Опубликовано: 450

О героях с горячим сердцем, адском пекле и любви к жизни: как работают столичные пожарные

О героях с горячим сердцем, адском пекле и любви к жизни: как работают столичные пожарные Фото - Назгуль АБЖЕКЕНОВОЙ и пресс-службы МЧС РК

Корреспондент “КАРАВАНА” провел 12 часов со столичными пожарными и узнал о спасенных жизнях, нити Ариадны, профессиональных ритуалах и о том, как не сгореть на работе во всех смыслах.

Оплавленная каска и шрам на память

Специализированная пожарная часть (СПЧ) № 2 г. Нур-Султана – старейшая в городе, ей больше полувека. Возглавляет ее подполковник Канат МИШЕЛЕВ – пожарный с 25-летним стажем.

– Однажды в Кокшетау, где я начинал работу (кстати, там расположен единственный в стране вуз, готовящий пожарных), за сутки мы совершили 45 выездов. Выехали ранним утром, а поели только в 3 часа ночи. Как-то после тушения очередного пожара в многоквартирном доме, откуда было спасено около сотни людей, я обнаружил, что каска на мне… оплавилась. Спустя годы эта каска станет частью экспозиции в музее. А мне на память остался шрам на затылке.

Это сейчас на огнеборцах современная боевая одежда с полной экипировкой, начиная с бот с утеплителем и заканчивая шлемом, а тогда была боевка из зеленого тента, на которую я сам наклепал карабины и застежки, на ногах были кирзовые сапоги, подаренные отцом, – вспоминает подполковник Мишелев.

А на смену пожарной автоцистерне ЗИЛ-130 63Б пришли современные машины, в том числе АБР (автомобиль быстрого реагирования). В арсенале спасателей наряду с новейшими инструментами типа “Hooligan Tool” (ломы для разборки конструкций зданий) остается надежный помощник – ствол пожарный ручной РС-70 времен СССР.

В помощь огнеборцам – диэлектрические средства и боты, дыхательные аппараты с датчиками, которые показывают объем кислорода (рассчитаны на полчаса в зоне, не пригодной для дыхания), и специальная экипировка, выдерживающая температуру до 800 градусов по Цельсию (ее используют при пожарах на нефтебазах).

К слову, дыхательные аппараты весят 10,5 килограмма, вкупе с другим снаряжением и боевой одеждой пожарные носят на себе порядка 35 килограммов! Прибавьте к этому вес людей, которых огнеборцы вытаскивают из огня. Поэтому все пожарные дружат со спортом, среди них есть и чемпионы.

Ожившие погорельцы и невернувшиеся сослуживцы

В части на смену заступают в среднем 17 сотрудников, которые не только борются с огненной стихией, но и проводят аварийно-спасательные работы.

– Как-то я вынес из огня и откачал погорельца, которого мой коллега уже посчитал мертвым. Потом позвонил в больницу – узнать его состояние, а тот, оказывается, сбежал! – улыбается Канат Мишелев. – У нас нет спокойных сезонов: весной горят сухостои, на откачку талых вод выезжаем; летом тополиный пух загорается, а от него – дома, еще камыши жгут вместо того, чтобы выкашивать, на квартирные пожары много выезжаем; зимой частный сектор больше дает о себе знать – неисправные печи и взрывы газовых баллонов.

В здании СПЧ-2 когда-то работал замначальника ДЧС Валерий Зайцев, трагически погибший вместе с коллегами.

– 18 февраля 2010 года в столице загорелось бомбоубежище. Строение площадью 5 тысяч квадратных метров, находившееся на балансе акимата, облюбовали бездомные граждане. Загорелись старые противогазы, другие предметы гражданской обороны, – рассказывает Канат Мишелев.

Пожару присвоили высокую степень сложности. В его ликвидации был задействован почти весь гарнизон. Среди них были полковник противопожарной службы Валерий Зайцев, майор Руслан Какишев и старший лейтенант Саят Абеев"Разнесло в клочья": для чего пожарные перед Новым годом подожгли плюшевого медвежонка

– Была очень высокая температура, струи воды из рукавов моментально испарялись. Вошедший в горящее здание в составе звена Руслан, вероятнее всего, заблудился среди многочисленных лабиринтов и катакомб, сточных колодцев. Валерий Михайлович и Саят Абеев пошли на его поиски. И сами исчезли в недрах бомбоубежища... – с горечью вспоминает собеседник.

Ежегодно пожарные столицы отдают дань памяти не вернувшимся из пламени коллегам. Вот и недавно, 17 апреля, в День противопожарной службы Казахстана, на территории СПЧ-2 ветераны и действующие сотрудники возложили цветы к памятному обелиску, а после присяги – приняли 27 новобранцев.

В одной сцепке

– В огонь мы заходим вместе, и выйти тоже должны вместе. Поэтому всегда передвигаемся в одной сцепке: первым в горящее помещение заходит направляющий – старший инженер (это должность в СПЧ, в обычных пожарных частях это начальник караула), посередине – молодой сотрудник, замыкающий – командир отделения. Так, в одной сцепке длиной 5–7 метров мы идем по направлению к очагу пожара, – рассказывает подполковник Мишелев.

Также используется рукавная линия или путевой шпагат длиной до 150 метров. Это трос, к которому цепляются карабины пожарных. По нему, как по нити Ариадны, ребята двигаются в одной связке по задымленным зданиям.

По словам пожарных, люди игнорируют красные машины – не уступают дорогу, подрезают, не пропускают на пешеходных переходах (зачастую вой сирены попросту не слышат из-за наушников!). В этом мы убедились во время выезда на проверку пожарных гидрантов. Проблемы создают и узкие проезды, заставленные машинами подъезды к домам, а также не рассчитанные на тяжесть пожарной техники пандусы во дворах.

Дымокамера, башня и лестница

На территории СПЧ-2 находится тренировочная учебная башня высотой с четырехэтажный дом. Нам продемонстрировали, как профессионально взбираются на нее огнеборцы по штурмовой лестнице. Рядом стоит раритет – пожарная машина 1964 года выпуска, которая засветилась в эпопее “Путь лидера”.

– Хотите подняться по пожарной лестнице высотой 54 метра? – предлагает Канат Мишелев. – С помощью такой лестницы, только еще выше – 88 метров – я принимал участие в тушении пожара в 2016 году в тогда еще строившемся небоскребе “Абу-Даби Плаза”.

Также здесь установлена дымокамера с максимально приближенными к реальности условиями: и задымление включается, и лабиринты есть, и лестницы, и манекен пострадавшего, который нужно найти и вынести на воздух.

В самом здании пожарной части находятся: диспетчерский пункт, столовая, спальные комнаты, аудитория для теоретических занятий и комната психологической разгрузки. Кстати, среди пожарных практически нет женщин. Укротительницы пламени работают лишь в Акмолинской области.

А в СПЧ-2 встретить представительниц прекрасного пола можно в пункте связи и музее.

Герои – среди нас

Командир отделения СПЧ-2 Беимбет АЛЬМАГАМБЕТОВ работает здесь с 1998 года. Самым запомнившимся случаем называет пожар на овощехранилище, когда погибли 14 человек.

– Пожар произошел на промзоне зимой. В вакуумном помещении без окон было сильное задымление, и люди, среди которых были строители из Узбекистана и России, задохнулись от угарного дыма до нашего прибытия, – рассказывает Беимбет.

Старший пожарный Данияр РАХИМЖАНОВ борется с огнем девятый год.

– Однажды под Новый год загорелась экодеревня по шоссе Алаш. Это не наш район, но из-за сложности пожара мы выехали на подмогу. Тогда пострадало много деревянных домов, а жертвами стали животные, в том числе лошади… – рассказывает Данияр.

Водитель Вилдан ХАСИПОВ в противопожарной службе – с 2004 года.

– От водителя зависит успешность работы всей команды: вовремя (до 10 минут) и без происшествий доехать до места и подать воду. Как и многие, я пришел в службу после армии. И молодых коллег сейчас обучаю, – говорит Вилдан и скромно завершает разговор. – Вы лучше о нашем герое напишите, который один вытащил из огня 3 детей.

Речь о Марате САТВАЛДИНОВЕ, который в октябре 2010 года возвращался домой и увидел, как из времянки, где жила семья двоюродной сестры с детьми-погодками, валил дым.

– Я взломал дверь и увидел сильное задымление. Был слышен плач детей. Ползком вынес по очереди 3 малышей. Тут уже люди начали набегать, кто-то окно разбил, и времянка загорелась. Четвертого ребенка не успел вынести… – делится с нами Сатвалдинов.

В то время он только вернулся из армии и искал работу. После спасения детей Марата пригласили в противопожарную службу.

Возвращайтесь домой!

Рассказали огнеборцы и о своих профессиональных ритуалах, проверенных годами. Так, заступая на смену, нельзя мыть боевку и чистить обувь. Иначе будет жарко в прямом смысле.

– Мы идем туда, откуда все бегут, – в адское пекло. Кто, если не мы? – говорят пожарные.

За все годы работы наши герои видели столько смертей, что знают цену жизни. И потому остаются неизменными оптимистами (в свободное от дежурств время даже играют в КВН) и верными тружениками огненного фронта в любых обстоятельствах. А они, среди прочего, таковы: заработная плата пожарного в зависимости от стажа, классной квалификации и звания составляет от 100 до 177 тысяч тенге. Возможно, в скором будущем пожарные и их коллеги по гражданской защите будут получать жилищные выплаты по аналогии с военнослужащими.

Нам бы хотелось пожелать всем огнеборцам страны сухих рукавов, как во время нашего визита к ним, и благополучного возвращения домой.

Только цифры

В Нур-Султане находится 17 пожарных частей, в которых работают 1 600 человек. С начала года зарегистрировано 268 пожаров, это больше показателя 2020 года на 63 процента. Наибольшее их количество приходится на жилой сектор и автотранспорт. Погибли 6 человек, травмированы 4 человека.

В стране за это же время зафиксировано 2 688 пожаров, в которых спасены 357 человек, погибли 145. 128 человек получили травмы различной степени тяжести. Наиболее частые причины: нарушения правил монтажа и технической эксплуатации электрооборудования – 38 процентов, несоблюдение правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации печного отопления – 26 процентов, неосторожное обращение с огнем – 20, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых электроприборов – 7, умышленные поджоги – 6 процентов.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи