Опубликовано: 550

Очень опасный микс: туберкулез и COVID-19

Очень опасный микс: туберкулез и COVID-19

Почему нельзя игнорировать даже неявные симптомы туберкулеза и коронавируса и каких пациентов лечат в Центре фтизиопульмонологии Алматы, рассказывает директор клиники Жанар САПИЕВА.

– Как получилось, что большую часть вашей больницы сейчас занимают койки для больных коронавирусом?

– Мы – самая первая в Алматы клиника, которая еще 13 февраля приняла 171 студента из карантинной зоны китайского Уханя. Тогда всё это было для нас впервые. Мы проводили им ПЦР-анализы, 3 дня ждали результаты. Потом выяснилось, что все они отрицательные, и их выписали. В то время мы еще назывались карантинным стационаром, потом стали провизорным, а в марте уже работали как инфекционная больница.

Параллельно продолжаем работу как фтизиатрия. Оставили 70 коек для больных туберкулезом, а остальных с палочкой Коха лечим на дому. Пациентам, имеющим смартфоны, мы проводим видеонаблюдаемое лечение. Каждый день наши сотрудники выходят с ними на видеосвязь. Больные показывают, как принимают таблетки, тут же идут консультирование и контроль их состояния.

Жанар САПИЕВА

Жанар САПИЕВА

А к пожилым людям, которые трудно передвигаются, не могут работать со смартфоном, к женщинам после родов, людям с инвалидностью, у которых тяжелые сопутствующие заболевания, ежедневно в город выезжают 8 фтизиат­рических бригад. Каждая обслуживает до 10 пациентов. Кроме туберкулеза мы следим и за их общим состоянием.

– Эти бригады приезжают, делают уколы, дают таблетки, наблюдают?

– В основном у нас таблетированная форма лечения, при которой важно, чтобы пациент не забыл принять препарат. Проводим также пульсометрию, измеряем давление, температуру, узнаем у пациента, нет ли побочных реакций, не надо ли сменить вид лекарства, если плохо его переносит. Так по городу обслуживаем около 80 человек.

Времени на раскачку нет

– А еще 250 мест у нас постоянно заняты пациентами с COVID-19, – продолжает Жанар Сапиева. – Есть 3 реанимационные койки и 10 палат интенсивной терапии. Крайне тяжелых, кому необходима более сложная помощь, сразу везут в модульный центр или в инфекционную клинику.

– Не болеют ли у вас сами медики?

– Когда было заражение медработников в Центральной городской больнице, около 200 человек оттуда получали лечение на нашей базе. Сейчас мы максимально предоставили свои койки для госпитализации больных коронавирусом (КВИ). Кроме нас в городе пациентов с COVID-19 принимают еще 8 стационаров: детская и взрослая инфекционные больницы, модульный центр, Центральная больница, Национальный центр проблем туберкулеза, 2 военных госпиталя и Больница скорой неотложной помощи. Конечно, город большой, и потребность в дополнительном количестве коек и стационаров велика.

– Хватает ли специалистов?

– В условиях пандемии чисто врачей-инфекционистов изначально, конечно, было мало. Поэтому сейчас даже наши фтизиатры работают как инфекционисты. Нас обучили, дали клинический протокол, и мы по нему лечим. Если нужна специальная консультация, связываемся с врачами инфекционной клиники.

– То есть ваши врачи обучались по ходу?

– Да, всё происходило быстро, и времени на подготовку не было.

– Чем отличается течение болезни при туберкулезе и при коронавирусе? Что легче вылечить?

– Это разные инфекции. При туберкулезе легкие поражает микобактерия, иначе – палочка Коха, а при COVID-19 – вирус. Но и там, и там поражаются легкие, и есть сходство клиники. Общие симптомы – кашель, одышка, слабость. Но при туберкулезе течение болезни нескорое, а при КВИ всё протекает довольно быстро. Для передачи вируса достаточно 15–20 минут тесного общения с потенциальным источником. Туберкулез же передается при более длительном контакте, от 5–6 часов до недели и при особых условиях в тесных помещениях. У каждой болезни свои особенности. Туберкулез, например, чаще способен поражать до 80 процентов легких. Как на самом деле должен выявляться туберкулез и на что рассчитывать при его лечении - врач-пульмонолог

– А что бывает, когда пациент одновременно заболевает и туберкулезом, и коронавирусом?

– Пока в городе зарегистрировано только 2 случая такой микс-инфекции. Одну пациентку, это медработник, выявили, когда в ее организации произошел случай заражения сотрудников коронавирусом. Ну и понятно, что медработники входят в группу риска, поскольку имеют контакты с любыми инфекциями их пациентов. Стали обследовать всех, тогда заметили у женщины еще и туберкулезные изменения в легких. Провели дополнительно консультацию фтизиат­ра, сделали молекулярно-генетический анализ мокроты. Он дал положительный результат. Так пациентка получала у нас лечение и от КВИ, и от туберкулеза. Сейчас пришел уже ее отрицательный результат по коронавирусу. А лечение туберкулеза более длительное, поэтому она его продолжает. Само заболевание не осложнилось, поскольку у нее молодой возраст (около 30 лет), и обе болезни были своевременно выявлены. Прогноз на излечение благоприятный.

Во втором случае с 45-летним пациентом, наоборот: сначала у него выявили туберкулез. Потом, прежде чем госпитализировать в стационар, выполнили обязательное требование – ПЦР-анализ на наличие КВИ. Так нашли еще и коронавирус. Теперь лечим эту микс-инфекцию. В обоих случаях сработал алгоритм: при госпитализации в стационар делать проверку и на КВИ, и на туберкулез. Сейчас оба пациента продолжают лечение от туберкулеза.

– Насколько в общем опасно для человека такое сочетание инфекций?

– Довольно опасно, потому что и туберкулез, и коронавирус – это уже сигналы о снижении иммунитета. Всё зависит от того, в какой момент обнаружат. Важно вовремя получить полный курс лечения. При своевременном выявлении это вполне управляемая инфекция, даже если и микс. А если и туберкулез, и КВИ будут выявлены на поздней стадии, то есть угроза очень нехорошего исхода.

– Были случаи гибели?

– От туберкулеза у нас и так ежегодно умирает какая-то часть тяжелых пациентов, которые имели несколько эпизодов лечения и нарушали его режим. В год погибает около 3–4 процентов таких пациентов. Это 39 человек. А от микс-инфекции гибели пока не было, поскольку всё выявили и лечили на ранней стадии.

Меняться надо самим

– Вы сказали, вовремя обращаться в больницы и поликлиники?

– Да, вспомните, как привыкли вести себя люди? Раньше, до этой пандемии КВИ, как выявлялся туберкулез? Люди приходили в поликлинику по другим заболеваниям, у кого ОРЗ или другие проблемы. Их заставляли делать рентген и там обнаруживали. К сожалению, население относилось к этому довольно легкомысленно, и специально никто не ходил на флюорографию, пока не позовут или не заставят. Но сейчас, когда все борются с коронавирусом, нам надо понимать, что нужно перестраиваться. Изменить отношение к своему здоровью, к профилактике болезней. И не тогда, когда доктор заставит, а начать всё делать самому.

В связи с пандемией сейчас выявление туберкулеза стало более затрудненным, оттого что люди мало ходят в поликлиники. Поэтому надо быть настороженными.

Вот все знают, что для туберкулеза характерны кашель, слабость и потеря в весе. Если такие симптомы продолжаются более трех недель, значит, в первую очередь надо обратиться к фтизиатру.

В каждой поликлинике есть дистанционное консультирование, телефоны регистратуры, куда можно позвонить, рассказать о своем плохом самочувствии, что хотели бы провериться на туберкулез. А микроскопические и молекулярно-генетические исследования мы проводим в том же объеме, как и раньше. Каждый может пройти в поликлинике рентген и сдать на анализ мокроту.

– Но в связи с обострением нынешней ситуации по коронавирусу мы знаем, сколько людей бегали по городу и не могли пройти обследование, попасть в поликлинику или больницу, оттого что всюду были большие очереди. Как помочь им?

– Я не могу говорить за работу всех, но в отношении туберкулеза мы никогда не прекращали работу в поликлиниках. В наши лаборатории и сейчас везут образцы мокроты от пациентов, и мы проводим исследования. Но, учитывая, что есть такие затруднения, наш центр не отказывает, даже если пациенты напрямую звонят нам. Если в поликлинике происходит какой-то сбой, то пациентов с туберкулезом мы не оставляем без внимания. И в качестве координатора можем стать связующим звеном между ними и поликлиникой.

Наш телефон 225-00-36, и наш сайт http://www.cf-almaty.kz/ru/

Коронавирус преподнес урок всем, как надо самим заботиться о своем здоровье и быть активным при получении медуслуг. Профилактика сейчас важнее всего! И в большинстве случаев она зависит от самого пациента.

Если раньше на видеонаблюдаемом лечении у нас было всего человек 50–70, то сейчас его получают до 300 пациентов. Люди уже привыкли к дистанционному формату контроля лечения и получения консультаций. Сейчас все заняты коронавирусом, поэтому акцентируем внимание наших больных: если есть симптомы туберкулеза, они должны быстрее обращаться в поликлинику, сдать мокроту и пройти рентген. Ограничений к доступу на эти исследования нет. Они могут по телефону записаться на консультацию. Главное при этом – уметь самим оценить свое состояние.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи