Опубликовано: 970

Всё мое умрет со мной

Всё мое умрет со мной Фото - Алла БЕЛЯКИНА

В Семее состоялся III Национальный конгресс нефрологов, врачей диализа и трансплантологов.

Главным предметом дискуссии вновь стали проблемы посмертного донорства. Казахстанцы по-прежнему с предубеждением относятся к тому, что органы умершего родственника могут быть пересажены другому человеку.

Хирургическое чудо

Трансплантацию называют самым значительным прорывом в медицине последних десятилетий. Всего за полвека трансплантология смогла пройти путь от демонстрации “хирургического чуда” до проведения плановых операций по спасению жизни сотен тысяч больных.

Сегодня в мире ежегодно выполняется более 115 тысяч операций по пересадке органов. Современные технологии позволяют продлить пациентам жизнь на долгие годы.

Так, максимальный период жизни человека после пересадки почки составляет 45 лет, печени – 38, сердца – 29, поджелудочной железы – 25, легкого – 20 лет.

Испанская щедрость

Общепризнанным мировым лидером в этой сфере является Испания. Там смогли создать четко работающий алгоритм, благодаря единению медицинского законодательства, централизованной системе получения органов и активной информационной работе с населением о необходимости донорства. В результате в Испании с численностью населения 47,5 миллиона человек ежегодно выполняется 4 360 трансплантаций органов.

Давно стали реальностью пересадки органов и в Казахстане. Но у нас, как почти во всем мире, сложилась парадоксальная ситуация – у медиков есть все необходимое для проведения таких операций: оборудование, методики, профессионализм и успешный опыт. Но катастрофически не хватает доноров. И только поэтому число нуждающихся в трансплантации во много раз превышает количество проведенных операций. К примеру, в США пациенты ожидают донорских органов в течение трех лет. В России потребность в пересадке внутренних органов удовлетворена только для десятой части нуждающихся пациентов. В Украине и вовсе прекратили трансплантацию. А в Казахстане пересадку органов ожидают более 4,2 тысячи человек, и это ожидание тянется годами. В Казахстане пересадить можно все, кроме сердца у детей, – врач-трансплантолог

Один умерший может продлить жизни пятерым

В Иране пытаются стимулировать доноров денежным вознаграждением, что вызывает немало споров во всем мире. Допустимо ли заниматься прижизненной торговлей органами? Насколько этично семье умершего зарабатывать на теле погибшего родственника? Мнений тут столько же, сколько и людей, да и пациентам, которые понимают, что их жизнь зависит от смерти другого человека, – не легче.

Казахстанский Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения” предполагает: если донор при жизни не отказался от донорства или его родственники не известили об этом врачей до момента смерти человека, его органы можно использовать. Вот только чаще всего родственники категорически отказываются. Хотя, по статистике, так называемый “трупный донор”, который погиб здоровым, может продлить жизни пятерым пациентам, нуждаю­щимся в пересадке.

Выбора нет

– На сегодняшний день в мире нет альтернативы пересадке почки при хронических заболеваниях, – заявил принявший участие в конгрессе нефрологов и трансплантологов экс-министр здравоохранения РК Жаксылык ДОСКАЛИЕВ. – Чтобы жизнь стала полноценной, необходима трансплантация почки. В прошлом году в Восточно-Казахстанской области был открыт центр роботизированной хирургии и трансплантации органов. Люди подготовлены, средства выделены, операции успешно выполнены. Людских ресурсов в ВКО достаточно, материально-техническая база уникальна и отыскать ей аналоги по всей стране очень сложно.

Примеры успешной трансплантации есть и в Семее. Сегодня в городе живет пациентка с пересаженной донорской печенью.

– Она жива и здорова, родила ребенка и планирует следующего. Это счастье, когда после трансплантации органов человек начинает новую жизнь, – подчеркнул Жаксылык Доскалиев. – Нужно поддержать тех людей, которым необходима пересадка таких органов, как почки, печень или сердце. Речь идет о посмертном донорстве. Ведь после смерти человека органы ему не нужны, в то время как кому-то другому они могут подарить новую жизнь. Больных, которым необходимо пересадить почки или печень, хватает.

Бытует мнение, что человек должен быть погребен с нетронутыми органами. Но ведь человеческая жизнь дороже.

Мы стремимся к развитым странам, где проблема посмертного донорства не стоит так остро, как в Казахстане.

Поддерживают медиков в этом вопросе и представители власти.

– За последние три года вложено 23,5 миллиарда тенге на покупку высокотехнологичного медицинского оборудования, чтобы наши больницы соответствовали мировым стандартам, – отметила заместитель акима Восточно-Казахстанской области Асем НУСУПОВА. – Безусловно, нам нужно развивать трансплантологию, потому что это – возможность помочь пациенту, не выезжая за пределы области. Да, жить с донорской почкой непросто, но условия созданы, и мы должны работать в этом направлении и обязаны сделать прорыв.

Семей

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи