Опубликовано: 1600

Ученье – свет, а неученье – тьма и норма для…

Ученье – свет, а неученье – тьма и норма для… Фото - Тахир САСЫКОВ

Критические ситуации всегда особенно четко выявляют все проблемы, и пандемия зловещего COVID-19 – не исключение. В последние годы у нас отчетливо было заметно низкое качество подготовки специалистов самых разных уровней и в самых различных отраслях. И сегодня этот прискорбный тренд стал виден еще яснее. Но ведь знание проблемы – это уже полдела, и очень важно предпринять своевременные шаги, способные исправить

ситуацию

Редакция газеты "КАРАВАН" направила запросы во все регионы страны, чтобы узнать, как в них намерены повышать качество образования. Особый интерес представляли ответы тех областей, где ситуация выглядит действительно плачевной. Так, если ориентироваться на суммированный показатель трех важнейших источников оценки образования (а это показатель проводимой раз в три года международной программы по оценке образовательных достижений учащихся Programme for International Student Assessment – PISA – за 2015 и 2018 гг., ЕНТ 2017 и 2018 гг. и Национального компьютерного тестирования педагогов (НКТ) 2018 и 2019 гг.).

Ими стали Алматинская, Актюбинская, Атырауская, Мангистауская и Туркестанская области и город Шымкент.

Кстати, если говорить о лидерах, а не об аутсайдерах, то первое место в рейтинге занимает Нур-Султан, показавший самый высокий результат в PISA-2015 и PISA-2018. Алматы лидирует по показателям ЕНТ 2017 и 2018 годов, заняв в общем рейтинге 2-е место после столицы.

В ответе редакции от управления образования Атырауской области наличие проблем признают и связывают их в первую очередь с дефицитом педагогических кадров, который вызван ростом числа контингента учащихся. При этом здесь не соглашаются с тем, что в школах не прививают вкус к знаниям.

"Учитель учителю рознь, также школа школе – рознь. Всё зависит от профессионализма и любви к выбранной профессии", – отмечает исполняющая обязанности руководителя управления образования Атырауской области госпожа ТУРЕМУРАТОВА.

Но, позвольте, мы ведь провозглашаем принцип равного доступа казахстанцев к качественному образованию, так зачем ставить его в зависимость от любви педагогов к своей профессии? Задача органов образования – как раз обеспечить средний и повсеместный, как можно более высокий уровень школьных педагогов. Иначе это, извините, и коррупционные риски, и вообще своеобразная рулетка "повезет - не повезет".

Но этот ответ – хоть какая-то попытка живого, неформализованного объяснения того, как воспринимают имеющиеся проблемы в регионе. А, скажем, ответ заместителя акима Алматинской области господина БЕСКЕМПИРОВА вообще больше напоминает статистический отчет. В нем много цифр и информации о том, как растет число выпускников школ, поступающих в вузы, и об успехах в укреплении материально-технической базы школ. Но при этом даже под лупой не разглядеть конкретного плана по улучшению плачевной ситуации с низким качеством образования в школах региона.

А вот в Мангистауской области выход из критической ситуации, похоже, видят в совещаниях. "Для решения задач заместителем акима области утвержден годовой план мероприятий по повышению качества образования в организациях образования Мангистауской области. По данному плану мероприятий проводятся совещания, где руководители городских и районных отделов образования отчитываются о результатах…" – сообщает в ответ на запрос редакции некто КУЛАТАЕВА, без указания занимаемой должности.

В целом не получено главного – ответа на то, как в областях намерены улучшать ситуацию с образованием? Ответы оказались прискорбно предсказуемыми и написанными будто по трафарету.

Что это, отсутствие видения решения проблем или привычка к дежурным отпискам и неоправданно оптимистичным рапортам? Этакая хорошая мина при плохой игре. Так или иначе, но все 14 областей бодро отрапортовали, что они проводят всестороннюю работу, повышают качество, внедряют инновации, строят, учитывают, модернизируют, распределяют…Словом, максимум красивых слов и минимум конкретики. Собственно, существо вопросов было проигнорировано, а ответ отражен перечислением хозяйственно-бытовых и технических работ, которые, разумеется, должны осуществлять любые ведомства, будь то дачное ЖКХ или контрразведка.

Очевидно, что если даже в теории регионы не понимают и не видят, как можно улучшить качество образования, то на практике позитивных изменений ждать не приходится. А тут еще этот коронавирус с сопутствующим режимом ЧП и дистанционным обучением. Так, может, сразу начнем людей учить ставить крестики вместо подписей и не будем зря мучиться?

Конечно, от региональных управлений образования и местных администраций зависит немало, но, раз ситуация такая плачевная, видимо, уже министру образования и науки РК Асхату АЙМАГАМБЕТОВУ следует вплотную заняться повышением качества образования в регионах и обеспечить наконец реализацию Госпрограммы развития образования. Понятно, что министр сейчас очень занят: он, по его собственному признанию, помогает своим детям в дистанционных занятиях. Но проблема в том, что нынешний период уроков на удаленке, которые и полноценным дистанционным образованием назвать сложно, качество отечественного образования может еще опустить. А в ближайших индикаторах ЕНТ, НКТ и PISA мы рискуем увидеть дальнейшее ухудшение показателей.

Между тем самое обидное – что деньги на развитие образования государство выделяет регулярно, и немалые. Так, может быть, министр Аймагамбетов представит наконец общественности какие-то реальные планы по выходу из образовательного кризиса, а не амбициозные прожекты? Также призываем казахстанского премьера Аскара МАМИНА обратить внимание на проблему и проконтролировать решение вопроса, ведь у нас, в Казахстане, на регионы надейся, а о высоком начальстве не забывай!

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи