Опубликовано: 45500

Водка и поборы: на что жалуются студенты военной кафедры университета "Нархоз"

Водка и поборы: на что жалуются студенты военной кафедры университета "Нархоз" Фото - Владимира СЕВЕРНОГО

Жалобы студентов о денежных поборах, выявленных на военной кафедре в алматинском Нархозе специальной комиссией, вынудили председателя правления, президента НАО “Университет Нархоз” Мираса ДАУЛЕНОВА принять жесткие меры.

Своим приказом в разгар учебного года он уволил заведующего военной кафедрой подполковника запаса Омара АЙТКАЗИНА и начальника цикла полковника запаса Нурлана МАМАНОВА. Но, к возмущению студентов этого старейшего вуза, те преподаватели, которые “выпрашивали у них деньги за хорошие оценки на экзаменах и зачетах”, продолжают работать как ни в чем не бывало. “КАРАВАН” выяснил, чем закончилось внутреннее служебное расследование по фактам коррупционных проявлений и кого из офицеров кафедры назначили “стрелочниками”.

В служебной записке на имя ректора значится, цитирую: “Студенты А. Закиров и А. Воробьев проявили желание сотрудничать с администрацией вуза и указали, что куратор военной кафедры Жандаулет Байманасов предложил студентам “собрать деньги, если они хотят быстро и без проблем сдать зачеты”. По словам преподавателя, тем, кто откажется это сделать добровольно, придется “экзамены сдавать долго и муторно”.

200 тысяч тенге и бутылка

Успешную сдачу зачетов, по свидетельству студентов Нархоза, гарантировали не только определенные денежные взносы, но и подношения некоторым офицерам этой кафедры в виде бутылок водки и хорошей закуски.

“Принимая во внимание, что среди студентов распространяется информация о ставке в 150–200 тыс. тенге за поступление на военную кафедру, о чем в объяснительной указывал также и студент Байдаулет Д., считаем, что имеются достаточные основания предполагать наличие коррупционной схемы при поступлении на военную кафедру путем исправления оценок по физической подготовке, – констатирует в служебном расследовании председатель комиссии Кайрат Молдашев. – В личных делах некоторых студентов, обучающихся на военной кафедре, имеются приписные свидетельства с пометкой “к службе в армии не годен”.

– Я обратился к нынешнему министру обороны генерал-лейтенанту Руслану Жаксылыкову, чтобы он обратил свое внимание на то, что в действительности происходит сейчас в системе военного образования и подготовки мобилизационного ресурса. Департамент военного образования и науки, похоже, самоустранился от этих дел. Было время, когда по указанию этого департамента лейтенантские звания присваивались выпускникам без принятия ими воинской присяги и при отсутствии офицерских жетонов. Никакой помощи и поддержки от них профессорско-преподавательскому составу нет. Всё отдано на откуп руководителям вузов, – заявил в эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ” бывший заместитель главнокомандующего СВО, полковник в отставке, кандидат педагогических наук Асылхан САГАНАЕВ. – Я знаю об этом не понаслышке, так как сам преподаю на этой военной кафедре. Порой наблюдаю в кадровой политике сплошные перекосы и перегибы.

Подбор и назначения на должности в большинстве случаев повсеместно происходят не по профессиональным качествам офицеров, а по степени преданности и родства.

В итоге на должности военных кафедр попадают люди, не имеющие абсолютно никакого войскового опыта или выросшие на этих же кафедрах – от студента до полковника. Или пришедшие из других силовых структур, не связанных с воинской службой. Я их называю – погононосители. Такие офицеры порой даже фактическому воинскому званию не соответствуют.

Круговая порука и землячество?

– Асылхан Мавленович, вы можете назвать конкретные примеры таких скороспелых назначений? Кто, на ваш взгляд, не соответствует своим должностям и что необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию к лучшему?

– Всё это я уже изложил в письме на имя нынешнего министра обороны генерал-лейтенанта Руслана Фатиховича Жаксылыкова. Но вам скажу. Теперь уже бывший заведующий военной кафедрой подполковник запаса Омар Айтказин, согласно справке по форме № 8, проходил только срочную службу в учебном центре связи еще Советской армии где-то под Москвой. После этого он в войсках нигде не служил ни дня, а после окончания Карагандинского университета работал инженером по маркетингу Алматинского автобусно-сборочного завода. Некоторое время был даже заместителем гендиректора по сбыту, а потом попал в военкомат и дослужился там до подполковника. Вот и вся его военная карьера. Ну как такой “специалист” может выстраивать тактику и стратегию деятельности всей военной кафедры?! Естественно, при таком отношении и случился ожидаемый прокол, связанный, как было указано в служебной записке, с “коррупционными проявлениями”.

– Как вы думаете, почему это дело прикрыли и спустили на тормозах?

– Связи, видимо, помогли. Один из проректоров НАО “Университет Нархоз” являлся близким родственником бывшего заведующего военной кафедрой. Потому, вероятно, его и уволили по-тихому. Хотя прокурорская проверка прошла и внутреннее расследование проведено. За период работы уволенного заведующего военной кафедрой Омара Айтказина прокуратура выявила негативные факты коррупционной направленности, но администрация, видимо, не захотела дать этому ход. Потому с тех, кто конкретно замешан в этом грязном деле, как с гуся вода, а порядочных офицеров увольняют.

– Думаете, круговая порука царит в этом вузе?

– Не знаю. Но руководство не прислушивается к нашим советам, а конструктивную критику воспринимает не просто болезненно – буквально в штыки. “Я принял решение и точка”, – вот главный аргумент нашего руководства. Тем, кто из опытных преподавателей военной кафедры ему, возможно, стали неугодны по каким-либо причинам, уже вручены уведомления об увольнении. Такие бумажки кроме меня получили доктор наук Бакдаулет Кумар и полковник в отставке Бурхан Сейдахметов. Согласно этим уведомлениям, планируется от нас избавиться накануне Дня защитника Отечества – 6 мая сего года. Это со стороны председателя правления, президента НАО “Университет Нархоз” господина Дауленова нам будет своеобразным поздравлением к 30-летию Вооруженных сил, в становлении и развитии которых мы принимали самое активное и непосредственное участие. Сейчас идет интенсивный учебный процесс, который завершится на нашей кафедре 28 июля сего года учебно-полевыми сборами. Нагрузка на учебных сборах примерно равна нагрузке за осенний и весенний семестры, только у меня она составляет 418 часов. В соответствии с этим имеются определенные обязанности, где количество профессорско-преподавательского состава строго регламентировано. Впоследствии руководству военной кафедры для проведения занятий и соблюдения законности придется, по всей видимости, идти на какие-то нарушения. К чему такая спешка? Специальности здесь специфичны, и в один день найти замену всем уволенным преподавателям невозможно. Специалистов тыла готовим здесь. Помните, как раньше говорили, где надежный тыл – там победа.

– Господин полковник, какова ваша конечная цель?

– Хочу, чтобы меня, наконец-то, услышали. Высказывая свои мысли, я борюсь не только за себя. Найти другую работу для меня не проблема. Я, прежде всего, бьюсь за родной университет, за высокое качество обучения и военное образование наших студентов. За справедливость и чувство защищенности каждого человека, за отечественную науку и уважение к ученым. Министр обороны на недавнем совещании в Нур-Султане, кстати, уже поднимал проблему отношения к военным пенсионерам, которые еще могут верой и правдой послужить своему Отечеству, опыт свой передать, молодежь уму-разуму научить. Акцент был сделан на оказании всемерной помощи по их трудоустройству в нашем “слышащем государстве”. То есть подходить к каждому индивидуально, а не по бездушному шаблону, мол, раз пенсионный возраст наступил, значит, надо непременно увольнять. Не по-человечески это и совершенно непрактично.

Когда верстался номер, председатель правления, президент НАО “Университет Нархоз” Мирас Дауленов, несмотря на свою загруженность, прокомментировал ситуацию, изложив свою точку зрения на существующие проблемы военной кафедры вверенного ему вуза.

Он подтвердил, что к нему, действительно, обращались студенты с жалобами на некоторых преподавателей военной кафедры, и он по собственной инициативе организовал там независимую проверку.

– Я, действительно, был недоволен деятельностью прежнего заведующего военной кафедрой и по согласованию с министерством обороны подобрал уже другого достойного офицера. Что касается уведомлений об увольнении 5 преподавателей, то все они достигли пенсионного возраста и по закону должны отдыхать, освободив места для более молодых кадров. Качество учебы от этого не пострадает, так как их могут вполне свободно заменить другие преподаватели, работающие на этой кафедре.

– Мирас Мухтарович, согласно уведомлениям, наши уважаемые ветераны Вооруженных сил должны покинуть кафедру накануне своего профессионального праздника – Дня защитника Отечества. К тому же к ним, насколько я знаю, никаких претензий со стороны проверяющих высказано не было.

– Никто и не говорит, что их увольняют по какой-то отрицательной статье. Но летом мы планируем провести тотальную аттестацию среди преподавателей, и если кто-то из этих уважаемых ветеранов ее не сдаст, то обид будет еще больше. Риск очевиден. Зачем же доводить до этого? Я для всех открыт. Все знают, что в нашем университете объявлена нулевая терпимость к нечестности в любом ее проявлении. Наводим порядок и настроены на всестороннее развитие. Обращайтесь, если что. У нас есть что показать и о чем рассказать вашим читателям.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Тимур 21.04.2022

От лейтенанта до полковника служил в подразделениях, управлениях тыла, но названные фамилии даже не слышал. Кто готовит тыловиков?