Опубликовано: 11800

Штрафы в 345 тысяч тенге наших министров не пугают. Можно "косячить" дальше?

Штрафы в 345 тысяч тенге наших министров не пугают. Можно "косячить" дальше? Фото - Caravan.kz

В конце декабря Президент Токаев пригрозил поменять правительство – и в начале этого года частично поменял. То было второе предупреждение. Первое прозвучало еще год назад. «Слышащие» госслужащие, видимо, не поверили. Ждали третьего?

Напомним, 29 декабря Касым-Жомарт Кемелевич заявил: «По целому кругу ключевых для страны проблемных вопросов правительство не проявляет должной активности, медленно принимает решения». Выдержал паузу и добавил: «В начале нового года я намерен осуществить ряд кадровых изменений».

Президент сказал – президент сделал. Кто не услышал – тот пролетел.

Причины на поверхности. Цены на основные продукты питания в ушедшем году укротить не удалось, инфляция перепрыгнула отметку 20 %, многие большие проекты оказались либо частично, либо вовсе провалены. Буквы и цифры, заявленные в них, не стали реальными делами. Но некоторые стали делами административными и уголовными. Потому что новые предприятия не заработали, обещанные новые рабочие места так и не были созданы. Да, а куда ушли выделенные на них средства?

Про деньги и самовлюбленных

Первой масла в огонь плеснула в июне прошлого года глава Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (сегодня это Высшая аудиторская палата РК) Наталья Годунова. Она просто и жестко разгромила работу правительства, которое, по ее мнению, «непрофессионально начало реализовывать 10 национальных проектов. Их обеспечивали приоритетным бюджетным финансированием, но в итоге 43 % оказались недофинансированными». То есть деньги вдули куда-то не туда? А куда?

Тогда же Наталья Николаевна предложила приравнять нарушения при использовании бюджетных средств к дисциплинарным поступкам, которые дискредитируют госслужбу. И все? Нет! Еще г-жа Годунова предложила ужесточить ответственность первых руководителей госорганов и субъектов квазигосударственного сектора за неэффективное планирование и использование бюджетных средств. В том числе «за недостижение экономического эффекта».

Справка «Каравана»

Ранее зампред Агентства по противодействию коррупции Улан Саркулов заявил, что чиновники сразу закладывают деньги с запасом, «чтобы потом хватило на откаты и хорошую прибыль». В сентябре мажилисмен Максат Раманкулов сказал, что руководители госкомпаний, которые каждый год несут убытки миллиардами, «выплачивают огромные бонусы себе любимым».

А работают с этими «самовлюбленными» непосредственно члены правительства. Редакция медиа-портала Caravan.kz направила в разные госорганы вопросы относительно ответственности госчиновников за неэффективное использование ими бюджетных средств. И вот какие ответы получила.

Кто будет оплачивать «банкет»?

Министерство национальной экономики сообщило, что обновленный бюджетный кодекс предусматривает не только дисциплинарную и административную, но и уголовную ответственность. «Предусмотрено около тридцати норм ответственности должностных лиц госорганов и субъектов квазигосударственного сектора за планирование (видимо, с ошибками – Ред.), неосвоение бюджетных средств, необоснованность и недостоверность представляемой документации, недостижение результатов… Кодексом об административных нарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере 100 МРП».

Круто! Один МРП в нынешнем году – это 3450 тенге. Тут возникают три вопроса. Первый: штраф накладывают непосредственно на министра или на авторов криво написанного документа? Второй: может, виноваты исполнители проекта? Ну и третий: возникает ли в этом случае коллективная ответственность? Накосячили все, а отдуваться будет кто-то один? Нет ответа. Впрочем, 345 тысяч для министра не такая уж великая сумма. Всего-то часть должностного оклада.

Огласите весь список, пожалуйста!

Разумеется, основные вопросы были заданы главному «виновнику торжества» – Высшей аудиторской палате. Летом прошлого года Наталья Годунова сказала, что «целесообразно скорректировать национальные проекты (они пришли на смену скомпрометировавшим себя госпрограммам. – Ред.) под реальные возможности».

Ответы ВАП на запрос редакции медиа-портала Caravan.kz можно положить на музыку гимна Генеральной прокуратуры РК – четкие и ясные. Кто споёт?

«Национальные проекты – это инструмент оперативной и эффективной реализации важных задач, заменившие госпрограммы, которые были громоздкими со множеством показателей и мероприятий. С учетом внедрения новых подходов планирования с применением проектного управления они призваны обеспечить межведомственное взаимодействие и приоритетное бюджетное финансирование реализации мероприятий, направленных на решение отдельных критически важных задач и проектов». Футбольные поля и ноутбуки за 1,4 млн - в каких условиях работает Агентство по финансовому мониторингу

Однако, сказано в ответе, «полноценного переформатирования госпрограмм в нацпроекты не произошло. Не достигнуты задачи по переходу на формат лаконичных национальных проектов (с небольшим количеством показателей и индикаторов), понятных гражданам. Отмечается громоздкость проектов, дублирование отдельных мероприятий с мероприятиями госпрограмм».

А конечные «бенефициары» этих косяков ответили за них только отставками? Или все же внесли в бюджет по 100 МРП за свои «ошибки»?

Нет ответа...

Справка «Каравана»

Почти три года вице-премьер, министр торговли Бахыт Султанов заверял Президента и правительство, что проект по строительству оптово-распеделительных центров в стране идет полным ходом. Что в итоге в 24 таких ОРЦ к 2025 году будут хранить более 4,5 млн тонн плодоовощной продукции. Что позволит снизить ее стоимость в стране на 20-25 %. Но проект провалился. В конце лета 2022-го Президент снял Бахыта Турлыхановича со всех постов.

К слову, ВАП рекомендовала правительству и Парламенту «установить прозрачную иерархию подчинения нижестоящих документов вышестоящим, рассмотреть уменьшение сроков реализации нацпроектов, а также скорректировать под реальные финансовые возможности для исключения недофинансирования».

В переводе на общепонятный язык – власти высшие и местные органы не только плохо слышат друг друга, но еще и не могут договориться, на что тратить деньги в наступившем году. Потому, сказано в ответе ВАП, «вопрос качества планирования бюджета сохраняет свою актуальность». Поскольку при реализации написанных и утвержденных документов косячат обе стороны. Примеры?

Стихия все спишет

Один Экибастуз показал, что госпрограмма «Тариф в обмен на инвестиции», не работает во многих городах страны. За ее исполнение отвечали не только министерства, но и акиматы. С каждого виновного снять сегодня по 100 МРП – может, удастся как-то исправить ситуацию?

ВАП и ревизионные комиссии, как сказано в ответе редакции, «наделены полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях». Но тут же: «Органы госаудита и финансового контроля при обеспечении прозрачности своей деятельности должны соблюдать требования конфиденциальности, четко определяя дальнейшие процедуры по предоставлению доступа к информации и сведениям, составляющим государственные секреты, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну».

То есть список виновных известен, но ВАП не вправе его огласить. Да на любой улице Экибастуза и других пострадавших этой зимой городов его громко огласят. И так нецензурно, что определение в адрес владельца АТЭЦ «самка собаки» – самое мягкое. В правительстве об этом знают?

В Минэнерго не в курсе были, что ситуация пиковая? Местные исполнительные органы не подозревали, что критическое состояние коммуникаций сначала заморозит граждан, а потом под самими чиновниками загорятся кресла?

В Минюсте не дочитали до конца обязательства владельцев тепло- энергопредприятий? Там было хоть что-то сказано о сроках и суммах инвестиций?

В Минфине не обратили внимание на то, что обещали эти господа мелким шрифтом в конце протоколов-договоров-обязательств об инвестициях?

В ответе нашей редакции сказано: «В соответствии с законом «О государственном аудите и финансовом контроле» материалы аудита по фактам нанесенного ущерба переданы в правоохранительные органы для принятия процессуального решения. В настоящее время правоохранительными органами проводится досудебное расследование по данным материалам аудита, и окончательное решение еще не принято».

То есть Генпрокуратура, Антикор, МВД и КНБ пока только пытаются понять, кто в сговоре с кем и каким образом нанес ущерб гражданам страны и госбюджету?

Понятно, что в стране опять кризисные времена. Понятно, что антироссийские санкции, пусть косвенно, но как-то касаются Казахстана. Но именно в министерствах сочиняли документы, как преодолеть все эти проблемы. Видимо, криво сочиняли. Кто следующий на выход?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи