Опубликовано: 470

По зеленому счету

По зеленому счету Фото - Виктор ВОЛОГОДСКИЙ

Первый в Казахстане углеродный проект должен стать примером, как промпредприятия могут компенсировать выбросы СО2 и внести вклад в борьбу с глобальным потеплением.

Контроль и учет

Пока в Европе готовятся достичь к середине столетия “климатической нейтральности”, наша страна в соответствии с Киотским протоколом обязалась к 2030 году снизить выбросы углекислого газа на 15 процентов по сравнению с 1991-м. Задача не из легких, поскольку отечественный топливно-энергетический комплекс основан на угле.

На помощь пришла Программа развития ООН. Как отметил менеджер проектов ПРООН в области сохранения биоразнообразия Талгат КЕРТЕШЕВ, во-первых, удалось разработать и согласовать нормативно-правовые документы, легализующие долю отечественных лесных систем на углеродном рынке. А во-вторых, начал действовать пилотный проект по так называемому углеродному следу, точнее – его покрытию.

– Два года назад крупная IT-компания создала на базе Экибастузской ГРЭС дата-центр, – рассказал представитель ПРООН. – На сегодня компания потреб-ляет 17 мегаватт, и выбросы углекислого газа составляют 128 тысяч тонн. А в планах довести потребление до 65 мегаватт, что увеличит выбросы примерно до 450 тысяч тонн. Мы совместно разработали проект, призванный покрыть этот объем CO2.

В основе идеи – инвентаризация и учет лесов Восточного Казахстана и Павлодарской области.

оказалось, с 1990-х годов в подвешенном состоянии остались значительные лесные площади, закрепленные когда-то за крупными заготовителями. Предприятия распались, а вот их угодья никто не передал лесхозам.

На востоке страны таких участков насчитали примерно 67 тысяч гектаров, в Павлодарской области – 47 тысяч гектаров. Вывести их из “тени” – значит задокументировать: определить площадь, полноту насаждений, породы, составить топографический материал, землеустроительный проект. В целом проект потянул на 1,5 миллиона долларов. Деньги выделила IT-компания, вклад ПРООН составил 368 тысяч долларов. В этом году специалисты Казахского лесоустроительного предприятия взялись за работу на востоке страны, на следующий год планируется охватить Павлодарскую область.

– Что такое управляемые леса? – поделился рассуждениями представитель ПРООН. – Это насаждения, где всё структурировано по кварталам, по выделам. Известны возраст деревьев, порода, их запас на данной территории. На основе этих данных назначаются определенные работы, например, противопожарные мероприятия или содействие лесовосстановлению. Но на сегодня по республике примерно 700 тысяч гектаров леса являются неучтенными, треть – это колки, или небольшие разбросанные рощицы. Они не имеют описания, значатся как земли посторонних землепользователей. Невозможно подсчитать их потенциал в качестве углеродного накопителя, плюс неучтенные леса несут угрозу пожаров и самовольной порубки.

Считается, что одно дерево в среднем в течение года поглощает 120–150 килограммов СО2.

В целом при лесистости Казахстана, составляющей сегодня 4,6 процента, углеродный потенциал страны оценивается в 718 миллионов тонн.

По данным экологов, если довести лесистость до 5 процентов, потенциал вырастет почти на 3 миллиона. Только путем легализации 114 тысяч га “неучтенки” в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях можно с лихвой покрыть весь углеродный след экибастузской IT-компании, еще и запас останется.

Другое направление пилотного проекта – создание вокруг Павлодара демонстрационной зеленой зоны на площади в 20 гектаров. В местном акимате уже поддержали инициативу, причем в Казахстане половина депонированного, или связанного, углерода приходится именно на молодые насаждения. По подсчетам специалистов, каждые 5 лет прирост депонирования составляет 50,5 миллиона тонн СО2 в эквивалентной массе. Другими словами, чем больше молодого леса, тем солиднее вклад в сокращение объема парникового газа.

Частные и государственные

В финале по итогам инвентаризации у каждого неучтенного участка должен появиться владелец. По словам директоров Риддерского, Зыряновского и других лесхозов, сейчас такие территории являются большой головной болью. Их тяжело очищать от сухостоя – много бюрократии, есть опасность пожаров, которые могут перекинуться на гослесфонд. Государство заинтересовано передать насаждения лесхозам. Если же участок расположен на земле сельхозформирования, Лесной кодекс позволяет сделать его частным фондом. Правда, придется набрать штат лесников, обучить их, закупить технику, противопожарный инвентарь.

– Есть осинники, а осина – хороший материал для изготовления утвари, тех же бочонков, – пояснил Талгат Кертешев. – Возможно, какой-то предприниматель решит развивать данный бизнес, ему даже субсидируют половину затрат. Хороший опыт накоплен в Норвегии – там владельцы двух-трех десятков гектаров леса зарабатывают на продаже древесины. Пока в Казахстане всего 650 гектаров частных лесов, это питомники и лесные плантации в основном для выращивания хвойных пород. Но мы надеемся, что сегмент получит развитие.

Как отметил представитель ПРООН, в лесное хозяйство начинают приходить новейшие технологии. На днях при поддержке ПРООН лесоучреждениям Риддера и Зайсанского района были переданы 3 дрона. С помощью беспилотников лесники будут отслеживать незаконные рубки, возможные очаги пожаров, вести учет животных. Сейчас для этих же учреждений дополнительно закупают малые лесопатрульные пожарные комплексы – уазики, оборудованные 300-литровым водным баком, мотопомпой, противопожарными ранцами, инструментом, современными средствами связи.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи