Опубликовано: 1800

Алматинец с инвалидностью подал в суд на крупнейшие банки Казахстана

Алматинец с инвалидностью подал в суд на крупнейшие банки Казахстана

Трудности при получении банковских услуг вынудили Кенжегула СОЦИАЛУЛЫ искать правду в суде. Последние несколько лет алматинец обращает внимание на отсутствие равноправного доступа для казахстанцев с инвалидностью к отделениям финансовых организаций, а это уже расценивается как дискриминация.

Как за границей

Кенжегул Социалулы – социальный предприниматель: у него своя сеть хостелов в Алматы, спортсмен – известен участием в велопробегах Нур-Султан – Париж, Алматы – Иссык-Куль, общественный деятель. Как человеку с активной жизненной позицией, в целях управления своими деньгами ему постоянно необходимо пользоваться банкоматами и мобильными приложениями. Однако самостоятельно это сделать не получается. Такие простые для многих операции, как снятие, перевод денег, оплата услуг, погашение кредита, для него являются затруднительными либо вообще недоступными, и он вынужден прибегать к помощи третьих лиц.

У Кенжегула I группа инвалидности по зрению, поэтому отсутствие на клавиатуре (кнопках, дисплее) банкоматов шрифта Брайля, звукового меню и входа для наушников, специального звукового маяка у входов в отделения банков, тактильных дорожек и информационных мнемосхем лишает его полного и беспрепятственного доступа к объектам и финансовым услугам.

И, скорее всего, не у него одного такие сложности. Причем это не ограничивается лишь инфраструктурными недочетами в виде отсутствия пандусов, тактильных дорожек, неприспособленностью банкоматов, также речь о неадаптированности приложений и сайтов банков. При поддержке ОО “Комиссия по правам людей с ограниченными возможностями имени К. Иманалиева” Кенжегулом был подготовлен и подан судебный иск в отношении банков, клиентом которых он является. На этой неделе по иску Кенжегула состоялось предварительное слушание в суде Медеуского района г. Алматы.

– Я жил и учился за рубежом – в США, Англии, где постоянно пользовался услугами банков, и знаю, как должен быть организован доступ, – комментирует “КАРАВАНУ” Кенжегул Социалулы. – У них есть отдельный департамент, где работают сотрудники с инвалидностью. Они постоянно мониторили доступность для таких клиентов, как я, регулярно мне отправляли какие-то рекомендации. И когда я нашим начал об этом говорить, оказалось, что у нас не то что департамента нет, у нас в банк не берут людей с инвалидностью

3 года – без перемен

Кенжегул является членом рабочей группы по финансовой инклюзии при Агентстве Республики Казахстан по развитию и регулированию финансового рынка, образованной 3 года назад. За прошедшие годы были презентованы несколько исследований по финансовой инклюзии, проведены более 30 заседаний данной рабочей группы. Озвучивались предложения по системному изменению законодательства на площадках мажилиса и сената, приглашались эксперты из США, которые на ZOOM-конференциях передавали свой опыт организации доступа к финансовым услугам для представителей банков второго уровня. Были разработаны Методические рекомендации по предоставлению финансовых услуг и обслуживанию лиц с ограниченными возможностями для финансовых организаций. Несмотря на проделанную работу, банки не торопятся обеспечивать финансовую инклюзию.

– С 2018 года мы работали, мониторили, подключалась Ассоциация финансистов Казахстана, вместе проводили разные семинары, вырабатывали рекомендации для банков. Звучала готовность к переменам, но проходит 3 года – и ничего не меняется. Хотя они говорят, что изменения есть, но я лично проверял – нету.

Просто поставить тактильную дорожку или организовать двери на 90 см шире – от этого банк не станет доступней.

Внутри зданий также должно быть комфортно – совокупность дает доступность. Также у всех этих банков – у кого-то больше, кого-то меньше – недоступны их приложения. Хотя сейчас все переходят в онлайн-формат, это безопасно, это дает человеку свободу – не надо никого просить о помощи. Но где-то используются и наличные, бывает, что надо вытащить деньги, стоят 4 банкомата и – все… недоступны. Причем не только для людей с нарушением зрения, но и для граждан на колясках, с нарушением слуха.

Кенжегул рассказывает, что ходил в центральные офисы, в отделения, показывал и объяснял представителям банков, с какими проблемами сталкиваются люди, в частности, с нарушениями зрения при обращении в финорганизации, и сделал вывод, что даже не все сотрудники знакомы с этикой и правилами предоставления услуг людям с ограниченными возможностями. Даже, казалось бы, специальная инфраструктура, призванная облегчить людям с особенностями посещение банков, не всегда является эффективной, потому что, как выясняется, при приеме подобных нововведений люди с инвалидностью не присутствуют и не тестируют их.

– Поэтому всё и остается на уровне “для галочки”, в виде полумер. Все банки с удивлением выслушивали мои слова о том, какие именно трудности я испытываю. В одном из банков меня вообще спросили, а зачем вам пользоваться наличными деньгами?! Ведь всё можно осуществлять через мобильное приложение или в крайнем случае через сайт. Но ведь и они недоступны для незрячих пользователей! А если это клиенты банка, которые проживают не в крупных городах, а в селе? – задается вопросом Кенжегул.

Почти все банки предложили ему решить проблему путем предоставления… персонального менеджера, который по предварительному звонку будет сопровождать по отделению.

Однако, по словам мужчины, он не только за себя выступает, а в пользу казахстанцев со всеми видами инвалидности и маломобильных граждан, не ища здесь никакой финансовой выгоды. По последним данным, в Казахстане проживает свыше 705 тысяч людей с инвалидностью, и надо полагать, что все они так или иначе обслуживаются в банках либо являются потенциальными клиентами финансовых организаций. Поэтому Социалулы надеется на справедливый и законный исход и на то, что его активная гражданская позиция сдвинет ситуацию с мертвой точки.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи