Опубликовано: 390

93-летний казахстанец вырастил 4 гектара леса

93-летний казахстанец вырастил 4 гектара леса Фото - Виктора ВОЛОГОДСКОГО

Каждый человек должен посадить 25 деревьев

Личный вклад восточноказахстанца Михаила Федорова в борьбу с изменением климата – это 4 гектара леса, выращенного им на сельском пустыре.

Лес рукотворный

Весной старожилу поселка Ново-Ульбинка Глубоковского района Михаилу Федорову торжественно вручили грамоту – руководство Усть-Каменогорского лесхоза так выразило признательность за активное участие в политике озеленения. Новоульбинец в ответ заверил: у него в его 93 года большие планы – засадить соснами соседние сопки.

Главный маяк, указывающий на двор Михаила Александровича, – пушистые кроны кедра и лиственницы. Ветви шатром укрывают кровлю дома. “Ему скоро 94 года, с хозяйством сам управляется, – рассказывает по дороге местный житель Юрий ГРОШЕВ. – Дрова колет, воду носит, в огороде – порядок. Картошку сажал – так за ним не угнаться”.

Недавно пенсионер направил в столицу обращение с просьбой принять закон, чтобы граждане в обязательном порядке помогали природе, высаживали деревья, защищали окружающую среду.

Аксакал знает, о чем говорит. Свою первую хвойную красавицу он посадил в 1960 году, когда поселился в Ново-Ульбинке. Следом стал брать молодые побеги березы и высаживать за домом на пустыре. Деревце за деревцем, год за годом. Сейчас этим посадкам по 30–40 лет.

– Под ноги смотри, – строго говорит новоульбинец, соглашаясь провести экскурсию по своему лесу. – Нынешние саженцы еще маленькие, можно не заметить, затоптать.

Он легко перепрыгивает через небольшие овражки и родники. Я стараюсь не отставать. В ветвях заливаются птицы, в воздухе – запах хвои и листвы. Отдельной рощицей стоят осины – они появились благодаря случайному эксперименту. Михаил Александрович посадил всего одну осинку, она росла пышная, как букетик. Однажды злой сосед спилил деревце на дрова. Аксакал за сердце схватился, но, к его удивлению, в то же лето рядом дружно поднялись два десятка побегов. Оказалось, человек с ножовкой невольно применил известный лесоводческий прием: осины, после того, как их срубили, дают рекордную корневую поросль. По соседству – лужайка с кустами калины, их лесовод-любитель специально посадил для корма птицам на зиму. “В ноябре приезжай, – говорит он. – Ягод столько – костром будут гореть!”.

– Однажды во время работы я заметил росток кедра, – подводит Михаил Александрович меня к могучему дереву. – Он был с ладонь, тянулся из гранитной расщелины, не выжил бы на скале. Я привез его, посадил. Теперь каждый день любуюсь.

Сколько пород в новоульбинском лесу? Ели, пихты, кедры, лиственницы, осины, березы, черемуха, яблоньки-дички… Такие смешанные хвойно-лиственные насаждения считаются самыми устойчивыми к пожарам и вредителям. Больше всего здесь сосен. По словам Михаила Александровича, летом после дождей под ними идут отличные грузди, корзинами можно набирать. Спросите любого специалиста – как только начинаются грибы, это настоящий лес.

Именно грибницы, или по-научному мицелий, в содружестве с корнями деревьев превращают грунт в особо питательную лесную почву.

– Никогда не считал деревья, – отвечает на мой вопрос аксакал. – Высаживаю каждые весну и осень, места много. Сейчас лес растет примерно на 4 гектарах, я участок измерил ногами вдоль и поперек.

Михаил Александрович показывает на невысокую горную гряду за Ульбой. По всем признакам когда-то она была сплошь покрыта лесом. Если засадить соснами хотя бы ближайшую сопку, зеленая “рубашка” начнет возрождаться. Один ложок пенсионер осенью расчистил, месяц назад посадил первые лунки. Планы большие.

Живая природа

В жарком воздухе хвойные деревья потрескивают, словно перешептываются. “Шишки раскрываются, – говорит Михаил Александрович. – Самосев идет”.

Он поднимает с земли одного “ежика” – с такого плода, однажды сброшенного дятлом, всё и началось. Сельчанин провел целое наблюдение: птица сбивает шишку с ветки, приспосабливает ее в углублении в коре и расклевывает, извлекая семена. “Вы видели семена сосны? – говорит лесовод. – Они крохотные, но дятлы всю зиму живут за счет этого корма. Причем из разных шишек они выбирают лучшие”.

У Михаила Александровича в доме особая чугунная сковородка, куда он с осени и до весны порциями собирает урожай “от дятла”. Сковородка стоит возле теплой печки, шишки согреваются, подсыхают, раскрываются. Из них сыплются семена. Каждое семечко – на учете, всё по-взрослому.

– Смотри, – проводит лесовод мастер-класс. – Берешь чистый лист бумаги, бьешь шишку о шишку, от каждой получается примерно по 20 семян.

Порции семенного материала новоульбинец учитывает в тетради. Как показывает многолетний опыт, если использовать большой бокал, туда входит 1 тысяча семян. Часть материала у пенсионера подрастает в торфяных стаканчиках, для основного посева есть специальная большая грядка. За лето успевают подняться сотни сеянцев, еще год – и это хорошие 30–40-сантиметровые саженцы-крепыши.

– Каждую весну и осень я пересаживаю по несколько десятков из питомника в лес, – рассказывает пенсионер. – Ряды делаю на глазок.

Полив – обязательный, без него в жару зеленые питомцы погибнут. Поэтому у Михаила Александровича заготовлено пять колодцев, где практически всегда стоит грунтовая вода.

Подъем в 6 утра, пробежка по лесу с ведрами и лейками. Завтрак. Снова в руки ломик и лопату – сделать лунки, вскопать землю. Возле каждого свежего саженца обязательно ставится опознавательный знак – высокая ветка, чтобы летом случайно не наступить в траве. Еще год, и необходимость в специальном уходе за посадками отпадет – корни сосны, работающие, как бур, уйдут глубоко в землю. Деревья начнут быстро расти без помощи человека.

Если что и огорчает аксакала, так это, по его словам, поведение двуногих вредителей. Однажды ночью кто-то выкопал две голубые ели, которые лесовод-любитель специально привез из Алтайского ботанического сада. До этого, так же ночью, украли сразу 11 молоденьких сосен, – пришлось заново восстанавливать посадки. Еще один бездельник перед Новым годом спилил верхушки у трех сосен, – решил заработать на продаже праздничных деревьев. Михаил Александрович страшно переживал, но деревья проявили удивительную жизнестойкость – выросли в могучих великанов.

– Общественность обращалась с просьбой, чтобы местный лесхоз забрал себе под опеку рукотворный лес, – поясняет Юрий Грошев. – Но обнаружились обстоятельства непреодолимой силы. Насаждения расположены на землях, относящихся к категориям железной дороги, населенного пункта, а также энергетики и связи. Перевести их в новую категорию гослесфонда – задача фантастически сложная по времени и усилиям.

Сейчас созданный руками Михаила Александровича Федорова лес начинает размножать себя сам, самосевом. Дают поросль осинки, рассыпают семена березы, сосны, ели, пихты.

– У природы всё по-умному устроено, – заключает пенсионер. – Мы постоянно учимся у нее, пользуемся ее благами. Но это неправильно, природе нужно помогать. Я помню свое детство: снег выпадет – всё испещрено следами животных, по заячьим тропам ходить можно было. Сейчас во всей округе живности не увидишь. Голые сопки, пустыри. Всем надо браться за озеленение. Каждый подросток, каждый взрослый должен высаживать не меньше 25 деревьев.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи