Опубликовано: 620

Как сейчас ведут бизнес на долгах в Казахстане

Как сейчас ведут бизнес на долгах в Казахстане Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Власти намерены сделать основной акцент на современные технологии при ведении исполнительных дел должников. Считается, что подобным образом можно будет свести к нулю коррупцию среди частных судебных исполнителей.

Современные технологии – хорошо, но… мало

Правда, для этого нужно будет много чего поправить в законах и самих технологиях. К примеру, в прошлом номере мы рассказывали, как первое время судебники бойко торговали конфиденциальной информацией о финансовом и имущественном положении граждан республики, попавших в поле интересов мутных юристов и их клиентов (материал можно прочесть на нашем сайте caravan.kz). При этом никаких долгов за ними не значилось, и никаких исполнительных производств в отношении них открыто быть не могло. Ситуация изменилась только после бессчетного числа жалоб и скандалов в прессе, теперь ЧСИ обязаны размещать в автоматизированной информационной системе органов исполнительного производства (АИС ОИП) фото или скан исполнительного листа и запрашивать сведения только на ту фамилию, которая в нем указана.

Тем не менее направление выбрано верное, если зайти на сайт АИС ОИП, то в личном кабинете должник увидит все телодвижения судебника по его делу, с указанием даты и наименования учреждения, в чью базу данных тот сунул свой нос.

Давайте посмотрим на примере моей давней истории, куда прежде всего направляют взор судебники, а в первую очередь они запрашивают сведения о пенсионных отчислениях.

И тут вынуждены отвлечься на прозу жизни – скажем мягко, ряд частных судебных исполнителей принимает решение, брать или нет в производство исполнительный лист, в зависимости от того, имеются у должника ежемесячные отчисления пенсионки или нет. Если нет, то тут же в АИС ОИП оформляется процедура “возврат исполнительного листа без исполнения”, а лицу, обратившемуся к ЧСИ, предлагается отправиться в региональный филиал Республиканской палаты частных судебных исполнителей, может, там кому его печаль на исполнение передадут.

Подобная манера вести дела и создала гигантских размеров статистику по возвратам без исполнения, о которой недавно сокрушался в парламенте новый министр юстиции МУСИН. По его словам, в 2021 году было возвращено 608 тысяч исполнительных листов на сумму 2 триллиона 400 миллиардов тенге. Какая часть из них приходится на тех судебников, которые не пожелали возиться с должниками без официальной заработной платы – неизвестно, но часть эта немалая, потому как практика обычная.

Объясняется подобный прагматичный подход к исполнительным листам просто – для частных судебных исполнителей это бизнес, выгодно – возьмет и будет отрабатывать, нет – гуляй и ищи, кто захочет париться из-за копеечных долгов либо продавать сотки и барахло должника на электронных торгах. К слову, отказ взять на исполнение решение суда по вышеописанной схеме – не самый плохой вариант, при другом раскладе судебник может запросить внести ему на банковский счет оплату на расходы по исполнительным действиям, и эти деньги вернутся только тогда, когда должник заплатит и долг, и оплату деятельности ЧСИ, и авансовый платеж. Поэтому современные технологии – хорошо, но… мало.

Плюсы и минусы 2.0.

Тем не менее положительная динамика имеется: во-первых, через систему АИС ОИП можно ознакомиться с материалами исполнительного производства, доступ к ним имеют как должники, так и взыскатели. Помимо перечня с наименованием учреждений, в чьи базы данных судебник стучался, здесь будут выложены все постановления, выпущенные им с начала открытия исполнительного производства. Мне, к слову, каждого судебника приходилось гонять по всем инстанциям по полгода, прежде чем эти, мягко говоря, недобросовестные и заинтересованные лица были вынуждены предоставить на ознакомление свои творения. И вам стоит проявлять настойчивость, если документы в системе АИС ОИП вызывают у вас сомнения.

Необходимо также понимать, как вся эта махина под названием “исполнительное производство” работает: судебный исполнитель не звонит никому по телефону и ничего не требует, – колесики начинают вращаться, когда в структуру приходит постановление ЧСИ.

Пришла бумага в банк – счет должника заблокировали. Пришла еще одна бумага – на работу – бухгалтерия начинает перечислять часть заработной платы на счет судебника, как того требует закон. Аналогично действует процедура и в обратную сторону – долг выплачен, банковский счет сам по себе не разблокируется – в банк должна прийти бумага от ЧСИ о снятии ареста. Бухгалтерии это не касается, она сама умеет считать и знает, когда ей остановиться. Что делать, если частный судебный исполнитель сам нарушает законы

Алгоритм одинаков для всех типов ограничений, разве что для запрета на выезд за рубеж судебнику нужно идти за санкцией в суд, пограничники без резолюции судьи никаких движений принимать не будут, а так – заполнил форму постановления установленного образца, подписал электронной подписью, и всё – готово. Правда, установленный образец совсем не означает безошибочность его заполнения судебником.

Самая вредная ошибка для клиентов этой публики – оплату своей деятельности они включают в сумму долга по исполнительному листу. Например, некто по решению суда должен выплатить гражданину Х один миллион тенге.

ЧСИ на калькуляторе вычисляет свой процент от суммы, после чего прибавляет его к миллиону, и в постановлении об открытии исполнительного производства пишет: взыскать с должника в пользу гражданина Х не 1 миллион тенге, а 1 миллион 150 тысяч тенге.

Отсюда жди поток разновеликих неприятностей и недоразумений, особенно, когда должник ни сном ни духом, а в отношении него кочует исполнительный лист от одного малограмотного деятеля к другому. Перечитала предложение, и тут же вспомнила, что ЧСИ очень любят перекладывать хлопоты по оформлению постановлений на непонятных сотрудников своих офисов, не имеющих на то право, более того, они передают им свои ЭЦП, так что… глаз за ними да глаз! Как с этим намерены справляться власти, непонятно – о проблеме в министерстве юстиции известно, они сами об этом открыто говорят, вот только решения ими пока не найдены, ждем-с.

Теперь о другой возможности 2.0. В системе АИС ОИП заложена функция получения и отправки сообщений от должника или взыскателя частному судебному исполнителю по их делу, и наоборот – от ЧСИ к ним. В системе-то она заложена и находится в рабочем состоянии, вот только судебники ее игнорируют – пиши не пиши, ответа нет. Между тем по своему законодательному статусу и последствиям обращение, отправленное через систему, равноценно заказному письму с уведомлением о получении, отправленному по почте. АИС ОИП фиксирует дату и время отправки сообщения, к примеру, от должника судебнику. Вот какой текст вы увидите: “АИС ОИП уведомляет Вас о том, что по исполнительному производству № 7530/… от 2016 года должником был загружен документ Постановление о прекращении исполнительного производства_1578576025120.pdf и отправлено сообщение: “НАСТОЯЩИМ УВЕДОМЛЯЮ…”, и в правом верхнем углу к тексту: “02.11.2020 17:35”, то есть точные дата и время.

Для гражданских – назовем так должника и взыскателя, скриншот со страницы с подобным текстом дает право на обращение с жалобой на действия либо бездействие частного судебного исполнителя, мол, вот, смотрите, писали, отправили – результат нуль. Подобные возможности – однозначное хорошо, плохо – нет требования в профильном Законе “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей” предоставить ответ в течение, скажем, 3 рабочих дней после отправки обращения.

Напомню, сейчас в министерстве юстиции идет работа над концепцией нового закона “О принудительном исполнении”, поэтому наш текст – не крик в пустоту, а твердое намерение привлечь внимание властей к проблемным местам.

Ну и самое время сказать, раз уж у нас зашел разговор о безответственности судебников, куда на них жаловаться.

После долгих пертурбаций судебное начальство определило, что подавать жалобы на действия либо бездействие частного судебного исполнителя нужно в местный административный суд.

Помимо этого, обращение можно направить в департамент юстиции вашего города или региональный филиал Республиканской палаты частных судебных исполнителей. Хотя подача обращения в государственные органы не отменяет права обратиться с жалобой в суд, лучше их разделять: с мелкими пакостями судебников хорошо справляются в департаменте юстиции и в филиале палаты, а вот с весомыми угрозами, касающимися потери недвижимости, – только в суд.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи