Опубликовано: 80200

Ситуация критическая: половина педагогов страны провалила новые тесты

Ситуация критическая: половина педагогов страны провалила новые тесты Фото - Тахир САСЫКОВ

Шпаргалки на бумаге, сложенные гармошкой, исписанные под одеждой руки, ноги, подглядывание ответов в телефоне… Смотришь записи с камер видеонаблюдения, как казахстанские учителя сдавали Национальное квалификационное тестирование (НКТ), и страшно становится.

Ситуация по стране – критическая, и мы нисколько не сгущаем краски! Из более 73 тысяч человек, прошедших в ноябре 2019 г. компьютерное тестирование, 56 процентов его провалили. А ведь "бумажный" формат показывал более высокие знания!

Почему вдруг педагоги скатились в двоечники, а нововведение встречает яростное сопротивление на местах – выясняла корреспондент "КАРАВАНА".

К компьютерному тестированию знаний чиновников, школьников, студентов, исключающих человеческий фактор, развитые страны пришли давно. Машина есть машина – с ней не просто договориться, у нее нет связей, родственников, ей не предложишь деньги, на нее не надавишь звонком высокопоставленного лица.

До ноября 2019 года отечественные педагоги проходили тест на подтверждение квалификации по старинке – им выдавали распечатанные на бумаге вопросы, на которые те должны были ответить.

НКТ – процедура, направленная на определение уровня профессиональной компетентности педагогических работников и директоров школ.

Аттестация проводится в два этапа: первый – квалификационное тестирование, второй – комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности.

Свечку не держали – как все было, неизвестно, но, судя по тому, что рассказывают учителя в соцсетях, с чем столкнулись разработчики новой системы, знания тестируемых, результаты тестовых экзаменов легко поддавались корректировке. Общие камеры видеонаблюдения позволяли экзаменуемым даже списывать ответы со шпаргалок или мобильных телефонов. В Интернете гуляли тестовые задания и ответы для учителей – мошенники быстро смекнули, на чем можно поживиться.

Камеру не обхитрить!

Но все изменилось. Министерство образования и науки РК в лице Национального центра тестирования подписало договор государственно-частного партнерства на 10 лет с ТОО "U-Future" (группа компаний, занимается проведением всевозможных тестов, курсов, в том числе языковых, подготовкой к ЕНТ и другим экзаменам).

В его рамках "U-Future" под брендом "U-Study" теперь проводит три экзамена: Национальное квалификационное тестирование (НКТ), Внешнюю оценку уровня достижений высшего и Внешнюю оценку уровня достижений среднего образования.

Как это происходит? Для удобства педагогов в городах республиканского значения, областных центрах открылся 21 региональный центр тестирования (РКТ). На зданиях висит вывеска – "U-Study". В каждом созданы условия для проведения экзаменов: отдельные просторные залы с персональными компьютерами, наушниками, ящики для хранения вещей. Дежурят медработники. Тестируемым предоставляют листы для записей, воду, стаканы, словом, всё, чтобы люди чувствовали себя комфортно.

Жанат РАХМАНИ

Я побывала в одном из таких центров, что находится в Алматы (всего в южной столице их три). Его генеральный директор Жанат РАХМАНИ показал просторное помещение с компьютерами. Для обеспечения прозрачности прохождения процедуры сдачи НКТ каждое рабочее место оснащено камерой видеонаблюдения. Трансляция осуществляется в ситуационный центр, что находится в Нур-Султане в центральном офисе Национального центра тестирования. Также имеются камеры общего наблюдения в аудиториях, коридоре и гардеробе.

Всего по Казахстану – 3 120 автоматизированных посадочных мест.

– Если в день 4 000 человек сдают тесты, из них выявляем 50 тех, кто списывает, – говорят сотрудники центра. – Некоторые начинают спорить, мол, докажите. Из столицы им сразу показывают видео, на котором видно, как учитель пытался всех обхитрить. Всё, больше вопросов не возникает. Стыдно…

– Ответы на тесты можно купить, найти в Интернете?

– Исключено! Задание формируется, как только тестируемый вводит свой ИИН в компьютер. Оно для каждого учителя индивидуально.

Центры открылись на средства группы компаний "U-Future": в оборудование, программы вложено более 3,3 миллиарда тенге. Государство на эти цели не потратило ни копейки. Интересуюсь: а как компании собираются возвращать деньги?

– Мы зарабатываем на том, что проводим разные тестовые экзамены, предоставляем казахстанцам около 20 продуктов, – говорит генеральный директор "U-Future" Олжас КУСПЕКОВ. – Например, предлагаем психотесты на определение предрасположенности к предпринимательской деятельности, по профориентированию школьников и другие. Основное направление – коммерческие курсы подготовки к ЕНТ, языковые, продленочные. В прошлом году наши курсы подготовки к ЕНТ окончили около 6 000 учеников по всему Казахстану, из них 97 процентов поступили на грант. У нашей компании самый высокий уровень поступления на грант, потому что за плечами – 10 лет работы.

Где самые низкие знания?

К этим актуальным темам мы еще вернемся. А пока о грустном – результатах первого компьютерного тестирования.

4 ноября НКТ проведен в пилотном режиме в городах Нур-Султане и Кокшетау, 12 ноября процедура была запущена по всей республике. Всего Национальное квалификационное тестирование прошли 70 тысяч педагогов. Тест состоял из 100 вопросов: 30 по педагогике, 70 – по профильному предмету. Ничего сверхъестественного, говорят разработчики. Причем эти базовые знания педагог должен был получить во время учебы в вузе.

44 процента учителей набрали выше порогового балла, а 56 процентов провалили тест. Максимальный набранный балл – 109, в то время как средний равен 54. Рассмотрено около 28 тысяч заявлений на апелляцию.

В рамках сдачи НКТ аттестуемые претендовали на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий: педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер.

По категории "Педагог-модератор" подали заявки около 28 процентов учителей, из них прошли тестирование 12 процентов, средний набранный балл – 49, максимальный – 105.

По категории "педагог-исследователь" подали заявки 33 процента преподавателей, из них прошли тестирование 13 процентов, средний балл – 60, максимальный – 108 баллов.

По категории "педагог-эксперт" подали заявки 37,5 процента педагогов, из них прошли тестирование 14 процентов, средний балл – 53, максимальный – 109.

По категории "педагог-мастер" подали заявки 2 процента, из них прошли тестирование 0,005 процента, средний балл – 61, максимальный – 106. Бесконечные эксперименты в нашем образовании сильно ему навредили - эксперт

Все результаты тестирования отправили участникам НКТ на электронную почту, а также они доступны им в личном кабинете на сайте uapp.kz.

А дальше организаторы взяли результаты компьютерной проверки "U-Study" и сравнили их с результатами тестирования 2018 года, проведенного в бумажном варианте Национальным центром минобразования. И тут цифры заплясали! Давайте посмотрим картину в разрезе регионов.

Незначительные расхождения между результатами выявлены в Алматы (компьютерный вариант прошли 52 процента учителей, бумажный – 58,9 процента).

В Шымкенте – 44 и 52,7 процента соответственно, в Туркестанской области – 33 и 52,7 процента, Алматинской – 47 и 55,1 процента. В Кызылординской области – 43 и 62,5 процента, в Актюбинской – 40 и 64,3 процента, в ЗКО – 53 и 72,5 процента.

Обратите внимание на расхождение в результатах тестирования в Мангистауской области: компьютерные тесты прошли только 39 процентов педагогов, а бумажные – 61,9 процента. В Атырауской области – 40 и 76,7 процента соответственно.

В Нур-Султане – 47 и 73,8 процента, в Павлодарской области – 45 и 67 процентов, Акмолинской – 53 и 74,7 процента, Костанайской – 61 и 71,2 процента соответственно.

"Звонили начальники управлений образования, из министерства, просили помочь такому-то…"

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: результаты тестирования 2018 года по всем областям, городам явно завышены.

Кому это выгодно? Учителям, которые получают новую квалификацию (следовательно, прибавку к зарплате) и плохо знают свой предмет, а всем причастным чиновникам – есть возможность "навариться".

– Во время проведения компьютерного тестирования нам не раз звонили начальники отделов образования, из министерства, просили помочь такому-то человеку, чтобы он прошел тест, – рассказали в центре "U-Study". – В обществе укоренилось: нет нерешаемых вопросов. Если маленький человек не может решить, значит, решит большой. Этот стереотип нужно ломать, ведь речь идет о людях, которые учат подрастающее поколение – будущее страны!

– Когда в регионах мы проводили тестирование учителей, учеников, заметили такой фактор: один учитель, не знающий своего предмета, "воспитывает" 9 незнающих детей. Это – деградация, регрессия, – говорит Олжас Куспеков.

Экономия колоссальная – 170 миллионов тенге

Кстати, компьютерное квалификационное тестирование проводится для педагогов абсолютно бесплатно! Не нужно платить за распечатку тестовых заданий, воду, воздух и так далее.

Парадокс: при всех явных плюсах компьютерного формата – сведение к минимуму человеческого фактора, огромная экономия бюджетных средств на оперативных расходах, возможность сразу увидеть результаты теста и подать на апелляцию (запрос в комиссию поступает анонимный, без указания ФИО тестируемого), у него появились противники. Смею предположить, всё дело – в деньгах. А суммы в этой сфере крутились немалые!

Так, по данным Национального центра тестирования министерства образования и науки РК, при переводе бумажного формата в компьютерный уже сэкономлено более 170 миллионов тенге на распечатке, услугах полиграфии, транспортировке техзаданий и так далее.

Понимаем, что новый формат лишил щедрой "кормушки" тех, кто привык кормиться за счет учителей. Известны примерные таксы за успешное прохождение одного теста – 50–60 тысяч тенге. Кому в карманы шли деньги, сложно проследить, да и не наша это работа. Скажем, если в день проходили тесты 1 000 человек, объем "черного рынка" мог составить около 50 миллионов тенге.

Но иначе засевшую в мозгах коррупцию просто не победить!

По слухам, в регионах пытаются даже отговаривать учителей от прохождения компьютерного тестирования, всячески его дискредитируют. Только зачем возвращаться обратно, в каменный век?

Сами учителя, которые честно проходили тест, потом делились эмоциями: дескать, если его не прошел, сам виноват: после сдачи экзамена система показывает "работу над ошибками" и можно увидеть свои пробелы в знаниях! Никому и ни за что не нужно платить, если уверен в себе. "Удобно, быстро, четко", – писали отзывы педагоги.

И вот еще информация для руководителей регионов и городов Казахстана. Если страна взяла курс на то, чтобы к 2050 году войти в 30 развитых стран, стоит серьезно задуматься над повышением уровня знаний учителей и детей. После проведения разного рода тестирования в регионах в 2015–2018 годы компания "U-Study" вывела значение для Казахстана, равное 30-му месту – 0,72. Но даже самые сильные регионы – Нур-Султан (0,68), Алматы (0,61) не дотягивают до него. Наиболее отсталые – Атырауская (0,32), Туркестанская и г. Шымкент (0,39), Мангистауская (0,40), Актюбинская (0,42), Акмолинская области (0,46), Костанайская (0,47).

В компании знают, как поднять средний показатель в отстающих регионах, на какие слабые звенья стоит обратить внимание.

Надеемся, их услышат местные власти и не будут препятствовать проведению тестов среди учащихся, учителей, директоров школ.

Хватит уже обманывать себя и других! Деградация населения – вопрос национальной безопасности, между прочим!

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Татьяна 21.01.2021

Тесты педагогам дополнительного образования сделаны не по специальностям ,а только по педагогике и психологии.Это обезличивание специалистов - музыкантов ,художников ,хореографов и др.Почему учителя школ сдают свой предмет , а нас просто вот так из специалистов превратили в обыкновенных учителей?Вот как раз то мы не можем доказать сущность своего профессионализма в этих тестах.В предыдущих тестах были вопросы по специальности , а теперь нас просто вычеркнули как профессионалов своего дела.Вот и сидим учим ненужную информацию ,фамилии психологов , вместо того что бы повышать свой профессиональный уровень.И вообще ,многие педагоги школ , говорят что вопросы составлены безграмотно и очень сложно в вопросе понять ,что же от тебя требуется.Такое впечатление , что нам одной рукой дают повышение заработной платы , а другой забирают.Ведь нужна экономия для зарплаты.И обидно , что многие специалисты , после таких тестов , могут остаться за бортом

Светлана 24.01.2020

Статья, конечно, своевременная, и даже в чем-то соответствует действительности. Но не во всем. Я подала на педагога-эксперта, и прошла, между прочим, но вопросы меня просто поразили. Вы пишете: "Ничего сверхъестественного, говорят разработчики. Причем эти базовые знания педагог должен был получить во время учебы в вузе". Это не так. Если вопросы по русскому языку и соответствовали программе, то литература составленна полностью по программе российских школ. Многие произведения не только не входят в нашу программу, но и не изучаются в вузе. Произведения казахской литературы тоже не изучаются учителями-русоведами, но таких вопросов было много. А вопрос "как на польском будет домовой?" - куда отнести? А "кто написал картину ....?"- это литература? Вы меня извините, но создалось впечатление, что тесты создал человек, который не имеет никакого отношения к практике, не знает казахстанскую программу. И учитель, не прошедший такой тест, чувствует себя глупым и униженным лишь потому, что кто-то там решил, что эти вопросы способны проверить его профессионализм. Скоро в школах не останется учителей. И не нужно мне говорить, что будут другие. Я, в отличие от вас, точно знаю, что в школах очень тяжелая обтановка с кадрами.