Опубликовано: 10300

Врачи подают в суд на Фонд социального медицинского страхования за отказ платить за оказанную населению медпомощь

Врачи подают в суд на Фонд социального медицинского страхования за отказ платить за оказанную населению медпомощь Фото - Caravan.kz

Сеть клиник «Салауатты Астана» подает в суд на НАО ФСМС за отказ платить за фактически оказанную населению медицинскую помощь, в структуре расходов которой превалирует заработная плата.

Об этом «Каравану» сообщила руководитель сети «Салауатты Астана» Лейла ИШБАЕВА.

- Наша сеть клиник оказывает медицинскую помощь населению в объемах, аналогичных прошлогодним. Но оплачивают нам только половину. У нас в структуре расходов до 80 % — это фонд оплаты труда. И такая ситуация во всей системе здравоохранения, только государственные клиники об этом молчат, хотя уже давно закупают, например, питание и лекарства у поставщиков в долг. Получается, что, срезая оплату за фактически оказанную помощь, НАО ФСМС оставляет медицинский персонал без заработной платы. Они выполнили эту работу. Тем не менее эти деньги им срезали на основании линейной шкалы, - рассказала Лейла Ишбаева.

Линейная шкала — это нововведение министерства здравоохранения, принятое в этом году. Проще говоря, весь объем медицинской помощи минздрав и ФСМС разделили строго по лотам и по месяцам. И финансируют тоже по месяцам.

Например, план помощи у клиники на год 1200 приемов. Значит, он разделяется на 100 приемов в месяц. Будет пациентов меньше – ФМСМ оплатит по факту оказания помощи. Больше – оплатит только 100.

- То есть у нас население Казахстана должно рождаться, болеть и умирать строго по графику. Потому что власть в отрасли захватили бухгалтеры. Это чисто бухгалтерский подход, который противоречит естественному течению жизни - уверена врач. - По ключевым видам помощи сократили объемы финансирования в два раза. В прошлом году на всю консультативно-диагностическую помощь на амбулаторно-поликлиническом уровне было выделено 201 млрд тенге. И то не хватило. В этом году на эту статью выделили 100 млрд. Но ни людей, ни поставщиков об этом заранее не предупредили. В итоге число пациентов выросло хотя бы потому, что население страны растет, а оплата сокращена. Конечно, это будет приводить к конфликтам. А потом к нам приходят из фонда и спрашивают: «А почему ты помощь человеку не оказал?». Ну так это вы денег на эту помощь не даете! Как пациенты платят дважды: отчёт журналиста о качестве ОСМС

Смысл в том, что нормативные акты минздрава противоречат Конституции, действующему законодательству, ведут к снижению доступности и качества оказания помощи, уверены врачи. При этом медицинские учреждения сами оказываются виноваты в неправильном планировании и расходовании средств.

Главная проблема нынешнего минздрава в том, что при реформировании системы здравоохранения потерялась цель, уверена Лейла Ишбаева. Во всех программных документах указано, что ключевыми показателями является строительство клиник, закупка техники и оборудования, лекарств, как будто бы томографы сами собой "томографируют", а анализаторы "анализируют". Минздрав строит высокозатратную медицинскую отрасль, которая будет наращивать расходы, поэтому в нее хорошо вписываются закупки всего. В этой схеме потерялись самые главные - люди и процессы! Врачи и пациенты! Ведь изначальная цель – создать систему здравоохранения, которая будет помогать каждому человеку сохранить здоровье и улучшить качество его жизни. Государство должно быть заказчиком здоровой нации, когда расходы на здравоохранение становятся инвестицией в человеческий капитал. Про это забыли!

Согласно данным Damumed в 2022 году пациенты всех клиник и больниц оставили 3,8 млн отзывов. Из них 94 % - положительные. 1,2 млн пациентов выразили благодарность медицинским работникам. И только 4,7 % опрошенных дали отрицательную оценку оказанным услугам здравоохранения. Об этом тоже никто не говорит.

Уже в будущем году в Казахстане закроется порядка 450 медицинских организаций. Из-за этого около 1 млн казахстанцев не смогут получить поликлиническую помощь в шаговой доступности.

Такое мнение высказал Виктор ТИЛЬМАН, член Национальной ассоциации Primary Health Care и практикующий врач из Жезказгана. Все это следствие попыток министерства здравоохранения  оптимизировать расходы на медицинскую помощь населению.

В новых правилах закупки услуг у субъектов здравоохранения установлено минимальное количество прикрепленного населения к новым организациям первичной медико-санитарной помощи - 10 тысяч человек. Но в Казахстане есть города, где населения меньше. Значит, здесь такие клиники уже не смогут работать, и людям придется по любому поводу ехать в областной или районный центр.

Чуть лучше будет жить в крупных городах.

- В Жезказгане работает 10 медицинских центров. Одна государственная клиника в центре и 9 частных по окраинам. Это удобно для людей: прием врачи ведут в шаговой доступности от места жительства человека, - уверен Виктор Тильман. - Применение новых правил приведет к тому, что больной, чтобы попасть к врачу, должен будет ехать через весь город.

Простые пациенты такие изменения увидят быстро: нагрузка на врачей первичной помощи увеличится. Это мы увидим по растущим очередям.

Кроме этого, по новым правилам в каждом медцентре и поликлинике, которая оказывает первичную помощь пациентам, должны быть узкие специалисты, такие как хирург, нефролог, офтальмолог и акушер-гинеколог. Но таких специалистов в стране не хватит на все поликлиники. Да и не нужны они там. Проще их собрать в диагностическом центре и отправлять к ним на обследование пациентов по направлениям врачей общей практики. Эта система уже работает и показывает неплохие результаты. Но диагностические центры будут закрыты, если новые правила минздрава будут утверждены. Как и специализированные клиники, которые уже проводят сложные операции, ради которых раньше казахстанцы выезжали за рубеж.

- Медорганизации второго уровня оказались вырезаны из системы медицинасого страхования, - уверен Виктор Тельман. – А система реабилитации – третичный уровнь системы здравоохранения, просто оказалась никому не нужна. Эти специалисты в лучшем случае сменят специальность. В худшем уедут из страны.

Чтобы катастрофы не произошло, Национальная ассоциация Primary Health Care предлагает создать рабочую группу с представителями ассоциации, Национального центра развития здравоохранения, совета экономических исследований, ассоциации «Атамекен», чтобы пересмотреть приказ, провести анализ регуляторного воздействия и отработать другие механизмы регулирования. Денег нет, но вы лечитесь: что не так с системой обязательного медстрахования в Казахстане

Мы понимаем, что министерство здравоохранения обеспокоено нерациональным использованием средств фонда. Поэтому мы хотим разработать с ассоциацией «Атамекен» механизм саморугулирования системы здравоохранения, - предложила директор клинико-диагностического реабилитационного центра SANAD Жамиля Бопиева.

Попытки минздрава сократить расходы на страховую медицину начались после аудита в НАО «Фонд социального медицинского страхования» (ФСМС) по итогам его работы в 2019-2021 годах, проведенного Высшей аудиторской палатой РК.

Тогда аудиторы выяснили, что расходы на здравоохранение за 5 лет выросли в два раза – с 1,6 трлн тенге в 2016 году до 3,1 трлн в 2021 году. Но и нагрузка на бюджет выросла: в 2021 году бюджет выделил 1,8 трлн тенге, а доля государства в ФСМС составила 57 %. При этом аудиторы только за 2022 год нашли нарушения на 18 млрд тенге.

И самое важное: фонд потерял из виду человека – потребителя его услуг, ради которого создали всю эту систему, заключили аудиторы.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи