Опубликовано: 460

Дети-амфибии: как Алматы стал центром по грудничковому плаванию

Дети-амфибии: как Алматы стал центром по грудничковому плаванию Фото - Инструктор Екатерина Рогова. Фото Нэли САДЫКОВОЙ

До недавнего времени в Алматы, таком далеком от морей и океанов городе, было больше 300 мастеров спорта по грудничковому и малышковому плаванию. После шестых ежегодных соревнований их стало еще больше. Поэтому южную столицу Казахстана можно считать лидером по столь экзотическому для этих мест виду спорта среди стран СНГ.

– Несколько лет назад мы поделились опытом проведения соревнований на международной конвенции в Москве, – рассказывает PR-менеджер клуба “AQUABABY.KZ” Елена КУКЛИНА. – И вслед за нами их стали проводить другие клубы СНГ. Но именно наши специалисты разработали спортивные нормативы для малышей разных возрастов, ставшие основой.

В нынешних декабрьских соревнованиях 2019 года приняли участие около 300 детей из Алматы и области, из них около 30 – особенные.

И, как водится, в клубе появились 72 новых мастера спорта по грудничковому и 12 мастеров спорта по малышковому плаванию, 105 маленьких кандидатов в мастера спорта. То, что умеют эти дети, под силу далеко не каждому взрослому. Многие родители чемпионов теперь тренируются, чтобы не отставать от своего ребенка! И восхищения достоин каждый!

Проигравших здесь не бывает!

Грудничковое плавание – это мощное оздоровление, раннее развитие и прекрасная возможность для родителей получить новую профессию – стать первыми тренерами для своих детей. Уже в год-полтора малыши, которые еще толком говорить не научились, выполняют сложнейшие нормативы: ныряют с плотика, проплывают под водой сквозь тоннели и арки, достают со дна игрушки, кувыркаются в воде. И по результатам соревнований получают первые в своей жизни настоящие спортивные разряды.

В соревнованиях учитывается всё: продолжительность задержки дыхания, способность нырнуть и достать со дна бассейна игрушку, суметь проплыть несколько метров самостоятельно, чтобы потом очутиться в заботливых маминых руках.

Наравне с обычными здесь участвуют и особенные детки. Малыши с ДЦП, синдромом Дауна, генетическими патологиями и другими сложными диагнозами. Причем многие делают это наперекор прогнозам врачей, вода в буквальном смысле ставит таких детей на ноги.

Врачи тоже – “за”

– Я скажу вам, что ребята в “AQUABABY.KZ” – молодцы! – высказывает свое мнение член Европейской федерации неврологов, MD, MBA, PhD, детский невролог из Алматы Константин ПУШКАРЕВ. – Всегда есть две стороны медали. Возможно, что в какой-то степени это нагрузка на организм ребенка. И есть такие опасения, что он, мол, может воды нахлебаться. Но дело в том, что у малыша до года, например, еще силен рефлекс задержки дыхания. Как только вода попадает на рецепторы носа и он не сможет вдохнуть, дыхание у него тут же перекрывается. Это первое, что уберегает. Потом инструктор, начиная заниматься с ребенком, погружает его в воду не сразу. Сначала малыш привыкает к ней. Если ему это нравится, продолжают занятия.

Константин Пушкарев. Фото Нэли САДЫКОВОЙ

Константин Пушкарев. Фото Нэли САДЫКОВОЙ

Если это доставляет стресс, процедуры отставляют, потому что во время стресса организм малыша работает несколько по-другому. Его энергетические ресурсы истощаются, соответственно он может и пропустить этот глоток воды.

Поэтому, прежде чем нырять и заниматься такой аквааэробикой, надо научить ребенка правильно дышать и задерживать дыхание, приучать к процессу погружения в воду постепенно. И только потом он начинает плавать.

Второй момент, о котором я всегда говорю родителям: прежде чем идти на какой-либо вид спорта, а грудничковое плавание – это не массаж, не ЛФК, а спорт, который с рождения прививается ребенку, то нужно пройти определенное обследование, так называемый чекап. Сдать необходимые анализы, проконсультироваться с педиатром, невропатологом и узнать, насколько малыш готов. Если он действительно готов и у него нет патологий, которые мешали бы ему заниматься, без проблем – вперед!

– Но многие патологии именно здесь и корректируют…

– Да, ДЦП, какие-то неврологические заболевания, пороки развития. К примеру, плавание хорошо влияет на все группы мышц при ДЦП. Тактильная чувствительность в воде запускает процесс реабилитации. Кроме того, мы постепенно приучаем сердечную мышцу, мозг и сосуды к определенным нагрузкам и поступлению большего объема кислорода. Пребывание ребенка в воде, в состоянии, близком к невесомости, помимо прочего способствует развитию его умственных способностей, когнитивных (познавательных) функций. Я считаю, всё это очень благотворно влияет на малыша.

Главное, чтобы родители хотели

– А подлежат ли коррекции ментальные, психические расстройства у детей аутического спектра?

– Главная проблема детей с аутическим спектром – очень низкая физическая подвижность, – рассказывает детский невролог клуба “AQUABABY.KZ” Екатерина РОГОВА. – То есть у них очень мало целенаправленных действий. Плавание как раз и учит их этому. Плюс сама физическая активность запускает все обменные процессы, в том числе в нервных клетках. У ребенка появляется положительная энергия для большей усидчивости на занятиях, выполнения упражнений, которые ему предлагает инструктор на коррекционных занятиях. Если родители приводят его плавать с утра, а потом часам к 10–11 ведут на коррекционные занятия, это заставляет ребенка лучше концентрироваться. И такие дети лучше обучаются.

– То есть до нормы они не дойдут, но могут приблизиться к ней?

– Да. Но мы улучшим состояние ребенка однозначно. Сможем его закалить, он будет меньше болеть, соответственно меньше пропускать занятия. Мы подготовим его физически, плюс вода – главный фактор мозжечковой стимуляции и сенсорной интеграции. Дети при таких условиях в сфере чувств и ощущений развиваются быстрее. Включается их резервный потенциал. Главное, чтобы родители хотели ими заниматься. Не все сразу видят результат, потому что он наступает спустя 3–4 месяца постоянного посещения бассейна. А фитнес-режим у нас – строго 3 раза в неделю.

– И много таких устойчивых родителей?

– Много. Вот, например, один ребенок с мамой ходят к нам уже третий год. Мальчику уже 5 лет. И он защищает звание кандидата в мастера спорта по малышковому плаванию. Выполняет много упражнений, не свойственных для его диагноза (задержка психомоторного развития, ДЦП и спастический тетрапарез). За три года научился самостоятельно плавать, у него очень хорошая длительная задержка дыхания под водой – порядка 15–18 секунд. Соответственно, это сказывается на развитии его речи. Он уже хорошо говорит, рассказывает стихи, поет песни. Что происходит в организме беременной в бассейне

В последнее время всё чаще проявляются так называемые редкие генетические заболевания. Наряду с распространенным синдромом Дауна у нас плавают детки с синдромом Ангельмана (он же синдром Петрушки, или синдром счастливой куклы).

Появилось много генетических заболеваний, связанных с обменом веществ, аминокислотными нарушениями. При этом ухудшается энергетический обмен, возникают слабость мышц и задержка психомоторного развития.

– А как мышцы связаны с психикой, развитием речи и мышления?

– Головной мозг – главный генерализатор в организме. От его состояния зависят не только соматическая система, внутренние органы, но и мышечная система.

– Если развивать мышцы, можно ли запустить процесс развития головного мозга?

– Мы можем действовать путем обратной связи, воздействуя на рецепторы кожи, мышц и суставов, это называется проприорецепция (способность ощущать положение частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве). И вода, раздражая эти рецепторы, запускает нервные процессы в головном мозге.

– А врачи-педиатры оценили ваши усилия по оздоровлению детей?

– Многие, в том числе и очень известные врачи, сейчас отправляют к нам самых тяжелых деток. Почти во всех своих назначениях они пишут – грудничковое плавание, гидрокинезотерапия, гидрореабилитация. Поэтому все особенные детки в принципе приходят к нам.

– Вы можете привести случаи самых радикальных положительных изменений после проведения гидрокинезотерапии?

– У нас плавал малыш, которому сейчас чуть больше 3 лет. Он родился весом 660 граммов. Сильно недоношенный, маленький. Почти 4 месяца его выхаживали в отделении интенсивной терапии. Слава богу, у него не было каких-то дополнительных соматических заболеваний. Единственное, были органические изменения в головном мозге. Но это не помешало малышу встать на ножки. Сейчас он уже начинает произносить первые слова, стал большим помощником мамы, помогает ей по дому прибираться, пылесосить. Бегает, прыгает, еще и развлекает других малышей. В бассейне он плавает, ныряет. А когда-то начинал с ванны.

Наши инструкторы выезжали к нему домой, проводили динамическую гимнастику, массаж, лечебную физкультуру и обязательно водные процедуры в условиях домашней ванны.

После того как ребенок набрал вес больше 6 килограммов, он перешел в малую чашу нашего грудничкового бассейна. Там мы с ним занимались гидрореабилитацией, выполняли лечебную гимнастику в воде, учили нырять, работая на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. А когда мальчик приобрел определенные навыки, перешел в большую чашу в инклюзивную группу. Теперь выполняет все упражнения наряду со здоровыми детками.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи