристской ассоциации Рашиды ШАЙКЕНОВОЙ, ситуация катастрофическая.

Прогнозы – пессимистические

– В страны массового направления (мы называем их пляжным турпродуктом) – Таиланд, Эмираты, Египет, Турцию, Индию, китайский Хайнань – брони начались в декабре – январе, потому что наши граждане в последние годы научились планировать свои поездки заранее. Месяц назад пошел обратный процесс – начались отказы от выкупленных туров. Наши туркомпании терпят сумасшедшие убытки. Их партнеры с той стороны тоже: брони снимают, людям надо возвращать деньги.

– Но в страны, где инфицированных уже десятки тысяч, правительство Казахстана выезд закрыло.

– Безопасность – прежде всего! Никто не спорит. Но если к маю ситуация не изменится, то можно говорить, что летний сезон накрылся. Потому что покупать тур за неделю-две до поездки будет значительно дороже, чем за месяц-два до отпуска. А тут еще и тенге очень сильно упал. Не все отдыхающие готовы переплачивать. Так что прогнозы у меня только пессимистические. Да и карта выездного туризма у нас небольшая: десяток-два летних и зимних направлений.

– Рашида, вы сказали, что туроператоры и компании терпят убытки. Можно ли говорить о каких-то конкретных суммах?

– М-м-м… Сложно сказать. У выездного и въездного туризма – разные цифры. Например, один наш достаточно крупный оператор работал только на прием – вы же знаете, что Казахстан начиная с 2015 года попал в сегмент относительно дешевых стран для путешественников? Кроме перелета сюда, естественно. Так вот, у этой конторы в последнее время было до 2 500 клиентов в год. Каждый гость оставлял у нас от 600 до 800 долларов. Фирма имела с этого свою копейку. Остальные деньги доставались отелям, ресторанам, организаторам экскурсий. Значит, и местные бюджеты что-то получали. Сейчас из-за этого вируса я жду падения на 30–50 процентов количества гостей на нашем внутреннем рынке. Потому что, так или иначе, вырастут цены на питание, логистику, услуги, безопасность и так далее.

Теряют все!

Менеджер алматинской турфирмы “Шаг” Владислав СВЯТОШКИН:

– Мы своих клиентов возим на Алаколь, Кольсайские озера, в Шарынский каньон. Медеу, Шымбулак, Большое Алматинское озеро, национальные природные парки и другие достопримечательности – это часть обязательной программы. Где-то 70 процентов – наши, 20 – россияне. Остальные – европейцы и китайцы. Тур в Алматы – неделя. В марте обычно на июнь – июль – август бронировали до 60 процентов туров. Сейчас меньше десяти. Если в стране объявят карантин (разговор состоялся в минувшую субботу. – Ред.), то не знаю, доживет ли наша компания до осени…

Рашида Шайкенова:

– Почти четверть всех иностранных гостей в последние годы была из Китая. И они оставляли в Казахстане очень большие деньги. Сегодня и мы для них закрыты, и они для нас. А мы для китайцев сделали серьезные льготы: и групповая виза, и 72 часа безвизового транзитного пребывания. Они у нас сильно шопинговали.

– А европейцы?

– Если говорить об их “порт­рете”, то они приезжают в Казахстан ради наших природных красот, а не музеев и городских достопримечательностей. Для них экотуризм, наша древняя культура, обряды, кухня – главное. В гостиницах и хостелах только ночуют. Все остальное время – в экскурсиях и походах.

Увидеть Париж – и заболеть?

Менеджер алматинской турфирмы “Иссык” Сакан БАРМАНГУЛОВ:

– Мы работаем только на “вывоз”. С месяц назад многие “пляжные” страны для нас закрылись. И вся Европа схлопнулась. Но это другой сегмент наших клиентов – обычно они покупают туры в Италию, Францию, Германию, другие государства Европы. Причем или на май, или на конец августа, когда турсезон или не начался, или подходит к концу. Потому что в это время там цены низкие. 100–120 туров для нас – нормально. Но на сегодня (разговор был 14 марта. – Ред.) у нас пока только четыре заявки. И я не уверен, что эти люди подтвердят их деньгами.

– Потому что вирус?

– Только он! Все страны, в которые мы отправляли людей, превратились в закрытые лагеря. А что делать? Мы все хотим пожить подольше.

– Париж может подождать?

– И не только он. Проблема в том, что наша компания прекратила свою деятельность. Несколько сотрудников отправили в неоплачиваемый отпуск…

Рашида Шайкенова: Qosh keldinizder и welcome: насколько надо шире распахнуть двери, чтобы гости шире распахнули свои кошельки

– Я в курсе этой проблемы. В некоторых фирмах работников отправляют в отпуск целыми семьями. Это потеря рабочих мест, снижение налогооблагаемой базы. Еще пару недель – и закроются десятки туркомпаний. Наша ассоциация уже обратилась в правительство с просьбой о мерах господдержки – субсидировать часть наших затрат. Когда поток туристов рос – не было вопросов. Сейчас мы просим отсрочки по выплатам КПН и других налогов. Сделать нулевую ставку по этому году и объявить налоговые каникулы для нашего сектора по 2020 году, если этот кошмар к лету не схлынет.

– Всемирная туристская организация ООН считает, что “именно туризм может помочь Китаю и другим государствам восстановиться после всех негативных событий, связанных с эпидемией”.

– Ну, как говорят маркетологи, любой кризис – это еще и новые возможности. Очень хочется верить, что появятся новые шансы для нашего внутреннего туризма. У людей трудно убить тягу к путешествиям.

Справка “КАРАВАНА”

По мнению участников туристического рынка Казахстана, этот сегмент отечественной экономики может потерять в 2020 году 25–35 тысяч туристов только из Европы. Порядка 50–60 тысяч из России. Более 100 тысяч – из Китая. В результате доходы только гостиничного бизнеса в РК могут сократиться на 35–45 процентов. Это прямые убытки. Отложенные пока никто не считал. В любом случае речь идет о миллиардах тенге.

Почти невозможно сегодня подсчитать, какие убытки принесут Казахстану отмененные или перенесенные деловые встречи, международные соревнования, ярмарки, выставки, фестивали, шоу и концерты. Мантра “авось пронесет” уже не работает. Люди стали дороже ценить свое здоровье.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи