Опубликовано: 1300

Область, где сбываются мечты

Область, где сбываются мечты Фото - Тахир САСЫКОВ

К 2025 году в Восточном Казахстане должно быть реализовано 42 промышленных проекта на 1,3 триллиона тенге.

Об этом журналистам сообщил аким ВКО Даниал АХМЕТОВ на встрече с журналистами в Усть-Каменогорске. Цель программы – превратить регион в крупнейшую универсальную промышленную площадку страны, способную самостоятельно производить широкий спектр товаров – от продуктов питания до продуктов машиностроения.

С крупным бизнесом в Восточном Казахстане всё более-менее нормально. Основа экономики остается прежней – добыча цветных металлов. На цветную металлургию приходится половина промышленности области.

Сейчас в ВКО работают 160 крупных и средних промышленных предприятий. Это – ТОО "Казцинк", АО "УК ТМК", Ульбинский металлургический завод, ТОО "Kaz Minerals Aktogay", ТОО "Востокцветмет".

Только в этом году должны быть введены 14 проектов на 470 миллиардов тенге. Так, в Семее запущен проект ТОО "Qazaq-Astyq Group", маслоэкстракционный завод на 300 тысяч тонн сырья. После его запуска область, которая производит больше половины всего подсолнечника страны, будет не экспортировать за рубеж, а покупать, чтобы производить уже готовый продукт, отметил Даниал Ахметов.

Инвесторы из Китая и Франции строят новый завод по производству тепловыводящих сборок для АЭС Китая. Запланирована стройка мясного комплекса, ориентированного также на Китай. Есть проект завода по производству ДСП из местного леса, рассказал "КАРАВАНУ" руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Ернар МУСТАФИН.

Но сейчас стоит другая цель – создать вокруг крупного бизнеса сеть малых и средних предприятий, которая будет обслуживать и карьеры, и металлургию, и ЖКХ, и население.

Для этого в регионе есть всё: технологии, сырье, капитал, который дает государство. Но главное – здесь есть люди, которые готовы работать головой и руками. Если в других регионах Казахстана никто не хочет услышать фразу: "Иди работать на завод", – то здесь, в Усть-Каменогорске или Семее, это норма жизни. Только в Усть-Каменогорске функционирует более 10 технических коллежей и 5 университетов. Это в городе, где живут всего 346 тысяч человек!

От купца до промышленника

Самое интересное предприятие, с точки зрения бизнеса, – завод "Силумин Восток". Если другие сразу занимали свою нишу и там росли, то "Силумин" был создан в 2001 году как торгово-посредническая компания. Но в 2010 году правительство Казахстана приняло программу форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР). Эта та программа, результаты которой экономисты называли спорными и неоднозначными. Но только за первую пятилетку было создано более тысячи новых предприятий. В том числе – завод "Силумин Восток".

…Женщина в белом брючном костюме уверенно идет по небольшому цеху, залитом светом и музыкой.

– Это у нас двухкоординатный станок. Это – трехкоординатный. Здесь мы производим запорную арматуру: загружаешь стальной кругляк и получаешь готовый вентиль, – наш экскурсовод, директор по развитию ТОО "Силумин Восток" Зоя НОВОЛОДСКАЯ, уверенно лавирует между станками и стеллажами, не переживая за одежду. – Это уже пятикоординатный станок. Здесь – лазерный станок. Это – сварочная станция.

В свое время я учился на заводе АРО-1 в Алматы. Там мы ходили только в темных халатах с вечно замызганными руками. А здесь между станков маневрирует женщина в модельных туфлях. Пыли – нет. Масляных разводов на полу и станках – тоже. Металлической стружки – и той нет. Рабочие одеты в чистые спецовки, под которыми видны белые футболки.

Первой продукцией "Силумин Восток" стала запорная арматура. Но после создания ЕврАзЭс рынок Казахстана открылся для России, и сюда хлынули конкуренты из Урала. Предприятие стало производить электротехническое оборудование: распределительные щиты, трансформаторы, шкафы управления.

– Извините, у нас тут тесно. Каждый год к нам приходит новое оборудование. Приходится постоянно маневрировать станочным парком, – оправдывается Зоя Новолодская. – А это наша гордость – покрасочная камера. Но работает она только ночами.

Как оказалось, заводу не хватает мощностей. К площадке заходит линия 630 кВт. А надо – минимум 1 МВт. Тогда все оборудование будет работать одновременно. Заказов много, поэтому коллектив вынужден трудиться ночами. Скоро придут еще 4 станка. Тогда просто будет швах. Руководство "Силумина" обращалось в акимат за помощью. Он перенаправил запрос в РЭК, а тот предлагает заводу самому построить ЛЭП в 110 кВ.

У ТОО есть вторая площадка, куда заведена линия мощностью 1 МВт. За свой счет сделали проект, чтобы соединить 2 базы ЛЭП. Но скоро и на ту площадку придет новое оборудование, которое тоже потребует мощности. В любом случае завод останется дефицитным по энергии.

– Если бы у нас было достаточно мощности, то завод мог бы работать 24 часа в сутки. Набор нашего парка таков, что мы можем делать всё: от кастрюль до ракет, ювелирные изделия и художественные изделия из металла, – уверена директор по развитию. – Даже если завтра у нас не будет рынка сбыта, мы найдем, чем заняться.

Средний возраст работников завода – 35 лет. Большая часть рабочих – молодые люди до 30 лет. Самый креативный возраст. Что руководство завода использует для развития предприятия.

Одно из перспективных направлений – рынок холодильного оборудования. К учредителю ТОО обратился один из рабочих. Он предложил начать делать промышленные и коммерческие охладители. Как оказалось, рынок просто необъятный. Это и системы кондиционирования зданий, и холодильники, и охлаждение продуктов питания в магазинах и общепите. Главное, как подать. Инициатору дали людей, ресурсы, выделили угол в цеху, и он начал делать новое для Казахстана оборудование. Сегодня уже несколько магазинов и кафе Усть-Каменогорска используют чиллеры от "Силумин Восток".

– Рынок Казахстана небольшой, но он позволяет нормально работать средним предприятиям, – уверена Зоя Новолодская. – Мы нормально заходим на рынок России. Каждый год осваиваем новое для себя направление. Постоянно обучаем наших рабочих и инженеров. Воспитываем молодежь, конкурируя за нее с Россией. Приезжайте через 2–3 года, и я вам покажу новые цеха.

Площадкой для завода АО "Кэмонт" стало Усть-Каменогорское монтажное управление треста "Казэлектромонтаж". Тогда предприятие производило единственную модель распределительного устройства. Потом завод начал разрабатывать собственные модели шкафов и трансформаторов. Это надо было для людей.

– Толчком для развития "Кэмонт" стал перенос столицы страны в Астану. Мы были главным поставщиком энергетического оборудования в город. Это подстанции "Байтерека", "Хан-Шатыра", Дворца независимости. Тогда мы были единственным производителем электромонтажного оборудования в Казахстане, – рассказывает "КАРАВАНУ" коммерческий директор ТОО Артем МАРЯХИН. – Этот проект заставил нас развивать качество. Каждый застройщик выдвигал свои требования к трансформаторным подстанциям (ТП), поэтому приходилось приспосабливаться. Даже в таком непривычном для нас тогда деле, как дизайн. У каждого жилого массива была своя цветовая гамма. Поэтому ТП должны были быть окрашены в такие же цвета. А это было непросто.

Чтобы соответствовать требованиям, завод сначала освоил корпуса ТП и распредустройств. Для этого пришлось купить станки по обрезке и гибке металла. Затем – принтеры по металлу. Гордость "Кэмонта" – красочные подстанции, на которых краска сохраняется до 25 лет, от минус 60° до плюс 45°С. Это особенно важно для подстанций, которые работают на нефтяных полях Мангистауской области и в карьерах Восточного Казахстана: все надписи и мнемосхемы должны оставаться читаемыми весь срок службы устройства.

Основное направление работы АО "Кэмонт" сейчас – производство комплектных распределительных устройств и подстанций среднего и низкого напряжения. Но по факту завод может производить всё электротехническое оборудование в диапазоне от 0,4 кВ до 110 кВ.

– Наш следующий шаг – перейти к строительству ТП 110-220 КВ "под ключ", – делится планами коммерческий директор. – Мы разрабатываем ячейки с твердотельной изоляцией шириной 400 миллиметров. Например, на Экибастузской ГРЭС-1 надо реконструировать машинный зал, поднять мощность станции. А куда? Сам машинный зал расширить уже нельзя. Вот туда и пойдет наша ячейка. На место 10 обычных мы сможем поставить 25 новых устройств. Мы – авторы патентов на большинство нашего оборудования.

"Кэмонт" не считает, что его продукция должна быть дешевой. Главное – быть надежной. Она должна работать по принципу "поставил и забыл".

Основными покупателями завода – крупные предприятия РК: "Алюминий Казахстана", "Казцинк", "Казмунайгаз", ПНХЗ. Компания уверенно конкурирует с заводами России на их территории. Для них всех важна надежность, так как время простоя стоит очень дорого.

При этом компания постоянно ищет казахстанских производителей комплектующих. Медь для силовых шин поставляет "Казахмыс". Кабель – ТОО "Талдыкорганкабель". Ролики для выкатных устройств – местное малое предприятие по выпуску пластиковых изделий.

Бизнес-идея безвозмездно

Одной из самых успешных программ развития в ВКО считают программу Дорожная карта бизнеса-2025. Согласно ДКБ-2025, акиматы дают деньги на реализацию новых бизнес-идей в приоритетных секторах экономики. И главное – безвозмездно. Основное условие: бизнес должен проработать 1,5 года. Это форма защиты от мошенников. После этого деньги с предпринимателя списываются.

Сумма гранта – от 2 до 5 миллионов тенге на 1 предпринимателя. При этом он должен внести в проект не менее 10 процентов личных средств.

В прошлом году на гранты было выделено 517 миллионов тенге. В том числе – на проекты в легкой промышленности, сельском хозяйстве, производстве продуктов питания, спорте и досуге, туризме, образовании и здравоохранении.

Семью Анны АНАНИНОЙ в бизнес привели проблемы: ребенку требовались постоянные занятия в воде. Но качество услуг по оздоровлению в Усть-Каменогорске семью не устраивало: откуда в областном городе знают про йогу на воде? Надо было решать вопрос кардинально. Например, открыть свой центр для оздоровления детей.

В августе 2020 года Анна с супругом подали проект своего центра "Watsu" и детского бассейна. В сентябре защитили свой проект и уже в ноябре получили 5 миллионов тенге.

– Правда, грантовых денег нам не хватило. Все 5 миллионов ушли на покупку 2 чаш бассейнов и мебели. Пришлось вкладывать свои личные деньги в аренду и отправлять наших тренеров в Москву на обучение в Международную ассоциацию грудничкового плавания.

Зато результат более чем блестящий: за полгода центр "Watsu" посетило более тысячи детей. Половина из них – постоянные клиенты. Когда родители поняли суть проекта, они стали приводить своих детей с конкретной целью: научить ребенка плавать к летнему отпуску. Практически каждый обычный ребенок научился этому. В центре уже собирают базу, где хранятся отчеты родителей с видео, как их дети плавают в открытой воде.

Другая половина – дети с особыми потребностями: синдром Дауна, аутисты, ДЦП, восстановление после травм или болезни. Тут включается программа "Ватсу": это йога на воде и гидрореабилитация. Главное – помочь ребенку полюбить воду. Тогда его мышцы расслабляются, и он учится ими управлять. Это особенно важно при ДЦП, когда мышцы постоянно напряжены.

Для других "Watsu" – метод социализации. В комнате ожидания лежат маты с игрушками. Здесь дети могут поиграть друг с другом.

– Ребенок может поиграть до и после занятий. Иногда собираются целыми компаниями. Тут такой шум стоит! А нам это и надо, ведь играют все вместе, – делится впечатлениями Анна Васильевна. – Но сейчас карантин, поэтому просим родителей увести детей, так как должны прийти новые клиенты.

Как построить ферму в городе

У популярного в городе блогера Александы ОСИПОВОЙ интересы другие. У нее уже был свой магазин здорового питания в центре города. Для развития не хватало одной позиции: регулярных поставок зелени. Особенно – зимой. Выход нашли в создании сити-фермы по производству микрозелени.

Стеллаж с поддонами стоит прямо в торговом зале магазина здорового питания. Всё растет перед глазами покупателя.

Выбираешь что нравится – тебе выдают небольшой контейнер с плотным пучком молодых растений. Продавец объяснит, как ухаживать за растениями, как срезать урожай, что можно есть, а что лучше не надо.

Или, наоборот, покупатель тут же в магазине может сам посадить семена нужной ему зелени и забрать всё это домой. Опять же, в контейнере. Поставить его на подоконник и самому вырастить питательную и витаминную зелень.

– У нас клиент какой? Зимой все худеют. Ищут продукты для правильного питания. Мы такие продукты даем. За зиму все похудели, сейчас идет сезон пива и шашлыков. Это набор веса, – рассказывает Александра. – Потом приедут с Бухтармы, и снова к нам.

Микрозелень – молодые побеги обыкновенных растений, давшие 1–2 листка. Чаще всего – это разная зелень и корнеплоды, реже – злаки. Именно в той стадии роста семечко отдает все свои силы, чтобы новое растение выжило. И значит, в нем содержится максимальное количество полезных веществ. Причем и в листиках, и в стеблях. Оно хорошо усваивается, укрепляет иммунитет. Для севера Казахстана, с длинной зимой, это полезное направление.

Всего ИП выращивает 12 видов растений: кресс-салат, 3 вида редиса, дайкон, рукколу, огуречную траву, амарант, базилик, настурцию, капусту, свеклу, пшеницу.

– Люди в Усть-Каменогорске готовы зимой покупать зелень. У нас была потребность. Не было предложения. Свежую зелень можно было бы привозить из Алматы или Нур-Султана. Но это неудобно, так как после вскрытия упаковки товар начинает сразу портиться. Он очень дорогой. Нам невыгодно его продавать. Легче было вырастить.

В ноябре ИП Осипова защитило грант. Зимой получило грант. Почти все деньги ушли на покупку 4 стеллажей для гидропоники и семян. Один стеллаж поставили в магазине. Еще 3 – на складе. 1 февраля открылись, и сразу произошел бум.

– Жаль, вы зимой не приехали. Мы не успевали выставлять контейнеры с рассадой, как их у нас забирали, – рассказывает Александра. – Думаю, за 3 месяца мы отработали 3,5 миллиона из 5 миллионов гранта. Осенью проект выйдет в ноль.

Сейчас микрозелень закупают в основном рестораны. Почти в каждом ресторане можно увидеть блюда с микрозеленью. Такое раньше можно было увидеть в Москве или Астане. Сейчас это дошло до Усть-Каменогорска.

В этом году в Усть-Каменогорске уже прошел новый конкурс, в котором одобрены 55 проектов на 265 миллионов тенге. Важно, что 12 проектов подали люди, которые относятся к социально-уязвимым слоям населения: это многодетные семьи, семьи, где воспитывают детей-инвалидов, дети-сироты. Эта программа позволяет почти каждому жителю страны открыть свой бизнес. Может быть, открыть дело своей мечты.

АЛМАТЫ – ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ – АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи