Опубликовано: 1600

Намекнул на секс? Плати штраф!

Намекнул на секс? Плати штраф!

Казахстан вышел на первое место в СНГ по количеству изнасилований, оставив далеко позади Россию, Узбекистан.

“Это вызов нам, мужчинам, дело нашей чести. Считаю, в первую очередь мы должны встать на защиту сестер, жен, детей! – заявил депутат мажилиса Нуржан АЛЬТАЕВ, которого в кулуарах прозвали “главным феминистом парламента”.

Участники “круглого стола” “Права и возможности женщин: проблемы и пути их решения”, что прошел в Алматы, поддержали инициативы народного избранника, обсудили наболевшие вопросы.

Мероприятие провел ОЮЛ “Альянс женских сил Казахстана” при поддержке городского акимата в университете “AlmaU”. Альянс образован три месяца назад. В него вошли почти все крупные неправительственные организации (НПО), которые работали в сфере, связанной с расширением прав и возможностей женщин.

Своей миссией альянс выбрал повышение качества жизни и благосостояния казахстанок. По словам заместителя председателя альянса Азизы ШУЖЕЕВОЙ, работа сфокусирована на достижении 7 целей: обеспечить соблюдение прав женщин и расширить их экономические возможности; продвинуть соотечественниц на уровень принятия решений; организовать борьбу со всеми формами насилия против представительниц прекрасного пола и детей; сохранить и укрепить их репродуктивное здоровье; решить социальные проблемы уязвимых категорий и, наконец, высоко поднять статус женщины в Казахстане.

Больше женщин – в акиматах на севере страны

Представительница альянса привела статистику. В стране проживает 9,7 миллиона женщин (52% населения). Они вносят существенный вклад в создание ВВП страны (около 40%), обеспечивают репродуктивное развитие населения.

В рейтинге Глобального индекса гендерного развития ВЭФ в 2018 году мы заняли 60-е место, снизив свои позиции на 28 пунктов по сравнению с 2013 годом (32-е место). Наиболее существенным падение произошло в подгруппе “Политические права и возможности” – 94-е место из 149.

– 30-процентную квоту на представленность женщин в политической сфере преодолели только мажилис парламента и маслихат Костанайской области, – говорит Азиза Шужеева. – Во всех остальных регионах, особенно южных (Шымкент, Туркестанская область), представлено всего 5%.

В основном женщины работают в акиматах северных регионов, где преодолели рубеж 20%. Многие эксперты считают: один из главных барьеров на пути женщин – отсутствие доступа к образованию. Но это не наш случай! В Казахстане среди получающих докторскую степень и степень магистра большинство – женщины (58% и 64% – соответственно).

– Чем выше экономические возможности матери и ее образование, тем более качественное обучение она даст своим детям, – продолжает эксперт.

Мы там, где тяжело и мало платят

Пока же 57% женского населения имеет статус самозанятых или безработных. Большинство проживает в сельской местности. Одной из предпосылок для создания альянса было вовлечение большего количества женщин в экономическую деятельность. Это макроэкономический плюс, который получит государство в виде роста ВВП. Участники вспомнили, как с обретением независимости под новую экономическую политику быстрее подстроились именно женщины. Основу малого и среднего бизнеса в Казахстане в 90-е заложили челночницы. И сейчас на женщин стоит обратить внимание!

Между тем зарплата казахстанских вумен ниже заработной платы мужчин на одной и той же позиции в среднем на 30% и более.

В структуре наемных работников женщины представляют 50% – 3,1 миллиона. Больше всего их работает в сфере здравоохранения, услуг, образования, сельском хозяйстве – там, где меньше платят, больше ответственности и операционной работы. Сфера корпоративного, крупного бизнеса преимущественно представлена мужчинами.

На госслужбе занято 55% женщин – низовое и среднее управленческое звено. До уровня принятия решений из них доходят только 9%.

Изнасилование приравнивалось к убийству

Участники “круглого стола” обратили внимание и на то, что жизнь казахстанских женщин находится в зоне повышенного риска: 11% вступили в брак до 19 лет, а каждое третье преступление (37,8%) было совершено против женщин, в том числе 97,6% всех изнасилований.

– Раньше, когда я читал это в новостях, думал, что журналисты сгущают краски, – говорит Нуржан Альтаев. – Потом посмотрел статистику, Казахстан – страна с традиционным казахским менталитетом, никогда у нас такого не было! В степи это была из ряда вон выходящая вещь.

Почитал свод законов обычного права казахов “Жеты жаргы”, принятый при хане Тауке. Там четко прописано: изнасилование женщины приравнивалось к убийству человека. Родственников насильника изгоняли из аула, рода.

Сейчас у нас слишком мягкое законодательство для насильника! Часто женщины боятся обращаться в полицию, ведь полицейские, оперативники давят на потерпевшую, издеваются над ней, смакуют подробности насилия. Зачастую женщина просто не хочет идти дальше, так как следствие тянется месяцами. Но даже если насильника осудили, ему дают несколько лет. А через год за примерное поведение он выходит из тюрьмы. В обществе среди мужчин уже так рассуждают: мол, изнасиловал, и ничего не будет. Мы должны искоренить это.

Пожизненное для педофилов

Нуржан Альтаев инициировал законопроект по борьбе с насилием над женщинами. В него вошли такие нормы, как принудительная химическая кастрация лиц старше 18 лет, совершивших преступление против несовершеннолетних, независимо от их психического состояния. Исключаются примирение сторон и условно-досрочное освобождение насильников. Перевод сексуального насилия из списка частных публичных обвинений в дела публичного обвинения.

В Уголовно-процессуальном кодексе предусмотрено право потерпевшей на бесплатного адвоката, психолога.

С педофилами, уверен Нуржан Альтаев, разговор должен быть коротким: и за изнасилование, и за растление детей до 14 лет назначать пожизненное заключение. Депутат выступает за усиление наказания родителей, опекунов и педагогов, изнасиловавших детей, предлагая лишать их свободы на 15–20 лет. Сейчас им грозит тюрьма от 12 до 17 лет.

Резонансный случай в “Тальго”

Альянс женских сил Казахстана поддержал предложения депутата ввести в Уголовный кодекс новую статью “сексуальное домогательство” – нежелательные сексуальные предложения, требования об оказании сексуальных услуг, издевательство, обещание вознаграждения в обмен на секс-услуги, прикосновения, знаки внимания и преследования сексуального характера.

В качестве наказания за харрасмент предлагается ввести штраф до 200 МРП или арест до 50 суток.

Во всем мире стали вводить наказание за устные и физические понуждения к сексу. Например, парламент Франции ввел штраф от 90 до 750 евро, сенат Аргентины установил санкцию от 1 000 до 15 000 песо, а в Грузии предусмотрены штраф от 300 до 500 лари, исправительные работы.

– Резонансный случай недавно произошел в казахстанском поезде “Тальго”, когда мужчина в возрасте начал приставать к совсем юной девушке, гладить ее по интимным местам, – рассказал депутат. – Но какие-либо санкции в УК не предусмотрены, и его невозможно привлечь к уголовной ответственности.

Ранее “КАРАВАН” рассказывал о вопиющем случае изнасилования пассажирки проводниками поезда “Тальго” компании “Қазақстан темир жолы” (“Она шла по вагону и шептала: “Меня изнасиловали…”, № 5 от 15 февраля 2019 г.).

По словам президента ОО “Феминистская лига” Евгении КОЗЫРЕВОЙ, впервые ее организация столкнулась с сексуальным домогательством в 2002 году. За помощью обратилась директор школы в Аральске. Новый начальник управления образования предложил ей подписать один документ в обмен на сексуальные услуги. Директор отказала. Тогда он организовал в ее адрес жалобы, из-за которых женщину несколько раз судили за превышение должностных полномочий. Суды не приняли иск за сексуальное преследование.

Супруги возвращаются под одну крышу

Еще одна серьезная беда казахстанских женщин – бытовое насилие. 15% людей считают: муж вправе бить жену, а на селе каждая пятая отмечает это нормой. Участники мероприятия пришли к мнению: и в этом случае жертва не защищена! “Защитное предписание”, которое выносится тирану, не дает эффекта – супруги возвращаются под одну крышу. Или женщина с детьми вынуждена скитаться по съемным углам. Тогда как проще законодательно отселять мужчину-насильника. Отечественная феминистка призналась, почему в Казахстане невозможно искоренить домашнее насилие

Представитель ОЮЛ “Союз кризисных центров Казахстана” Татьяна МИДО привела статистику: 30% женщин, попавших в приют для жертв бытового насилия, возвращаются в семью. Назвала причины – материальная зависимость от агрессора, чувство собственной вины, боязнь остаться одной с детьми. Из них 12% приходят в центр повторно, со следами побоев. Наказание для истязателя тоже лояльное – штраф.

По поводу всплеска насилия в отношении несовершеннолетних судья Енбекшиказахского районного суда Алматинской области Зульфия БАКИ высказала мнение: необходимо законодательно поднимать статус ребенка и вести его учет с момента рождения до 18 лет:

– Возьмите транспорт. Вы купили машину в Алматы, уехали в Нур-Султан. Машина везде проходит по программе. А когда идет внутренняя миграция семьи, нигде не фиксируется, где этот ребенок. Его можно убить, изнасиловать. Нужен орган, который будет защищать детей!

Все предложения по итогам “круглого стола” альянс отправит депутатам парламента, в министерства и правительство РК.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи