Опубликовано: 1800

Кому выгодны пожары в Прибалхашье?

Кому выгодны пожары в Прибалхашье? Фото - предоставлено ДЧС Алматинской области

“Стена пламени, черного дыма была высотой примерно с 20-этажный дом. Жар такой, что невозможно подойти к горящим камышам ближе, чем на 100 метров – обжигает дыхательные пути, лицо, гарь съедает глаза. Ветер распространял огонь с огромной скоростью”, – поделился с нами один из очевидцев крупнейшего пожара за всю историю Прибалхашья.

Несколько дней около 140 пожарных, работников лесхоза, местных акиматов, добровольцев боролись с бушевавшим огнем. Ущерб подсчитывает специальная комиссия. Как и определяет причину ЧП.

В Балхашском районе Алматинской области жизнь непростая. О некоторых нюансах мы подробно рассказывали в репортажах (см. материалы “Дикие нравы Прибалхашья: здесь стреляют без предупреждения” от 28 октября 2019 года и “В поисках “камышового рая”: где нет школ, больниц, но есть особняки и вертолетные площадки” от 4 ноября 2019 года).

Каждый год в дельте реки Или случаются пожары, которые видно даже из космоса. Местные жители неохотно говорят на эту тему и называют их “поджогами”. Говорят, что такого масштаба стихия, как в 2021-м, впервые обрушилась на этот край!

На лодке не подплывешь, на машине не подъедешь

С 10 по 15 апреля в результате загораний камыша и сухостоя от огня пострадали крестьянские хозяйства и база отдыха. Так, в 65 километрах от села Карой Каройского сельского округа, в низовье Или, на территории одного из крестьянских хозяйств, огонь уничтожил 4 гостевых домика, рыбный склад, 2 лодки, 1 мотор – на общей площади 400 квадратных метров. Пламя самостоятельно потушили местные работники. Один из них обжег лицо и руки. В состоянии средней степени тяжести мужчину госпитализировали в больницу Алматы.

В Желторангынском сельском округе огонь перекинулся на 5 крестьянских хозяйств. Сгорели 2 навеса, 3 временных загона, автомашина УАЗ. Погиб скот – лошади, коровы.

В 25 километрах от села Жиделы, на территории одной из зон отдыха, огонь уничтожил навесы и 3 моторные лодки. Для их владельцев это – катастрофа. Впрочем, последствия могли быть еще ужаснее – штормовой ветер с молниеносной скоростью распространял огонь, пожиравший всё на своем пути.

На борьбу с ним были брошены около 140 человек и 20 единиц техники ДЧС Алматинской области, лесных хозяйств, Казавиалесоохраны, местных исполнительных органов, Иле-Балхашского государственного природного резервата и добровольных пожарных формирований.

Тушили огонь круглые сутки. Подобраться к отдельным пылающим участкам было невозможно – на лодке не подплывешь, на машине не подъедешь. Только с воздуха. Основные очаги удалось ликвидировать, однако при аэровизуальном облете сотрудники Казавиалесоохраны и ДЧС Алматинской области выявили новые места горения камыша на труднодоступных, водно-болотистых островках в дельте Или, на участке Коскумбез Коктальского сельского округа.

“Браконьеры на ходу разбрасывают факелы”

Два года назад директор рыболовной базы “Майтан”, бывший сотрудник рыбинспекции, рыбак с огромным стажем Виктор ЧУЛКОВ в интервью “КАРАВАНУ” тоже говорил о пожарах в Прибалхашье. Рассказывал, как браконьеры, чтобы проложить себе дорогу к труднодоступным озерам, где водятся ондатра, рыба, просто поджигали камыш. Поймать за руку губителей природы и животного мира почти невозможно – браконьерские лодки снабжены самыми мощными моторами. А еще они имеют при себе огнестрельное оружие и открывают огонь по инспекторам без предупреждения.

– Люди привыкли всё жечь безнаказанно! Я выделяю 3 возможные причины этого пожара, – рассказал нам по телефону Чулков. – Первая – скотоводы, которые выжигают сенокосы, чтобы вылезла молодая трава. Огонь распространяется дальше, куда ветер подует.

Вторая причина – браконьеры, которые выжигают камыш в труднодоступных местах. Их не волнует, куда огонь пойдет.

Третья категория – относится к верхней части дельты, там люди поджигают тугайный лес, чтобы впоследствии получить разрешение на заготовку дров (тугаи – разновидность пойменных галерейных лесов, мини-экосистема, место гнездования водоплавающей птицы, здесь обитают фазаны, ястребиные, пресмыкающиеся, земноводные, лисицы, зайцы, шакалы, волки. – Прим. авт.).Для чего въезд в охотничью и рыболовную зону в Балхашском районе предложили сделать платным

Джида сгорает, а стволы деревьев остаются. Люди потом выезжают, спиливают и продают как дрова.

Не исключаю случайные пожары, но они бывают намного реже. Опытные рыбаки стараются соблюдать меры предосторожности.

– Когда с третьего этажа своего дома вижу дым, сразу выезжаю на лодке или дрон поднимаю, но там уже нет никого, – продолжает мой собеседник. – Если какая-то лодка мимо проходит, ничего не докажешь. Браконьеры на ходу разбрасывают факелы.

Рыба – полуживая, с черными жабрами

Подобные пожары наносят колоссальный урон животному, растительному миру, говорит Чулков:

– Особенно в весеннее время. Если бы камыш загорелся в марте – феврале, урон был бы меньше и касался бы только диких кабанов и косуль. А сейчас фазаны сидят на гнездах, утки. Гуси уже 10–15 лет не гнездятся в дельте, потому что места их гнездования выжигают регулярно.

Сажа и пепел попадают в воду. Рыбаки-промысловики после пожаров вылавливали полуживую рыбу – жабры забиты продуктами горения, черные. Тугайные леса в нижней части дельты почти все извели пожарами. Они не успевают вырастать.

– А как бороться с поджигателями?

– В дельте Или я живу, работаю более 50 лет. В советское время были совхозы, дисциплина. Я тогда работал в рыбинспекции. Пожары были редким явлением. Но если что-то загорелось, это ЧП! Съезжались инспектора, прокуратура, другие организации. Мы считали гнезда погибших фазанов, поросят, описывали их и тут же ехали к директору территориального совхоза, и там происходил крупный разговор, вплоть до уголовной ответственности, сдачи партбилета. Потом директор вызывал чабанов и тех, на чьей территории горело, с них спрашивал. После перестройки люди остались без работы, лет 10 дельта была бесконтрольная. Что тут творилось! До начала 2000-х ее толком никто не охранял, пока не раздали по тендеру природопользователям. Они заинтересованы в охране рыбных ресурсов, создали егерские службы.

Ходили разговоры, чтобы возложить возникновение пожара на владельцев земельных участков. Но если у человека тысячи гектаров в собственности, где-то загорится, он будет отвечать? Ведь его могут просто подставить и поджечь сухостой…

Не вижу других путей борьбы, кроме воспитания населения. Люди должны понимать, что это их родная земля!

О причинах бедствия ходят разные слухи. Слышали, что якобы не исключен поджог из-за столкновения интересов бизнеса и местного населения.

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи