Опубликовано: 480

В Казахстане составили рейтинг самых распространенных видов кибермошенничества

В Казахстане составили рейтинг самых распространенных видов кибермошенничества Фото - архив "Каравана"

Для мошенников всех мастей период пандемии стал золотой жилой. Из почти 800 совершенных преступлений в этой сфере в Костанайской области удалось раскрыть пока 150.

Голь на выдумки хитра

Сегодня люди стали чаще использовать электронные кошельки и интернет-банкинг. Мошенники буквально на ходу изобретают все новые схемы. Для них не существует границ между государствами.

– В 2020 году было зарегистрировано уголовное дело, где сумма ущерба составила 50 миллионов тенге, – отметил на брифинге старший оперуполномоченный управления криминальной полиции ДП Костанайской области старший лейтенант Олжас МАГЫПАРОВ. – Через сайт объявлений пострадавшая попыталась продать прицеп. Позвонив ей, мошенники попросили данные банковской карты для отправки “задатка”. В ответ они получили фото карты с двух сторон, а после – код из СМС-сообщения, который позволил им сменить номер контактного мобильного телефона для управления кабинетом в онлайн-банкинге. В итоге мошенник смог вывести с депозита круглую сумму сначала на карту одного из банков Казахстана, а позже и за пределы страны. По имеющейся информации, злоумышленник находится в России. Мы направили запрос российским коллегам.

А вот липовому продавцу дорогой обуви не повезло – его задержали в декабре 2020 года в Костанае. В соцсетях он размещал фейковые объявления по продаже брендовой обуви, но с фотографиями из реальных магазинов.

Продавал товар по заниженным ценам – со скидкой до 80 процентов, объясняя это проведением акции.

Сегодня идет досудебное расследование, проводятся оперативно-следственные мероприятия по установлению потерпевших. Уже найдено более 50 человек по всей стране.

Топ обманов

Проанализировав ситуацию по количеству мошенничеств, можно составить своеобразный рейтинг: наиболее распространенным видом стало оформление онлайн-кредитов, затем идут ссылки по оплате товара через соцсети и продажа несуществующих товаров, завершают рейтинг звонки от имени якобы сотрудников служб безопасности банков.

В случае оформления онлайн-займов мошенники обманным путем получают персональные данные граждан или используют утерянные документы. Таких фактов было зарегистрировано более 200. Мошенник, используя личные данные, оформляет на потерпевшего кредит. Но об этом человек узнает лишь через 2–3 месяца, когда коллекторы начинают его искать и блокировать счета. Стоит отметить, что осенью 2020 года в регионе было рассмотрено несколько таких судебных дел, и потерпевшим удалось добиться отмены долга. Жертва кибермошенников: Они сняли все деньги с карты и депозитов!

Другим распространенным способом обмана стала покупка и продажа фейковых товаров, за которые люди перечисляют предоплату на банковский счет или же на виртуальный Qiwi-кошелек, таких фактов тоже порядка 200. 

Но самой хитрой схемой обмана граждан стала ссылка по оплате товара на платформах “ОLХ”, “Казпочта”. Под видом покупателя мошенники ведут переписку через мессенджеры и якобы соглашаются на покупку, после чего отправляют ссылку для перевода денежных средств.

– На первый взгляд, ссылка не вызывает подозрений, однако при нажатии переправляет пользователя на фишинговый сайт, – пояснил Олжас Магыпаров. – На нем человеку предлагается заполнить анкету с указанием банковской карты, СVV-кода, ИИН и ожидать перевода денег. Однако после заполнения реквизитов с банковских карт производится несанкционированный вывод денег. Получив реквизиты, мошенники моментально похищают все деньги с карт-счетов. При этом через несколько секунд сайт блокируется и не оставляет следов.

Другим наиболее частым видом мошенничества стали звонки от якобы службы безопасности банков.

Мошенники различными путями запрашивают у граждан ИИН, номер банковской карты, CVV-код, а также сообщение с кодом подтверждения онлайн-банкинга.

Под предлогом обеспечения сохранности денежных средств на карточных счетах, которыми якобы пытаются завладеть “третьи лица”, убеждают граждан перевести денежные средства на внешний карточный счет, выдавая его за “страховой” счет банка. На самом деле – карточный счет злоумышленника.

– В последнее время мошенники часто используют IT-телефонию и приложение по подмене номера, – добавил сотрудник ДП. – В этом случае используются чужие номера, а их владельцы даже не знают об этом. При проведении детализации вызовов общение с потерпевшим не выявляется, так как шло через Интернет.

Предупрежден – значит вооружен

Но в то же время, как отмечают полицейские, чтобы не стать жертвой мошенников, нужно соблюдать 5 несложных правил.

1. Не отправлять фото карточки с обеих сторон незнакомым людям.

2. Не передавать третьим лицам коды, поступившие на ваш абонентский номер.

3. Не перечислять задаток за товар, не убедившись в том, кто продает товар. Если продавец реальный, то он согласится пообщаться по видеозвонку.

4. Ни в коем случае не скидывайте личные документы, убедитесь в подлинности организации.

5. Ну и последнее – не отправляйте деньги на Qiwi-кошельки незнакомым людям. Но если вы все-таки стали жертвой злоумышленников, то сразу обращайтесь в полицию, и чем раньше это произойдет, тем выше шанс поимки преступников.

КОСТАНАЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи