Опубликовано: 2400

SOS: менингит атакует воинские части

SOS: менингит атакует воинские части

Ветераны, неравнодушные генералы и офицеры бьют тревогу: “На режимных территориях Нацгвардии хозяйничает менингит! Количество небоевых потерь в связи с этим в войсках может возрасти в геометрической прогрессии, если правительство и руководители всех силовых министерств и ведомств не примут срочные меры по спасению своих военнослужащих”.

Как стало известно “Каравану”, ежегодно, в период очередного призыва в армию повсеместно осложняется эпидемиологическая обстановка “из-за завоза опасных инфекционных заболеваний бактерионосителями, таких, как туберкулез, менингококковая инфекция, острые кишечные инфекции”. За последние годы менингитом только в подразделениях Национальной гвардии переболели 28 человек. Из них – 17 солдат-срочников, 9 военнослужащих контрактной службы, 1 курсант Военного института и 1 офицер. Крайний случай заражения военнослужащих завозной формой менингита зафиксирован в Карагандинской области. Рядовой Рамазан Жакып вечером пожаловался своему командиру на плохое самочувствие, а утром скончался в больнице.

Солдата-срочника спасти не удалось

Как так случилось, что молодой солдат заразился и умер? По словам командования в/ч 6505, меры по спасению рядового Рамазана Жакыпа были предприняты абсолютно все.

– Солдат, вероятно, сам был носителем инфекции. Она проявилась внезапно, – говорит полковник Канат БЕЛЯКОВ. – Врачи ничего сделать не смогли, к сожалению. Когда парень пожаловался на недомогание, его сразу в тот же вечер положили на кровать, определили постельный режим, проверили температуру, а утром отвезли в больницу.

Ветераны Нацгвардии предполагают, что инфекция ежегодно завозится молодым пополнением в боевые части извне, так как “в департаментах по делам обороны медицинские комиссии не до конца проводят все положенные исследования”. Что некоторые виды исследований там вообще исключены из перечня обязательных мер по выявлению больных призывников. Потому в армию и другие силовые структуры с гражданки попадают больные молодые люди. Потом там умирают.

– Очень жаль, что такое горе произошло, – комментирует генерал-майор запаса Калиакпар ТОКУШЕВ. – Командование Национальной гвардией и совет ветеранов выражают глубокие соболезнования семьям военнослужащих, где от менингита скончались молодые люди. Надо сделать всё возможное и невозможное, чтобы такое в Вооруженных силах больше никогда не повторилось.

10-11_Генерал-майор ТОКУШЕВ Калиакпар Жубанышевич

Генерал-майор ТОКУШЕВ Калиакпар Жубанышевич

По словам Калиакпара Токушева, больных юношей в армию “всё чаще и чаще почему-то пропускают именно гражданские медики при управлениях и отделах по делам обороны”.

– С начала года зафиксировано уже несколько случаев с летальным исходом. Смерть военнослужащего по контракту и рядового срочной службы в/ч 6505 от менингококковой инфекции должна заставить задуматься вместе с командирами частей, где случаются подобные ЧП, и акимов районов по всему Казахстану, – продолжает генерал Токушев. – Если брать по закону, то акимы районов и их заместители на местах отвечают головой за работу медицинских комиссий при военкоматах. Потому считаю, что персональная ответственность за каждого призывника, особенно если он попал в армию с “букетом” серьезных заболеваний, приобретенных до того, как получит повестку в армию, лежит, прежде всего, именно на гражданских медиках и заместителях районных акимов. Призывные комиссии ведь они сейчас возглавляют, а не военкомы.

Как дальше жить и что делать?

– Что, на ваш взгляд, необходимо сделать? Какие меры принять по улучшению ситуации?

– Вернуть в обязательный перечень при прохождении медицинской комиссии при военкоматах обследования на менингококковую инфекцию! Это основной метод выявления возбудителя и бактерионосителей данного заболевания. Раньше это было, сейчас – нет. Потому в целях стабилизации эпидемиологической ситуации в войсках и минимизации рисков заболеваний менингококковой инфекцией, приводящей к летальному исходу, мы просим заинтересованные органы оказать содействие о включении министерством здравоохранения военнослужащих молодого пополнения Вооруженных сил в перечень категории лиц, подлежащих лабораторному обследованию на менингококковую инфекцию на сборных пунктах департаментов по делам обороны. Пока на проведение этого обследования денег в бюджете не предусмотрено. А нам ежегодно примерно из 13 тысяч призванных в Национальную гвардию солдат срочной службы около 80 человек приходится возвращать обратно по состоянию здоровья. То есть увольнять, комиссовывать, списывать на гражданку уже после того, как юноши попадают служить в войска, принимают военную присягу и получают в руки боевое оружие. Причем попадают после нескольких медицинских комиссий при военкоматах, после курса молодого бойца и назначения на должности уже непосредственно в подразделения бригад и полков.

– Этому есть примеры?

– Конечно, есть, иначе бы мы не били тревогу. Из Восточно-Казахстанской области в в/ч 5571 с диагнозом “Параноидная шизофрения” попал один молодой человек. До армии он дважды проходил стационарное лечение в медицинском центре. В другую часть попал служить рядовой с диагнозом “Нефроптоз правой почки 2-й степени. Хронический пиелонефрит в стадии ремиссии”. Рядовой призван из Карагандинской области с диагнозом “Анемия тяжелой степени”. Есть примеры, когда в армию призывались ребята с плоскостопием 3-й степени, артрозом, бронхиальной астмой. Масса примеров, и с этим надо однозначно кончать, иначе боеготовность основательно пошатнется.

Такая непростая ситуация с армейским призывом, как утверждает полковник запаса Александр ПАРПУРА, всегда была, есть и наверняка будет оставаться плачевной еще долго, если вовремя не внести соответствующие коррективы в действующее законодательство.

Полковник ПАРПУРА Александр Владимирович

Полковник ПАРПУРА Александр Владимирович

– Раньше приписка юношей начиналась с 14 лет. Подростковые кабинеты работали в полную силу, и медицинские комиссии при военкоматах выявляли у молодых людей заболевания, направляли их на лечение, готовили для службы в армии, – говорит Александр Парпура. – Лечили молодежь, ставили на ноги, закаляли.

А что происходит сейчас? Сплошь ненадлежащее выполнение требований законодательства со стороны местных исполнительных органов. Акимы районов иногда самоустраняются от этой работы, порой считая ее второстепенной. Но это же не просто молодежь, а самая здоровая, репродуктивная часть нашего общества, будущее Казахстана! Зачем стесняться этого и всё время замалчивать существующие проблемы?

Мало кто знает, но одним из проблемных и острых вопросов остаются завозные случаи туберкулеза легких в войска молодым пополнением.

Так, ранее в воинские части Национальной гвардии были призваны 17 молодых людей с туберкулезом легких, в том числе 4 – с открытой формой. Сразу возник риск распространения данного заболевания в других воинских частях. А сейчас менингит осложняет ситуацию. Умирают люди.

Компенсация за гибель

– Какая сейчас обстановка в той воинской части, где скончался солдат срочной службы?

– Карантин в воинской части еще не снят. На месте очага инфекции в 7-й отдельной стрелковой роте все положенные противоэпидемические мероприятия прошли. Все контактные лица обследованы в Национальном центре экспертизы по Карагандинской области.

– Какую компенсацию от государства за погибшего солдата положено теперь выплатить его родителям? И когда они смогут ее получить?

– По Закону “О воинской службе и статусе военнослужащих” от 16 февраля 2012 года № 561-IV ЗРК, родителям должны выплатить 1 миллион 458 тысяч 500 тенге, то есть 500 месячных расчетных показателей (МРП на сегодняшний день – 2 917 тенге). Когда эти выплаты состоятся, сказать не могу. Надеюсь, что скоро. Жаль только, что молодого человека этим не вернешь. Но других ребят, пока не поздно, уберечь можно, если снова ввести в практику проверку на менингит в ходе медицинских комиссий при военкоматах. Думаю, что сделать это нашему правительству несложно, если очень захотеть.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи