Тайны Великого Шелкового пути: Восточный Ренессанс глазами художника - Караван
  • $ 480.63
  • 535.13
+10 °C
Алматы
2024 Год
17 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Тайны Великого Шелкового пути: Восточный Ренессанс глазами художника

Тайны Великого Шелкового пути: Восточный Ренессанс глазами художника

Есенгали САДЫРБАЕВА давно вдохновляет на творчество тема Великого Шелкового пути. Недавно живописец дебютировал и на литературном поприще, написав исторический роман “Отрарский купец”.

  • 21 Июля 2021
  • 1071
Фото - Caravan.kz

ВШП своими ногами

Тема Великого Шелкового пути (далее – ВШП) и всего, что с ним связано, уже несколько десятков лет находит особый отклик в сердце художника. Он не просто нарисовал почти сотню картин об этом историческом феномене, но и пошел дальше: начал проводить собственные исследования и в буквальном смысле прошел весь этот путь своими ногами. Этот особенный творческий метод, когда художник углубленно изучает выбранную тему, лег в основу написания всех его исторических картин. Благодаря чему, безусловно, возникает особо доверительное общение со зрителем.

– Начал с Китая, посещал местные музеи, хотел увидеть, откуда пошло производство шелка и других товаров. Прошел весь Казахстан с Востока до Запада, посетил все исторические города того времени на Кавказе, в Турции, Прикаспии и Поволжье. После каждого путешествия скрытый древний мир всё более и более открывался для меня, – рассказывает Есенгали Садырбаев. – К теме ВШП я пришел после окончания художественного училища, когда работал в “Казмузейреставрации”. Там мы создавали и реставрировали исторические, этнографические, краеведческие, мемориальные музеи, реконструировали заново предметы быта – кожаные, деревянные изделия и др. Там я окунулся в древнюю историю. Всё это меня настолько захватило, что стал изучать ее параллельно в архивах, библиотеках, по крупицам собирать данные.

После подробного исследования наших архивов и музеев Центральноазиатских республик я всё равно чувствовал какую-то нехватку информации. Для меня большим открытием стало посещение исторических музеев в Санкт-Петербурге, Москве, Стамбуле, Венеции, Париже, Берлине. Это кладовые той информации, которая у нас утеряна. Я с удивлением обнаружил, что наше прикладное искусство – ковры, ремесленнические изделия – хранятся у них.

Есенгали Садырбаев с удовольствием ездит и на археологические раскопки – так после посещения сакских курганов в долине Берель им была создана панорамная картина “Ритуальный обряд древних кочевников Казахского Алтая”, которая даже попала в казахстанскую Книгу рекордов Гиннесса.

Торговые дороги неисповедимы

Города Великого Шелкового пути оживают благодаря кисти Есенгали Садырбаева. У него есть серия из 24 работ, где представлены целые их панорамы от самого Восточного – Койлыка, до самого Западного – Сарайшыка.

– Феномен ВШП интересен тем, что люди более тысячи лет назад сумели создать трансконтинентальную торговую дорогу с разных концов Евразии, из Китая в Европу, с севера на юг, организовать караваны, обменивались знаниями. Всем известный “нефритовый путь”, “путь мехов”, “путь благовоний”, “путь драгоценностей”, “путь тканей” – все эти пути существовали в древности, а затем они слились в одну большую, единую торговую дорогу. Наши предки смогли организоваться, преодолеть свои языковые, религиозные и прочие барьеры.

Что интересно, торговые караваны не имели никаких преград и могли свободно путешествовать от самых дальних точек востока до запада, с севера на юг. Сейчас, как мне кажется, нам не хватает того взаимопонимания, которое царило тогда.

“Если ты хочешь прочитать книгу, которая еще не написана, – напиши ее сам”. Есенгали Садырбаев как-то услышал это высказывание и, вооружившись им, сел за написание истории путешествий отрарского купца и бродячего поэта по Великому Шелковому пути.

– Создание картин – моя жизнь, моя работа, моя профессия. Каждый день вставать к мольберту, по несколько часов смешивать краски, наносить на холст – уже стало привычкой. Единственно, возникает чисто творческий вопрос, какой придумать сюжет. При написании же книги работают немного другие извилины головного мозга, если так можно выразиться. Но, на удивление, писалось легко: видимо, это давно копилось во мне. Я, не отрываясь, кстати, от основной работы, в свободное время по несколько часов в день писал этот роман. Он – большая аннотация к моим картинам. Это мой первый большой литературный опыт. Он был сложным в том смысле, что я взялся за неизвестную для меня сферу. И в то же время – нетрудным, в том плане, что за свою жизнь я прочитал много исторической и приключенческой литературы, подобной тому, о чем я писал, поэтому передо мной стояли лучшие образцы. Мое умение фантазировать, придумывать сюжеты для картин здесь мне помогло.

Книга сейчас находится в стадии верстки, автор ждет делового предложения от издательств. Роман, безусловно, будет иллюстрирован картинами автора. В нем Садырбаев описал торговые пути, народы и племена, проживавшие на ВШП, показал их традиции, ритуалы и игры, описал архитектуру древних городов, дворцов, караван-сараев, еду и кулинарные предпочтения и многое другое.

– Получилось широко охватить весь Евразийский континент с учетом того, что это был самый расцвет эпохи Просвещения – восточного Ренессанса, взлет торговли, городской цивилизации на территории Центральной Азии и Казахстана. Если кратко изложить суть романа, то в начале XII века купец по имени Салим, потомок мастеров из Отрара, начинает путешествие в зрелом возрасте по великим дорогам Евразии. Он посещает с караваном Китай, Волжскую Булгарию, едет в Индию за благовониями, путешествует в Византию. Он знакомится с новыми для него народами, смотрит на их обычаи, удивляется природным чудесам и городским сооружениям. Путем взаимообогащения культур, толерантности его кругозор расширяется, он ведет активную и успешную торговлю во всех уголках ВШП.

Второй герой романа – каллиграф, просвещенный горожанин, неплохой поэт, также начинает своей путешествие по тем же дорогам в поисках применения своих знаний, пытается быть придворным поэтом, но постепенно трансформируется в человека, который хочет передавать знания, изучает труды великих современников, знает о судьбе своего земляка Аль-Фараби, доходит до Дамаска и Каира.

– К сожалению, я не вижу, чтобы наши школьники или среднее поколение чувствовали сопричастность с историей тех городов, того оазиса, который я описал. Идет какой-то разрыв между прошлым и настоящим. Здесь, наверное, надо более плотно заниматься и говорить, что наша древняя культура была на очень высоком уровне. Начало XI–XII веков, о котором я пишу, – это было самое просвещенное время на нашем мусульманском Востоке. Западный мир еще не был так развит, а в наших краях уже были библиотеки, духовные школы, огромные дворцы. Ремесленническая, духовная и научная жизнь били ключом! Хотелось бы, чтобы в школах эта информация давалась более подробно, снимались какие-то фильмы на эту тему, что может позитивно отразиться на самосознании нашего подрастающего поколения.

АЛМАТЫ