Опубликовано: 7800

Дело Ерохи Туркестанского: как и за что посадили криминального авторитета

Дело Ерохи Туркестанского: как и за что посадили криминального авторитета Фото - Иллюстрация caravan.kz

В Шымкенте за вымогательство и мошенничество осужден один из криминальных авторитетов – Ерехан Сулейменов, более известный как отец шымкентского мажора.

О потерпевшей стороне

Чтобы лучше представлять размах и аппетиты нашего главного “героя”, для начала, пожалуй, стоит сказать несколько слов о потерпевшей стороне.

Имя пострадавшего – Сабыржана Атаева – хорошо известно не только в его родном Туркестане, но и далеко за пределами области.

Начав заниматься предпринимательством, в 1993 году он создал свою дорожно-строительную фирму – ТОО “Ак Жол”. Благодаря предприимчивости и упорству руководителя, а главное, ставке на качество и своевременное выполнение взятых на себя обязательств, компания стремительно набирала обороты и уже через несколько лет вошла в тройку крупнейших предприятий Туркестана. Участие в строительстве Международного казахско-турецкого университета им. Ясави, возведение мостов по всей области, укладка дорог местного и республиканского значения, в том числе по трассе Западная Европа – Западный Китай, – вот далеко не полный перечень проектов, реализованных “Ак Жолом”. Казалось бы, бизнес процветает, и никаких “левых” проблем у Атаева нет. Но выяснилось, что это далеко не так.

Лучший строитель Туркестана под прессингом криминала

Как следует из материалов судебного следствия, еще в 2009 году Сабыржан Атаев в компании друзей познакомился с неким Ереханом Сулейменовым – тоже предпринимателем, строителем, ресторатором и пр. Вначале Атаев не придал особого значения этому знакомству.

Но спустя некоторое время Сулейменов пришел к нему в офис и предложил свои услуги... по защите семьи и бизнеса. Попросту сделал предложение крышевать. Руководитель “Ак Жола” отказался.

В решении вопросов безопасности он, не без основания, рассчитывал на собственные силы. Но оказалось, что переоценивает свои возможности. После того как он выпроводил Сулейменова, к нему в офис наведался еще один южноказахстанский воротила – Бахытжан Аймырза. Житель Сайрамского района был на юге одним из призанных авторитетов – бизнесмен, медийщик, депутат. Это лишь часть его официальных регалий.

Неофициально он тоже был хорошо известен как один из влиятельнейших лиц в криминальной среде по прозвищу Баха-Баха.

Криминальный статус Бахи-Бахи стал широко известен общественности после того, как весной прошлого года он был задержан полицией за вымогательство в особо крупных размерах, когда пытался отжать весьма крупный железобетонный завод в Сайраме, принуждая владельцев переписать предприятие на собственное имя.

В августе 2017 года уголовным судом ЮКО Бахытжан Аймырза был признан виновным и получил 10 лет колонии максимальной безопасности.

Но вернемся к делам 2009-го. Придя к Атаеву, Баха-Баха без обиняков заявил дорожному строителю, что если он не будет платить дань за ведение бизнеса, то ему будет очень плохо. Предложив хорошенько подумать, Баха-Баха удалился.

На следующий день в офисе “Ак Жола” вновь появился Сулейменов. Сабыржан Атаев к тому времени уже оценил степень риска и вынужден был “вступить в партнерство”, которое заключалось в том, что с этих пор ежемесячно Атаев должен был выплачивать Ерохе Туркестанскому по 10 тысяч долларов США.

Возводим торговый центр, рынок и туалет

Начиная с 2010 года Ерехан как “полноправный партнер по бизнесу” начал регулярно наведываться в офис “Ак Жола”, где сидел непосредственно в кабинете директора. Он даже лоббировал продвижение ряда проектов по строительству объектов в Туркестане, в том числе и социально значимых. Так, по указанию крыши в лице Сулейменова фирма “Ак Жол” провела асфальтирование площадки под новый рынок в Туркестане, а затем начала его строительство. Также предприятие периодически отпускало крупные партии стройматериалов для строительства торгового центра, частного дома по ул. Ерубаева, неизвестно кому принадлежавшего, и даже общественного туалета напротив мавзолея Ясави. При этом деятельный партнер порой сам контролировал не только объемы отпуска материалов, но и качество работ, лично присутствуя на стройплощадках. Как Рафик Шымкентский у корейского инвестора фабрику “отжимал”

В ходе следствия были также установлены факты, что Сулейменов некоторым образом способствовал погашению кредитных задолженностей от партнеров – должников “Ак Жола”.

В частности, как ясно из материалов дела, Атаев получил два дорогостоящих автомобиля на общую сумму 70 миллионов тенге в счет долгов от предприятия, где Сулейменов, оказывается, тоже был не последним партнером. Еще “пять или шесть” машин на сумму 40 миллионов тенге “Ак Жол” получил в качестве расчетов за строительство нового туркестанского рынка. Эти автомобили тоже были предоставлены Сулейменовым.

Миллион на тяжбу с налоговой

В 2011 году налоговым комитетом была произведена проверка деятельности ТОО “Ак Жол”. В результате выявленных нарушений на ТОО наложили штраф в размере 533 миллиона тенге. К сожалению, такие проблемы знакомы даже самым добросовестным казахстанским бизнесменам. Не избежало этого и ТОО “Ак Жол”.

После этих проверок к Атаеву пришел Сулейменов и предложил “решить вопрос в рамках закона”, то есть вы­играть тяжбу с налоговиками через суд. Но за это Ерехан попросил наличными 1 миллион долларов США.

У Атаева таких средств в свободном наличии не было. Однако, будучи уверенным, что деньги пойдут для обеспечения судебной тяжбы, он согласился на безналичную оплату по банковскому курсу, который на тот момент составлял 147 тенге за один американский доллар. По подсказке Сулейменова, Атаев переводит 147 миллионов тенге на расчетный счет некоего ТОО “НурКазыгурт”, руководит которым некто Бейсеев.

Впоследствии в сентябре 2017 года этот Бейсеев был осужден Аль-Фарабийским районным судом г. Шымкента за создание и руководство ОПГ, уклонение от уплаты налога, преднамеренное банкротство, ложное банкротство и легализацию денег, полученных преступным способом путем создания фиктивных предприятий. В том числе посредством ТОО “НурКазыгурт”, которое, как установлено судом, ни предпринимательской, ни тем более юридической деятельностью никогда не занималось.

Но никакой судебной тяжбы с налоговиками Сулейменов так и не организовал. А интересоваться у криминальной крыши, куда делись миллионы, Атаев в то время не посмел.

Движение материков

В период с декабря 2009 года по май 2016 года Сулейменов Е. получил от Атаева С. К. денежные средства в размере 22 миллиона тенге и строительных материалов примерно на 85 миллионов тенге, тем самым причинив материальный ущерб в особо крупном размере на общую сумму свыше 107 миллионов тенге. Также сюда следует прибавить еще 147 миллионов тенге “для тяжбы с налоговиками”.

Однако с наступлением 2016 года терпеливое отношение к своей крыше у Атаева начало заканчиваться.

Точно неизвестно, было ли причиной этому то обстоятельство, что в феврале 2016 года в Шымкенте арестовали Тохтара Тулешова. Однако говорят, что именно с этого момента на юге пошатнулись многие казавшиеся незыблемыми криминальные и полукриминальные структуры. И даже не потому, что они были напрямую аффилированы к пивному королю. Но потому, что вместе с Тулешовым на скамье военного суда в Астане были многие руководящие чины правоохранительной верхушки Южного Казахстана.

С другой стороны, может, это просто совпадение. А реально то, что наша полиция постоянно ведет непримиримую борьбу с преступностью, очищая общество и бизнес от всяких негативных явлений.

В общем, как бы то ни было, в августе 2017-го закрыли Баху-Баху. Ероху взяли на полгода раньше – в январе 2017-го. Атаев подал на него заявление в полицию.

К коррупции Ероха не причастен

По эпизоду с “миллионом долларов для налоговой” Сулейменову предъявили обвинение в подстрекательстве к даче взятки. Под следствие первоначально попал и сам Атаев, подозреваемый в даче взятки. Следователи выяснили, кому предназначались деньги, – это был якобы А. С. Садыков, который с января 2011-го по май 2012 года занимал пост заместителя начальника налогового департамента по ЮКО. И он также попал под следствие по подозрению в получении взятки.

