Опубликовано: 900

Для чего въезд в охотничью и рыболовную зону в Балхашском районе предложили сделать платным

Для чего въезд в охотничью и рыболовную зону в Балхашском районе предложили сделать платным Фото - Тахир САСЫКОВ

Надо бы узаконить плату за въезд в охотничью и рыболовную зону Балхашского района Алматинской области, считает депутат, член комитета по финансами бюджету мажилиса парламента РК Омархан ОКСИКБАЕВ.

“Сейчас у каждого по два-три ружья, каждый возомнил себя великим рыболовом. Заезжаешь – плати. Вы когда в горы поднимаетесь, платите же так называемые экологические сборы! Практически 90 процентов охотников и рыболовов, приезжающих в район, отстрел и добычу проводят без лицензии!” – заявил в интервью “КАРАВАНУ” народный избранник, один из инициаторов запрета на весеннюю охоту.

Омархан Оксикбаев родом из села Акколь Балхашского района Алматинской области. Свою малую родину, ее болевые точки знает хорошо. Недавно побывал здесь с рабочим визитом. Ранее наша съемочная группа тоже выезжала в райцентр Баканас и сёла Акколь, Карой, Караозек, Жидели. Тогда-то из беседы с местными жителями мы узнали, что в районе проблем – вагон и маленькая тележка. Взять те же дороги – жуть.

В степи и акватории Балхаша свирепствуют браконьеры. В отдаленном Карое, что рядом с резерватом, в который планируется запустить тигров, местные жители конфликтуют с егерями. Те запрещают им ловить рыбу – традиционный источник питания.

Обо всем этом мы подробно рассказали в статьях “Дикие нравы Прибалхашья: здесь стреляют без предупреждения” от 25 октября 2019 года и “В поисках “камышового рая”: где нет школ, больниц, но есть особняки и вертолетные площадки” от 1 ноября 2019 года.

Депутат ознакомился с публикациями “КАРАВАНА” и рассказал о том, как прошла его встреча с земляками.

– Я посетил село Карой, но какого-либо напряжения, волнения не ощутил, – говорит Омархан Нуртаевич. – Была живая беседа, часа полтора. Мне аким Балхашского района говорил, что часть земель ушла под резерват и в связи с этим у населения есть вопросы. Но сами жители их почему-то не поднимали. Их теперь больше волнует проблема орошения земель. Об этом мне написал и аксакал села Мырзагали. Когда-то там был совхоз, канал проходил. В Карое я учился в школе в 4-м классе. Мой отец парторгом там работал год. Население было около 10 тысяч человек, осталось менее 2 тысяч. Сейчас канал забился. А ведь около 200 гектаров земель можно орошать, нарастить объемы пастбищ, сенокосов. Данный вопрос я поднял перед комитетом водного хозяйства, теперь буду отслеживать – какие шаги делают по восстановлению орошаемого земледелия в селе.

Ранее местные жители занимались диким рыболовством. Теперь закон это пресекает. Значит, остается верный путь – животноводство.

В этих краях скот находится на самовыпасе, что снижает себестоимость животноводческой продукции. Нужно использовать данное преимущество.

– Второй вопрос, который попросили поднять, аренда земель, занятых саксаульными лесами, – продолжает депутат. – Они выдаются в аренду под пастбища сроком на год. И каждый год приходится заново продлевать договор. Люди просили увеличить срок аренды. Но в комитете лесного хозяйства уточнили: есть специальный порядок по отслеживанию эффективного использования земель. Поэтому договоры должны обновляться ежегодно. В будущем, думаю, надо поменять нормативы по аренде, предусмотрев долгосрочную. Этим я, как депутат, уже занимаюсь.

Еще жители просили законодательно закрепить положение о кооперации. Жаловались, что не могут своевременно сдать сельхозпродукцию, надо бы восстановить заготовительные организации. Я в свою очередь ознакомил их с ходом реализации госпрограмм.

Браконьер может загреметь на 15 лет

– Как считаете, насколько люди готовы к созданию резервата, запуску в Прибалхашье тигров? Не секрет: в этом краю процветает браконьерство!

– По поводу резервата дискуссия шла более десяти лет. Это не просто спонтанное решение, чье-то хотение. Местные жители тоже выразили свое согласие. Раньше в Карое всё было под контролем населения. Но когда с открытием резервата установили ограничения, заборы, это задело их. Возможно, егеря или инспектора резервата где-то чересчур претенциозно подошли. В целом понимание есть. Жители знают: если программа будет реализована, она полезна и Балхашскому району.

– Может, на законодательном уровне ужесточить ответственность людей за природопользование?

– В конце 2019 года внесены изменения и дополнения в УК, УПК И КоАП. Так, в Уголовный кодекс внесены статьи, предусматривающие наказание за незаконную добычу рыбы, охоту, порубку и другое. Также введена санкция – конфискация имущества. Ответственность становится более суровой. Если ранее браконьеру светило до 5 лет, то теперь – до 15 лет лишения свободы. Надеюсь, народ задумается, прежде чем взять ружье или снасти. Одно из своих выступлений я посвятил этому законодательству – хватит всё дико истреблять! В районе я тоже попросил провести разъяснительную работу, чтобы завтра народ не говорил, что не знает законы.

– Жители отдаленного Кароя жаловались, что нет работы и рыба – единственное, что их кормит. Как им быть?

– Раньше никто рыбалку не лицензировал, не выписывал путевки. Но природные ресурсы не вечны, их надо воспроизводить. Если в одностороннем порядке истреблять, надеяться на естественный прирост, ничего хорошего не будет. Они должны одной рукой ловить, другой запускать. И ловить, само собой, не сетями. Промышленный отлов должны делать те, кто параллельно занимается и воспроизводством. С таким условием мы должны пользоваться природными ресурсами (фауной и флорой).

Конфискованные лодки браконьеров

Конфискованные лодки браконьеров

На реке Или сплошной мусор

– Что, на ваш взгляд, нужно менять в инфраструктуре района? Каких благ просят люди? Я бы попросила сделать дорогу в Карой и от трассы в Караозек – там грунт, мы добрались с большим трудом…

– Я сторонник того, чтобы любой населенный пункт имел хорошую дорогу, связь с магистральными сетями. Но государство в первую очередь финансирует более эффективные экономические проекты. Казахстан – территориально большая страна, и мы должны сперва соединить крупные населенные пункты. Надо хотя бы до Кароя хорошую дорогу сделать. Люди, которые работают, живут в Караозеке, могли бы купить грейдер и выпрямить эту дорогу. Вполне по их силам. А то все хотят, чтобы из бюджета деньги давали. Бизнесменам надо учиться вкладывать в инфраструктуру, которой они пользуются. А так население имеет всё необходимое из социальной инфраструктуры. Почти в каждом населенном пункте Балхашского района есть фельдшерско-акушерский пункт, врачи. В некоторых селах работают сельские районные больницы на 10–15 койко-мест.

– На что нужно обратить внимание районному, областному акимам?

– Установить контроль за охотниками, рыболовами, четкий регламент, чтобы их отслеживали – куда заезжать, чтобы флора и фауна не истреблялась бесконтрольно. Раньше в Балхашском районе под каждым кустом дичь была. Теперь ни зайца, ни фазана не увидишь. Про косуль не говорю уже. Еще и мусор оставляют.

Побережье реки Или загажено. Сам бываю иногда, невозможно ногами ступить – кругом мусор. Сейчас у каждого по два-три ружья, каждый возомнил себя великим охотником и рыболовом. Заезжаешь – плати. Вы когда в горы поднимаетесь, платите же так называемые экологические сборы!

Практически 90 процентов охотников и рыболовов, приезжающих в район, отстрел и добычу проводят без лицензии. Зачастую лица, взявшие в аренду охотничьи угодья, не вкладывают деньги в их развитие.

Это большой блок вопросов, которым надо скрупулезно заниматься, и я над этим работаю. Поймите, я очень болею за свою малую родину. Думаю, общественность меня в том вопросе тоже поддержит.

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи