Опубликовано: 30200

"Дистанционное обучение - это война между учениками и учителем": что не так с "удаленным" образованием

"Дистанционное обучение - это война между учениками и учителем": что не так с "удаленным" образованием Фото - Тахир САСЫКОВ

– Дистанционное обучение школьников до конца года – это война между учителями и учениками. Между детьми и их родителями, – социопсихолог Алтай АБЫЛГАЗИН не скрывает эмоций. – Аймагамбетов (министр образования Казахстана. – Прим. авт.) правильно сделал, что отменил удалёнку на время карантина в стране во время коронавируса. Но проблемы остались.

– Алтай, что в этой ситуации так и не так?

Первое: не все учителя и родители – носители лучших знаний. И те, и другие допускают взаимоисключающие ошибки. Второе: школьный класс – это тусовка, которая тренирует социальные навыки, устанавливает связи в коллективе, мотивирует учиться лучше. Третье: если школьника запереть в четырех стенах – он, скорее всего, станет рубиться в компьютерные игры. И не станет откликаться даже на домашних животных. Дистанционное обучение расхолаживает, потому что нет ежедневного контроля. Можно просыпаться, когда захочется – слаб же человек? Поэтому “трудовые” мозоли на самом мягком месте абсолютно гарантированы. А с ними осанка и, извините, геморрой. Четвертое: министр правильно заметил, что “каждый учитель считает, что его предмет – самый главный. И поэтому задает по нему кучу заданий”. Другие тоже могут навалить “домашки” выше крыши. И вы меня спрашиваете, все ли школьники готовы учиться в автономном режиме?

Учиться, учиться и еще раз учиться всем поголовно!

– Всё так плохо?

– Школа вообще-то не учит. Она показывает родителям планку – до которой может допрыгнуть их сын или дочь. В Англии в конце 90-х годов прошлого века эксперимент по внедрению удаленки получил отличный негативный результат. Видимо, поэтому Аймагамбетов, говоря об отмене занятий в онлайн-режиме, сказал, что никакой отчетности по дистанционному обучению от преподавателей не будет. Во-первых, потому что Сеть по всей стране рухнет. Все-таки больше двух с половиной миллионов школьников за виртуальными партами – это страшная сила. Во-вторых, у педагогов времени на это не останется. В-третьих, не у всех учащихся дома есть компьютеры. Допустим, есть. Но если в семье компьютер один, а детей – двое. Или даже трое? Но самое неприятное – в-четвертых.

– Что это за зверь?

– Домашняя обстановка, родители, и всё-всё, что окружает подростка. Поясняю. Если у ребенка папа-мама финансисты, инженеры, в общем, те, кто имеет отношение к точным наукам, то ему повезло. Они смогут помочь своему чаду.

А если родители – торговцы на рынке, парикмахеры, швеи или медработники? Во-о-от… И они иногда требуют от подрастающего поколения даже больше, чем учителя. Потому что надеются, что дети вырастут и станут успешнее родителей.

Дальше едем. Если сын или дочь не могут справиться с каким-то заданием по физике, химии, алгебре и папа-мама, которые тоже под “домашним арестом” в четырех стенах, не могут помочь – конфликт в семье неизбежен.

– С какого перепугу?

– Представьте, ученик Х получает оценку ниже, чем его друг Z. А этот условный Х не понимает: за что? Типа я же всегда учился лучше этого Z! И родители тоже не в курсе, почему так. Но дистанционка стирает эти грани. Разваливаются отношения между школой, учителями, родителями.

Взаимные упреки, ссоры на фоне фактического бездельничания старших ведут к разладу в замкнутом пространстве квартиры.

У всех “арестантов” практически не осталось живого общения с друзьями, коллегами, близкими. Скайп и болтовня по телефону проблемы не решают: удаленный собеседник (не важно – учитель или родственник) никогда не выразит свои эмоции так же, как при непосредственном общении. Чем дольше будет длиться карантин в стране, тем хуже будет обстановка в семье. Любой социопсихолог подтвердит.

– И что делать?

– Учиться, учиться и еще раз учиться всем поголовно! Учиться самому справляться с заданиями. Учиться, особенно родителям, выстраивать отношения в семье. Учиться понимать, что весь негатив, который скапливается в замкнутом пространстве, опасен для психического здоровья взрослого человека. Но еще опаснее для подростков, у которых психика и физиология еще только выстраиваются. Хотите пример? Четвертая четверть может оказаться самой провальной в нашей школьной истории- эксперт о рисках дистанционного обучения

– Давайте!

– Школьный учитель, 72 года, продолжает преподавать историю, географию. В общем, гуманитарий. Компьютер освоила лет 5–7 назад на самом примитивном уровне. Когда пришлось помогать внукам дома – у неё чуть истерика не случилась. Позвонила мне – когда-то в одной школе вместе работали: стоит ли ей уволиться сейчас или еще потерпеть? Потому что рассорилась с внуками и правнуком – не понимает, как им можно помочь с заданиями, которые надо решать дома. Учитель в классе может что-то добавить, подсказать на эмоциональном уровне. А тут, дома, нужны другие инструменты, а у нас большая часть населения ими не владеет…

Удалёнка: плюсы и минусы

Пообщался с разными экспертами и преподавателями алматинских школ и вузов. Все они выставили удаленному обучению разные оценки. Начну с минусов.

Собственных платформ в Казахстане нет. Вставляться в чужие? А как они впишутся в наши образовательные программы? Сюда же: никто и никогда не пытался готовить наших учителей к такому блицкригу. Здесь же: разработка отечественного продукта займет немало времени. Но никто и не мог предполагать, что возникнет такой форс-мажор по имени COVID-19. Методики заочного обучения не подкреплены технологически. Дальше – страшнее.

Практически невозможно отследить активность группы обучаемых: когда на экране 25–35 или даже больше учеников – образовательный процесс стремится к нулю: кто-то не успевает переспросить-уточнить. Кто-то стесняется перебивать или вообще не хочет принимать участие в таком шоу. Упоминать в такой ситуации о проверке усвоенного материала – бессмысленно. Если сбой в энергосистеме, а такое у нас часто случается, – тем более.

Дом – не школа. Отсутствие внутренней дисциплины в разы снижает мотивацию учиться. Мантра “Потом, когда всё пройдет – наверстаю” не работает.

Голосов “за” удаленное образование – гораздо меньше: есть куча сайтов с ограниченным функционалом – каталоги лекций, домашних заданий, тестов, примеров различных решений. А это великолепный склад готовых идей, материалов и заготовок для работ в разных сферах по лейблом “Скажем “нет” бесконечным бумажкам дома”! Конечно, если дома Интернет работает без проблем. Но этот склад хотя бы подсказки дает. Наконец, любой кризис учит человека искать выход из сложной ситуации. Потому что рано или поздно люди научатся работать из дома.

Дистанционное обучение, как утверждают британские ученые, в первую очередь, должно быть построено в виде игры (похоже, эксперимент в конце 90-х годов провалился именно потому, что этот компонент упустили).

Этот фактор повышает мотивацию обучающегося и ускоряет восприятие материала. Следующий плюс: удалёнка снижает расходы на транспорт и повышает компьютерную грамотность граждан. В любом случае коронавирус подсказывает правительству и министерству образования, в каком направлении надо начинать движение на следующий день, когда в Казахстане снимут режим чрезвычайного положения…

Пока коронавирус на горе не свистнул, никто и ничего толком не предлагал в сфере дистанционного обучения в стране. Так, отдельные эмоции, ничем никак не подкрепленные. Похоже, сегодня некоторые неравнодушные специалисты уже начинают предлагать что-то реальное. Наверное, уже пора собирать все эти идеи в особую папку. Инфекция может и должна многое поменять в головах чиновников. Нет же худа без добра?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Raushan 14 апреля

НИШ не подчиняется МОНу. Организация онлайн и дистанционного обучения выше всяких похвал. По сравнению с обычными городскими ГОРОДСКИМИ школами - земля и небо. Родители последних почти смирились, что четвертая четверть мало что даст в смысле знаний. А у НИШ абсолютно другой подход. Может все школы вывести из-под влияния МОН?