Правда, еще на предварительной стадии следственными органами уголовное преследование в отношении Атаева и Садыкова было прекращено за отсутствием в их действиях состава правонарушения.

Тем не менее в ходе судебного процесса по делу Ерохи этот эпизод вновь также тщательно разбирался. Карьера Тулешова: наркобарон – король – вице‑президент – арестант

В частности, сотрудник официальной службы безопасности ТОО “Ак Жол” (здесь кроме навязанной криминальной крыши имелась еще и своя служба безопасности), вызванный в суд в качестве свидетеля, сообщил, что в начале 2016 года по заданию своего руководства начал выяснять у Сулейменова судьбу тех самых 147 миллионов тенге. Сулейменов ответил, что передал эти деньги замначальника налоговой – А. С. Садыкову.

На что конкретно они предназначались – сотрудник службы безопасности не знал. Но быстро выяснил, что Садыков отбывает срок в местах не столь отдаленных. Оказывается, экс-замначальника налоговой в мае 2012 года был задержан финансовой полицией и осужден за финансовые преступления. Срок подходил к концу в ноябре 2016 года.

И после того, как Садыков освободился, к нему домой вновь пришел сотрудник безопасности “Ак Жола” с тем же вопросом: получал ли он 147 миллионов тенге от Сулейменова? Примечательно, что Садыков подтвердил секьюрити, что деньги получил.

Уголовный суд по делу Ерохи вызвал на допрос Садыкова, который на процессе сообщил, что на самом деле 147 миллионов тенге от Сулейменова не получал. Но Ерехан, с которым у того были весьма давние и тесные деловые отношения, “попросил его сказать Атаеву, что он деньги брал”. И поэтому Садыков, дескать, и ввел в заблуждение акжоловского охранника. Также Садыков сообщил, что во время работы в налоговом департаменте он не курировал проверки, это не входило в его функциональные обязанности. И он никоим образом не мог решать вопросы, связанные с ликвидацией штрафов, наложенных на юридических лиц за допущенные ими налоговые нарушения.

В результате уголовный суд не нашел доказательств того, что Ероха якобы подстрекал потерпевшего к даче взятки, и эти обвинения следствия из дела были исключены.

Вместо этого председательствующий по делу судья специализированного межрайонного уголовного суда Самидин Темиралиев признал Ерехана Сулейменов виновным в мошенничестве, а также в вымогательстве. И то и другое совершено в особо крупном размере. Казахстанские ОПГ оправились после массовых арестов и начали мстить?

Сам Сулейменов своей вины ни по одному эпизоду не признал. Просил суд полностью оправдать его.

Суд назначил ему 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности. Также постановил взыскать с осужденного в пользу потерпевшего материальный ущерб в размере 213 888 077 тенге, и в доход государства госпошлину в размере 2 138 880 тенге 77 тиынов.

Приговор пока не вступил в законную силу.

Отец шымкентского мажора

Напоследок стоит отметить, что год назад куда большую скандальную известность обрел сын Ерехана Сулейменова – 21-летний Исмаил. В августе прошлого года в Шымкенте молодой человек, находясь за рулем кабриолета BMW-6, в 6 часов утра на повышенной скорости выехал на проспект Кунаева. В этот момент там на теплотрассе вела дорожно-строительные работы бригада ремонтников.

Несмотря на все имеювшиеся знаки предупреждения, BMW сшиб четырех человек, после чего опрокинулся в раскопанную траншею. Один из рабочих погиб на месте, второй попал в реанимацию, остальные были госпитализированы.

Водитель сразу же скрылся с места происшествия. Но по регистрационным номерам BMW его личность была установлена. Так как имелась информация, что Исмаил Сулеймен выехал за пределы Казахстана, полиция объявила его в международный розыск. Спустя полгода он в сопровождении адвокатов все-таки сам явился в полицию с повинной. Парень был привлечен к суду, однако получил амнистию. По некоторым данным, сейчас он продолжает учебу в Эмиратах.

Шымкент

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи