Опубликовано: 3400

Чиновники не могут дозвониться сиротам, поэтому те остаются без квартир

Чиновники не могут дозвониться сиротам, поэтому те остаются без квартир

Бывший детдомовец Евгений АБИШЕВ записал видеообращение к чиновникам и разместил его в соцсетях. В нем он просил помочь решить проблемы сирот с получением жилья. Но местные власти настоятельно “попросили” его удалить ролик из Интернета.

“Мы готовы отдать деньги государству”

Выпускник детского дома “Пионерский” Осакаровского района Карагандинской области Евгений Абишев первым решил привлечь внимание к проблеме экс-детдомовцев. Он поделился своей историей: “В 2011-м меня поставили в очередь на жилье. С этого момента она не двигается. Хочется узнать, когда я получу квартиру?”.

Обращение Жени вызвало немало откликов. В комментариях люди делились своими историями и предлагали объединиться, чтобы заявить о себе и своих проблемах.

“Меня зовут Анара, – писала одна из них. – Я – выпускница Островского детского дома и тоже семь лет стою в очереди. В 2011 году была под номером 16. И за эти годы ничего не изменилось. Если в Караганде хоть что-то двигается, то в Каркаралинске жилые дома не строят. Поэтому надежды у нас нет. За эти семь лет я вышла замуж, у меня двое детей. Муж тоже сирота, хоть и не детдомовец. Мы мыкаемся по съемным квартирам и не можем позволить себе купить жилье в ипотеку. Нужен первоначальный взнос, а у нас нет таких денег. Неужели нельзя для нас сделать льготы – жилье по программе без первоначального взноса? Мы же не просим квартиры бесплатно. Дайте нам шанс получить их хотя бы с минимальными льготами! Сейчас мы отдаем частникам за аренду квартиры около 100 тысяч тенге в месяц. Мы готовы отдавать эти деньги государству, но никто не хочет пойти нам навстречу…”.

“А я вообще не понимаю, как продвигается очередь, – возмущался воспитанник детского дома ОВШИ-3 г. Темиртау. – В 2010 году я был 166-м, а в 2011-м – уже 721. Получается, она двигается не вперед, а назад?”.

По словам автора видеообращения, чиновники провели несколько официальных мероприятий с участием бывших детдомовцев.

– Правда, никаких конкретных предложений нам сделано не было, – сетует Евгений. – Все отчитались, как хорошо работают, и разошлись. А мы остались со своими проблемами. Бывший детдомовец готов пожертвовать почкой ради квартиры

Обещанного жилья – полвека ждать…

Представители карагандинской общественности тоже не остались в стороне. Специальная мониторинговая группа при департаменте по делам госслужбы и противодействию коррупции провела внеочередное заседание. Но ведающих распределением жилья среди присутствующих не оказалось. Остальные участники встречи из числа госслужащих в основном “пиарили” свою работу.

– По закону при вводе жилья в эксплуатацию каждая пятая квартира выделяется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, – сообщила представитель управления по вопросам молодежной политики Жанар ТУРЛИНА. – План принимается на три года, сейчас идет период – 2017–2019 годы. В прошлом году местными исполнительными органами по области было выделено 152 квартиры, а по Караганде – 61.

А сколько всего сирот стоит в очереди? – поинтересовались члены мониторинговой группы.

– Около 7 200 человек по Карагандинской области, – последовал ответ.

– Так что, выходит, если в год ребятам будут выдавать по 150 квартир, то очередь рассосется через 50 лет, да и то при условии, что пополняться она не будет? – изумились организаторы встречи.

– Все будет зависеть от количества строящегося жилья, – ответили чиновники.

Кто приравнял сирот к ветеранам?

Работники сферы образования заметили, что со своей стороны пытаются решить проблему на местах.

– Есть регионы, где жилье не строится или его строится мало, – признали они. – Но там мы в пилотном режиме открыли службы поддержки. Выпускники детских домов и малообеспеченные семьи обращаются туда со своими проблемами. Это ранняя профилактика, чтобы дети не попадали в детские дома. Не будет сирот – не будет и потребности в жилье.

Чиновники от образования признали, что затор в очереди произошел еще и из-за того, что раньше детей ставили в нее лишь по достижении ими совершеннолетия. А сегодня ребенок, попадая в детский дом, в течение месяца автоматически становится очередником.

– Когда решают вопрос о направлении ребенка в интернат, местный исполнительный орган постановлением закрепляет за ним право на получение жилья,– заверили представители управления образования Карагандинской области. За исключением, конечно, тех случаев, когда за ребенком уже закреплено право собственности на жилье.

– А кто следит за движением очереди? – задали очередной вопрос члены специальной мониторинговой группы. – Вот парень, Анатолий, говорит, что двигался в очереди вниз – со 166-го номера до 721-го. Как можно объяснить такое “продвижение”?

– Дело в том, что в 2013 году изменение в законе разделило очередь, – пояснили работники управления образования. – Детей-сирот приравняли к ветеранам ВОВ и поставили в одну очередь. А потом вернули все на прежние позиции. Мы недавно посмотрели очередность Анатолия. Он скоро должен получить жилье.

– А почему бы не создать общественный контроль за процессом выдачи квартир? – предложили члены мониторинговой группы. – И не ввести в его состав самих выпускников детских домов? Нужна полная прозрачность в этом вопросе!

Должна ли гора идти к Магомету?

Все присутствующие согласились с предложением инициаторов встречи. Однако директор детского дома для детей с ограниченными возможностями развития Жанар СЫЗДЫКОВА заметила, что зачастую выпускники детских домов сами не проявляют должной инициативы и теряют свою очередь.

– Иногда к нам приходят письма из отдела ЖКХ: “Ваш такой-то выпускник должен до такого-то времени обновить документы”. То есть он должен принести по списку документы. Мы разыскиваем своих выпускников, но они постоянно меняют номера телефонов, их тяжело найти. Многие не обновляют данные, и очередь потом может потеряться из-за этого.

По словам Жанар Жумабаевны, несмотря на законодательное обязательство в течение года отслеживать судьбу каждого выпускника, руководство детских домов водит за ручку бывших воспитанников в течение всей их жизни.

– Есть дома юношества, где ребенок, который продолжает образование, может жить до 23 лет. По достижении 23 лет он может жить в доме молодежи до 29 лет. И за это время он должен получить квартиру. При детских домах Караганды открыты центры поддержки для тех, кто находится в сложной жизненной ситуации. То есть ко мне могут прийти выпускники любого детского дома. Если они потеряли удостоверение, если у них нет прописки, если им надо устроиться на работу. У нас работают три социальных педагога. Они берут детей за руку, ведут в ЦОН, мы их прописываем, делаем удостоверения, если есть возможность, устраиваем на работу. Меценат купил квартиру сироте с двумя детьми, которых акимат выселил на улицу

Если девушка осталась одна с ребенком и не может его содержать, мы его устраиваем в Дом надежды.

– Сама по себе государственная политика в образовании сводится к тому, чтобы успешно адаптировать к жизни бывших воспитанников интернатных учреждений и детских домов, – добавила представитель управления образования. – Если конкретный гражданин достиг совершеннолетия, значит, он уже получил с помощью государства образование.

Если он не нуждается в помощи – значит не нуждается и в сопровождении.

Такой подход вызвал возмущение у членов специальной мониторинговой группы.

– Так нужно их собирать постоянно за “круглым столом” и узнавать, как дела, какие проблемы! Не нужно ждать, когда они сами придут к вам. И то, что вы их не можете найти, потому что они якобы меняют номера телефонов, – это просто отговорка.

Не найдя общего языка с представителями государственных органов, общественники предложили бывшим детдомовцам создать неправительственную структуру. Чтобы она объединила всех выпускников детских домов по стране и помогала решать их проблемы на всех уровнях.

Караганда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи