Опубликовано: 18200

Почему ТОО "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" "воюет" с министерством обороны: версия министра

Почему ТОО "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" "воюет" с министерством обороны: версия министра Фото - предоставлено пресс-службой МО РК

Министр обороны генерал-полковник Руслан ЖАКСЫЛЫКОВ заявил в интервью “КАРАВАНУ”, что “производственные проблемы ТОО “Казахстан Парамаунт Инжиниринг”, связанные с возможными экономическими просчетами, маркетинговыми ошибками и кредитами в банках второго уровня, “не являются предметом обсуждения на министерском уровне”.

Более того, попытки манипулирования общественным сознанием и явное давление на оборонное ведомство со стороны владельца частной(!) компании Айбека БАРЫСОВА могут иметь в скором будущем, как выразился сам Руслан Жаксылыков, “очень серьезные правовые последствия…”.

– Заявление председателя наблюдательного совета ТОО “Казахстан Парамаунт Инжиниринг” Айбека Барысова о том, что мною была сказана фраза: “Вы, ребята, отдыхайте, мы БКМ у турок возьмем”, не соответствует действительности и вообще является бездоказательным, – утверждает генерал-полковник Руслан Жаксылыков. – Министерством обороны мониторинг рынка вооружения и военной техники осуществляется постоянно. И он четко регламентирован специальными Правилами принятия какого-либо вооружения и техники. Что касается турецких машин, они также изучаются нами в соответствии с процедурой, определенной данным документом как официальным актом.

– Но тогда кто именно принимает окончательное решение о закупе боевых колесных машин (БКМ) той или иной компании? Как это вообще происходит в оборонном ведомстве?

– Вопрос закупки боевых колесных машин рассматривается только в случае принятия положительного (!) решения внутриведомственным совещательным органом по итогам испытаний. Процедура формирования и исполнения бюджета государственных органов строго закреплена Бюджетным кодексом РК, чем и руководствуется уполномоченный орган по ГОЗ в лице МИИР. Задача же министерства обороны – определить технические требования и потребное количество.

– В Вооруженных силах, насколько мне известно, эксплуатируются около 20 единиц БКМ “Кобра”, приобретенных еще в 2011–2012 гг. у турецкой компании “Отокар”.

– Правильно. Но если быть точным, 17 турецких машин были закуплены тогда для нужд Вооруженных сил. Кстати сказать, по техническим параметрам они соответствуют абсолютно всем современным требованиям. Только я к их закупу не имел абсолютно никакого отношения. Я тогда был командующим Внутренними войсками МВД РК. Поэтому фраза г-на Барысова о том, что именно я имел отношение к приобретению БКМ “Кобра” и как-то лоббировал интересы турецкой компании, является ложной и вводит гражданское общество в заблуждение. Информация, распространяемая им о том, что “некая турецкая компания предлагает министерству обороны закупить 90 машин “АРМА” и 30 машин “Кобра”, – вообще фейк.

При этом одна цель преследуется – вызвать нездоровый ажиотаж в обществе и оказать давление для получения дополнительного гособоронзаказа его заводом.

Еще раз напоминаю, что использование информационного шантажа с попыткой повлиять на решение минобороны может в ближайшее время перейти в правовую плоскость.

– Руслан Фатихович, а вы можете точно сказать, сколько машин производства ТОО “Казахстан Парамаунт Инжиниринг” состоит сейчас на вооружении в нашей армии? В СМИ почему-то звучат разные цифры. Кто прав, кто виноват – сложно разобраться непосвященному человеку.

– С 2016 года было приобретено 138 единиц БКМ “Арлан”. В 2021 году проведено сервисное техническое обслуживание 60 единиц (поставленных в 2017–2018 годах). В 2022 году поступят еще 10 единиц с боевым модулем, и в 2023 году – 20 БКМ “Арлан”. Поэтому информация о том, что заказано только 6 машин, является недостоверной. Подчеркиваю, что по итогам 2023 года общее количество БКМ отечественного производства достигнет 168 единиц. Кроме того, совместно с ТОО “КПИ” прорабатываются вопросы создания в интересах Вооруженных сил машин управления огнем артиллерии и машин РХБ разведки.

– А что можно сказать о ценах на эти боевые колесные машины и на турецкие?

– Касательно утверждения г-на Барысова о том, что цена продукции ТОО “Казахстан Парамаунт Инжиниринг” якобы в 2 раза меньше зарубежных аналогов, могу привести таблицу с конкретными цифрами, чтобы было понятно, что это далеко не так, как ему хочется преподнести общественности:

БКМ "Арлан" (Казахстан) 424 945 440 тенге

БКМ "Кобра-2" (Турция) 345 600 000 тенге

БКМ "Aravis" (Франция) 255 750 000 тенге

БКМ "Cougar H" (США) 218 550 000 тенге

БКМ "Тигр" (Россия) 192 000 000 тенге

– Ни одна страна мира подробно не объясняет, почему приобретается то или иное вооружение, той или иной модели, типа и количества, – продолжает генерал-полковник Руслан Жаксылыков. – Почему мы должны кому-то что-то всё время объяснять и доказывать? На реплику исполнительного директора Ассоциации предприятий ОПК г-на Барысова: “Наши машины практически ничем не уступают, а в некоторых случаях даже показывают более лучшие результаты” – я тоже могу представить соответствующий документ.

Сравнительный анализ БКМ “БАРЫС” отечественного производства и БКМ “АРМА” (Турция).

“БКМ “АРМА” состоит на вооружении в нескольких армиях мира (ОАЭ, Турция, Бахрейн, Руанда) и производится серийно, в то время как БКМ “БАРЫС” является всего лишь опытным образцом. Турецкая машина имеет преимущества по массе (24 тонны против 28, что выявлено в ходе войсковых испытаний) и габаритам (меньшая высота по крыше башни). Вместимость БКМ “АРМА” выше (12 человек против 11 у БКМ “БАРЫС”). Двигатель БКМ “АРМА” более мощный (CATTERPILLAR, 600 л.с.), чем у БКМ “БАРЫС” (CUMMINS, 450 л.с.). Кроме того, представительства завода BORUSAN (дистрибьютор CATTERPILLAR) имеются во многих регионах Казахстана, что сокращает сроки ремонта и обслуживания двигателей. БКМ “АРМА” – плавающая машина, а БКМ “БАРЫС” – нет (значительное преимущество). БКМ “БАРЫС” изначально не проектировалась как плавающее средство, впоследствии ее нельзя доработать и сделать плавающей. Вместе с тем в Казахстане имеется значительное количество регионов с водными преградами. Надежность двигателя, трансмиссии, подвески и основных узлов БКМ “АРМА” выше, чем у БКМ “БАРЫС”.

– Руслан Фатихович, во время испытаний боевой модуль БКМ “Барыс” и колесная база, по мнению независимых экспертов, не подтвердили свое соответствие заявленным характеристикам. Якобы потребовалось внести существенные конструктивные изменения. Подавить и уничтожить: казахстанское предприятие разработало новейшее оружие

– Почему якобы? БКМ “Барыс” действительно не справляется с переходом траншеи из-за проблем с тяговым усилием двигателя. Проведенная в прошлом году опытная войсковая эксплуатация обеих машин выявила в БКМ “Барыс” гораздо больше поломок в ходовой части, в моторно-трансмиссионном отделении, в системе охлаждения. При движении двигатель часто перегревался. Из-за ошибок, допущенных при конструировании системы подвески БКМ “Барыс”, передние колеса обрывались, тормозные суппорты нагревались, что снижает эффективность тормозной системы. Боевой модуль “Ансар” на БКМ “Барыс” значительно отставал по точности и имел сбои как при стрельбе из пушки 2А72, так и в работе оптики и монитора. А за время проведения войсковых испытаний БКМ “Арма” не было зафиксировано существенных отказов, хоть как-то влияющих на ходовые возможности.

Изначально бронированные автомобили с усиленной противоминной защитой (MRAP) “Марадер” и “Матадор” предназначались для обеспечения общественного порядка и безопасности, проведения контртеррористических операций, пограничного патрулирования, а также для участия в миротворческих миссиях, но не для Вооруженных сил. Несмотря на широкую маркетинговую акцию, данные типы бронеавтомобилей на вооружении армии ЮАР не состоят, а произведенные 25 бронеавтомобилей были переданы подразделениям полиции ЮАР. Компания “Paramount Group” в ЮАР производство бронеавтомобилей “Марадер” и “Матадор” прекратила давным-давно. Чтобы читатели “КАРАВАНА” знали, скажу, что в 2011 году оборонное ведомство Грузии тоже отказалось от производства БКМ “Марадер” в пользу БКМ “Дидгори”, разработанной на базе Ford Super Duty.

– Знаю, что Азербайджан в свое время закупил 45 БКМ “Марадер” и “Матадор”, а еще 65 машин этого же класса были произведены на предприятии “Завод ЭВМ”.

– Но дальнейшее-то производство таких машин на территории Азербайджана было прекращено. Значит, были на то причины. Получается, что единственной компанией, производящей невостребованную(!) продукцию, остается только ТОО “Казахстан Парамаунт Инжиниринг”. На реплику г-на Барысова: “Юаровцы нам полностью передали технологии и чертежи”, отвечаю: модель снята с производства, завод обанкрочен, нигде в армиях мира данная БКМ не используется. Поэтому техническая документация и была передана ТОО “Казахстан Парамаунт Инжиниринг”, а затраты на документацию были включены в стоимость продукции данного ТОО. Вообще, Владимир, чтобы раз и навсегда закончить эту нездоровую тему, когда частная компания пытается диктовать министерству обороны какие-то свои условия, должен подчеркнуть: основным приоритетом для оборонного ведомства является повышение боеготовности войск и усиление огневой мощи, а не популистские лозунги о поддержке частного предприятия Айбека Барысова, которое он ассоциирует со всем ОПК. Мы-то как раз этот оборонно-промышленный комплекс и поддерживаем. Министерство обороны, отвечающее за обороноспособность страны, имеет потребности в разных(!) видах вооружения и военной техники, а не только в “Арланах” и “Барысах”. Смею утверждать, что за годы нашей независимости оборонная промышленность добилась определенных успехов в части производства и увеличения локализации востребованной в армии продукции – кораблестроения, производства и ремонта средств противовоздушной обороны, оптико-электронных систем, бронетанковой техники. А г-н Барысов всё норовит продать нам свои дорогостоящие машины, которые нигде в мире пока так и не нашли достойного массового(!) применения.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Справедливость первое очередь 12 августа

Мне интересно сколько компания накидывает процентов за производства. Если они правы, пусть расценку расходов озвучат.

Справедливость первое очередь 12 августа

Комментарий удален

Справедливость первое очередь 12 августа

Комментарий удален

Саян Сериков 12 августа

Комментарий удален