Опубликовано: 1600

Мозги на вынос: что готовит новый учебный год для казахстанских школьников

Мозги на вынос: что готовит новый учебный год для казахстанских школьников

“Помогите нам, взрослые!”

С такой просьбой в начале августа в своем видеоролике к руководителю управления образования, акимам района и области обратились ученики Чеховской средней школы Сарыкольского района из поселка Урожайный Костанайской области.

– Нам предложили учиться в районном центре или дистанционно, – отметили ученики. – Но мы не можем учиться дистанционно, так как в селе очень слабый Интернет, а в некоторых местах и сотовая связь не работает.

Дети не стали поступать в колледжи и лицеи, планируя окончить школу у себя дома, тем более в период распространения коронавируса никто не стал планировать отъезд.

– Решили, что учеников старших классов Чеховской школы переведем в село Тимирязево, которое находится в 17 километрах от Урожайного. Объяснили родителям, что мы организуем ежедневный подвоз школьников туда и обратно. Их будут забирать на новой “Газели” на 16 мест. Обучаться будут очно, с усилением санитарных норм, – рассказал временно исполняющий обязанности руководителя отдела образования акимата Сарыкольского района Ербулан СИВАМБАЕВ.

На зарплату учителей в старших классах в Чеховской школе тратили ежемесячно более миллиона тенге. Перевозка детей на “Газели” обойдется бюджету в 2–3 раза дешевле.

“Мы рады, что будем учиться дистанционно”

И если для сарыкольских школьников поездки в школу каждый день за десятки километров будут в новинку, то для детей, живущих в Станционном сельском округе Карабалыкского района, это стало уже нормой. Хотя и здесь без проблем не обходится. Сегодня в Станционной средней школе получают знания порядка 180 детей из 4 сел: Станционное, Приуральское, Фадеевка и 1-е отделение. I четверть для учеников с 5-го по 11-й класс пройдет в дистанционном формате, а вот для младшего звена будет организована учеба в обычном режиме.

– Успеваемость при дистанционном обучении в IV четверти у нас оказалась лучше, – рассказала “КАРАВАНУ” жительница села Приуральское и мама шестиклассника Екатерина ХОЛОШИНА. – Дело в том, что у нас 1 школьный автобус на 3 села, и, чтобы собрать всех детей, ему нужно делать 3 рейса.

Сын сидел в школе почти 2 часа до уроков и еще столько после них, пока не заканчивались занятия у старшеклассников из нашего села.
– I четверть мы будем учиться дистанционно, поэтому пока ничего в школу сыну не покупали, – отметила собеседница. – Подруга собирает сына во 2-й класс и, поехав за вещами, еле как нашла костюм за 10,5 тысячи тенге и 2 пары брюк нужного размера, каждая за 4,5 тысячи тенге. У нас всё дорого, раньше мы старались ездить в Троицк. А теперь граница закрыта, придется ехать в областной центр за 160 километров.

Рискни здоровьем

Несмотря на то что школам Семея предстоит начать новый учебный год в дистанционном формате, на уроки будут приходить более 10 тысяч детей.

– Группы будут работать со строгим соблюдением санитарных мер и социальной дистанции между детьми – 1,5 метра. Количество учеников в кабинете не будет превышать 15. В целях безопасности детей школьные столовые функционировать не будут, – пояснил аким Семея Ермак САЛИМОВ. – В начальном звене у нас обучаются более 20 тысяч учеников. На сегодняшний день уже поданы заявления родителей 10 036 детей.

Получается, рискнуть здоровьем своих детей готова половина родителей.

– Заболеть – страшно. Но что лучше – умереть от вируса или от голода? Я не могу сидеть дома с 8-летним сыном, мне нужно работать, иначе нам не на что будет жить. Но и оставлять его дома одного не могу. Я не уверена, что он самостоятельно станет прилежно следить за онлайн-уроками, что всё запомнит и поймет с первого раза, – убеждена мама третьеклассника Айнур ОСПАНОВА.

– У меня дочь пойдет во 2-й класс, и мне необходимо каждый день быть на работе. Сидеть с ребенком дома и следить, чтобы она самостоятельно училась за компьютером, нет возможности. Я не верю, что дети на самом деле будут строго соблюдать дистанцию, если ее не соблюдают даже взрослые. Понятно, что, если в классе заболеет один ребенок, инфекция распространится на всех одноклассников, – признается мама другой ученицы Венера ШАМСУТДИНОВА.

В отделе образования уверяют, что нормы безопасности будут соблюдаться строго.

– Предусматривается ступенчатый режим, чтобы учащиеся разных классов не встречались во время перемен, – заверила руководитель отдела образования Семея Наталия ФЕСЕНКО. – Учитель тоже не имеет права переходить из класса в класс или уходить в учительскую, пока дети находятся в школе.

Скованные одним компом

Переход на дистанционное обучение оказался катастрофой для частных школ, учебных центров и репетиторов Актобе. Владельцы объектов признаются, что находятся на грани разорения и пытаются найти компромисс с санитарными врачами, чтобы спасти свой бизнес. Не в восторге от сложившейся ситуации и родители, ведь они стоят перед выбором: подвергать риску здоровье своих детей или растить их неучами.

– Учащимся первых классов очень тяжело, ведь от того, какая база будет заложена, зависит, как сложится их дальнейшая учеба. Что касается онлайн-уроков, считаю их неэффективными, потому что за 10-минутный ролик ребенок не может освоить материал. К тому же нередко возникают сложности со связью, – делится своим мнением учитель начальных классов Гульнар ГУМАРОВА.

Дистанционка– нелегкий труд

Преподаватель Азамат КИРЕЕВ признается, что в условиях запретов приходится включать так называемый запасной план В, то есть уходить на дистанционку.

– У меня был случай: работал с девочкой дистанционно. Она глаза опустит, вроде решает. Оказалось, что те задания, которые я ей даю, она “гуглит” и вытаскивает ответы из Интернета, как будто сама решает. Конечно, от таких занятий прока нет, – рассказывает специалист.

– Нынешний кризис заставляет задуматься, что необходимо искать другой вид деятельности, который не будет зависеть от карантина, но пока другой альтернативы обычным занятиям нет, – признается преподаватель.

Как вилами на воде?

Пока учебным центрам разрешили работать с 17 августа при условии соблюдения определенных условий.

– Если ситуация будет ухудшаться, то центры наверняка будут закрываться. Мы этого не знаем. Если всё будет нормально, то они будут работать поэтапно, – объяснил представитель пресс-службы НПП “Атамекен” Нурбай ШАКИМБАЕВ.

Разрешат ли с 1 сентября работать частным школам, до сих пор неизвестно.

– Пока нам ответа не дали, ждем решения, – сообщила директор частной школы “Alpamys school” Динара КУДАЙКУЛОВА.

Не во всех образовательных центрах уверены, что смогут выжить в условиях такой неопределенности.

– В этом году многие мои коллеги, у которых учебные центры, решили не рисковать и на время свернули деятельность. Потому что в таких условиях работать сложно: арендуешь здание, а тут вновь запреты, – говорит индивидуальный предприниматель, педагог дополнительного образования Айгуль САГИМБАЕВА. Казахстанским частным школам могут разрешить работать в штатном режиме

С новым годом!

В Мангистауской области пока не собираются открывать дежурные классы даже в начальной школе. Родители требуют пересмотреть это решение.

У Виолетты ИВАНЕЦ четверо детей. Старший − одиннадцатиклассник, 2 девочки-погодки в 1-м и 2-м классах, а самому младшему − 2 года.

− Уважаемые власти, научите меня, как работать и в это же время учить 3 детей с одним компьютером? Как вы себе представляете – уйти на работу и сказать первокласснику: “Вот тебе книжка, учись читать и писать?”. Я не прошу у вас пособий, компьютеров, я прошу – дайте возможность определить моих детей в школу, – говорит Виолетта Иванец.

На все претензии ответила главный эпидемиолог Актау Асима ЖАРЫЛГАСОВА. Она отметила, что добро на открытие дежурных классов можно дать только при условии снижения заболеваемости.

− Как только мы даем послабление, у нас растут заболеваемость и смертность. Культура, ментальность нашего населения не позволяют нам дать полное послабление – люди продолжают нарушать карантин. Я не имею ни морального, ни этического права подвергать риску здоровье детей. Сейчас ответственность за это не возьму ни я, ни директора школ.

Если государственным школам деньги на всё необходимое выделяет бюджет, то частные крутятся самостоятельно.

− Мы всё лето сидим и не получаем ни копейки дотаций от государства. У меня 2 арендованных здания – школы и детсада. Это 5 миллионов тенге ежемесячно плюс 75 человек коллектива, которым нужно платить зарплату, потому что растерять их не могу. Я скатилась в долговую яму. При этом почти на миллион тенге закупила дезсредств. И я не могу сейчас даже первый класс запустить! Из чего мне за всё платить? – спрашивает Лариса ГУРЬЕВА, директор школы-гимназии г. Актау.

Власти договорились с родителями и учителями встретиться снова в конце августа и, возможно, дать четкий ответ: когда же, наконец, откроются школы или хотя бы дежурные классы.

На связи!

Интернет в Мангистауской области есть не во всех населенных пунктах. Если в городах проблем со связью нет, то в небольших селах до сих пор работает 2G. В 2 отдаленных селах об Интернете и вовсе не слышали. Но здесь работают малокомплектные школы, по­этому дети будут учиться традиционно. Как отметил на одном из брифингов руководитель областного управления образования Аскар СЕЙДАЛИЕВ, до 1 сентября в сельских населенных пунктах установят дополнительные “тарелки” и вышки.

Кроме того, нуждающимся на время выдадут компьютеры, которые есть на балансе школ. Один компьютер получат семьи, в которых от 1 до 3 детей, 2 компьютера – семьи, в которых от 4 до 6 детей, и 3 компьютера для 7–8 детей и больше.

Сколько стоит школа

Самые крупные траты ожидают родителей, чьи дети идут в нулевой или 1-й класс. Одежда для младших классов обойдется в 30–50 тысяч тенге, включая спортивный костюм и обувь. Канцелярских товаров для учеников начальных классов требуется гораздо больше, учитывая уроки по трудовому воспитанию и рисованию. Поэтому и потратиться придется чуть больше. В среднем на все канцелярские принадлежности выйдет от 10 до 15 тысяч тенге. Самые дорогие рюкзаки – для первоклашек. Специальные, с ортопедической спинкой, стоят от 15 тысяч тенге и выше. Обычные мягкие рюкзаки – от 5 тысяч.

С подготовкой к школе старшеклассников всё гораздо проще, на канцелярские товары родители потратят в среднем 7–10 тысяч тенге. На одежду уйдет около 40 тысяч тенге. В среднем, чтобы собрать одного ребенка в школу в Актау, потребуется 50–70 тысяч тенге.

Когда “крякнулась” система

В Восточном Казахстане тысячи школьников лишены благ Интернета из-за бедности своих семей или отсутствия Сети в отдаленных населенных пунктах.

Для более половины школьников, а это почти 110 тысяч детей, учебный год начнется в онлайн-режиме. В начальном звене по заявлению родителей будут созданы дежурные классы с группами до 15 человек. Всего планируется открыть больше 5 тысяч таких групп.

Самый острый вопрос в условиях дистанционки – оснащение компьютерами с доступом к Интернету. У почти 19 тысяч детей нет ни того ни другого. Как заверили в облуправлении образования, 17 тысячам учеников, в первую очередь из многодетных и малообеспеченных семей, компьютеры передадут школы. Там, где несколько детей школьного возраста, а ноутбук один, ситуацию предложено разруливать администрациям школ в индивидуальном порядке. Согласитесь, звучит малопонятно.

В селах, где есть покрытие, проблему с Сетью отчасти решили за счет роутеров с SIM-картой и тарифом с повышенным трафиком. Остальные дети, по словам руководителей областного образования, будут учиться в штатном режиме.

Вместе с тем, по словам самих учителей, дистанционка обнажила море профессиональных и психологических проблем. Когда в первый же день система e-Learning, цитируя Президента ТОКАЕВА, крякнулась, дети, по сути, остались вне поля зрения учителей. Многие, особенно младшие, оказались не готовы к самодисциплине и самоконтролю. Еще вчера родители им ограничивали пользование компьютером, вводили запреты, а тут вдруг, наоборот, стали требовать не отходить от монитора. Дома для детей куча отвлекающих факторов – сирена скорой за окном, кошка, собака, громкий разговор в соседней комнате… Учителя выкручивались, как могли. Как заметила преподаватель иностранных языков Анна ТРИНЦ, доходило до того, что некоторые педагоги перешли на презентации со слайдами, содержащими готовые ответы, лишь бы у детей было впечатление, что они проработали тему, а у педагога – ощущение выполненного долга.

В целом на вопрос, что лучше – очная школа или виртуальная, молодой педагог однозначно высказалась в пользу традиционного обучения. Школа – это ведь не только знания, которые, по словам Анны, можно спокойно найти в Интернете, было бы желание. Школа учит общаться, жить в обществе, ладить друг с другом, быть членом команды. Если не заложить эти навыки в детстве, взрослого человека ждут проблемы.

 

Парта для непоседы

Около 132 тысяч учеников Атырауской области должны обучаться в новом учебном году. Более 16 тысяч детей не имеют компьютеров, а у 3 тысяч школьников отсутствует доступ к Интернету.

15 246 школьных компьютеров на время отдадут ученикам. Планируется закупить 3 тысячи ноутбуков. Проводится работа по подключению к Интернету для 1 800 семей. На заседании комиссии по делам несовершеннолетних под председательством заместителя акима Атырауской области Бакытгуль ХАМЕНОВОЙ отмечено, что сначала компьютеры должны дать детям из многодетных семей.

Всего в Атырауской области 196 школ, из них в городе Атырау – 61. По данным пресс-службы Атырауского областного акимата, 1 сентября в регионе откроются 1 446 дежурных классов, с 1-го по 4-й класс.

Пока на их посещение поступило немногим более 20 тысяч заявлений. Жительница города Атырау Кристина ЧЕРЕНКОВА, у которой сын Денис в этом году идет в 1-й класс, поспешила написать заявление, чтобы ребенок учился в стенах школы.

– Знаете, мы были даже растеряны, как нашего первоклашку, такого непоседу, можно будет обучить школьной жизни в домашних условиях, – делится Кристина Черенкова. – Я уверена, что детям начальных классов всё же надо учиться обычным путем, сидеть за партой, если есть хоть какая-то возможность. В нашей семье имеется ноутбук, еще дочь будет учиться в 7-м классе в дистанционном порядке. Большую часть школьных принадлежностей и одежды уже закупили, что-то удалось приобрести со скидкой.

За белую простую рубашку на шестилетнего сына Черенковы заплатили 1 700 тенге. Также приобрели брюки (4 000 тенге), джемпер (3 800 тенге) и ранец (со скидкой – 4 000 тенге). Еще купили спортивный костюм (4 500 тенге), кроссовки (4 800 тенге), полуботинки (4 000 тенге). 5 тысяч тенге отдали за канцелярские товары. В итоге – больше 30 тысяч тенге. Сколько сэкономят родители первоклассников в 2020 году из-за карантина

Можно и не торопиться?

Аким Жамбылской области Бердибек САПАРБАЕВ во время поездок по районам с удивлением обнаружил, что новые школы далеко еще не готовы принять учеников. Выяснилось, что подрядчики, почувствовав самоуспокоенность, расслабились – ведь в этом году обучение вроде как будет дистанционным.

– Почему работы ведутся так слабо и нет контроля со стороны акиматов районов? Никто не торопит подрядчиков, хотя нужно было уже давно поднимать шум. Из-за вас некоторым учащимся придется ходить на занятия в другие школы! – негодовал аким.

Он напомнил, что дистанционное обучение будет не для всех школьников. По дистанционной форме начнут обучение 215,4 тысячи учеников в 275 школах области. По традиционной форме с соблюдением всех санитарных требований – 19,3 тысячи учеников в 167 школах. И олимпийское спокойствие строителей тут неуместно.

Креатив от строителей

Между тем встает другой нашумевший вопрос: только половина школьных туалетов перенесена внутрь зданий, так что вопрос безопасности детей еще не решен. А ведь на эти цели бюджет выделял кучу денег. Опять-таки понадеялись на дистанционку.

А в некоторых школах санузлы построили, но весьма оригинальные. Такие, в которые стыдно зайти. Например, в одном из школьных туалетов Жуалынского района установлено несколько унитазов в ряд, к тому же без… перегородок.

– На каждый санузел вы тратите как минимум 2 миллиона тенге. Неужели этого мало для строительства нормального туалета? Речь идет о ваших детях! – возмущался Сапарбаев.

Ранее аким провел пресс-конферен-цию, на которой рассказал о подготовке к новому учебному году. Тогда обошлось без неприятных моментов. Теперь они всплыли…

Режим ожидания

Североказахстанские чиновники накануне учебного активно твердят о том, как строят, ремонтируют и начиняют техникой местные школы. А родители хватаются за голову – где найти деньги на репетиторов, и просят помощи у психологов, чтобы выдержать уроки с детьми.

Дистанционка или дежурный класс?

Этот вопрос – главный для семей Петропавловска, где есть ученики младших классов. Львиная доля родителей выбрала дежурные классы. На дистанционку пошли только 1 800 ребят из всех 11 тысяч учащихся младшего звена.

– В дежурный класс записывали всех, кто пожелал. Ребенок хочет в школу, к друзьям. А я весь день на рынке стою, торгую. Вечером уже просто нет сил и нервов заниматься еще и уроками, – рассказывает Татьяна, мама третьеклассника. У тех, кто за дистанционку, – своя правда.
– Я с радостью отдам дочь в школу, но не вижу там безопасности. Если бы обеззараживающие лампы стояли во всех классах и коридорах, у учителей были бы помощники, которые смотрели за тем, чтобы дети не снимали маски. Санитайзер и термометрия меня не убеждают, – говорит Илья, отец второклассницы, объясняя, почему выбрал дистанционное обучение.

Пандемия ничем не удивила

А вот мамам и папам во многих селах региона ломать голову не приходится. Выбора там нет.

– Нормальный Интернет у нас только в школе и в кабинете фельдшера. Чтобы посмотреть домашнее задание, ловим сигнал, выходим на дорогу, бывает, на крышу дома приходится залезать. Если не получается, учитель ходит по домам и говорит, что делать. Это и до пандемии было, мы все привыкли. Хороший Интернет только обещают, – делится родительница из Тайыншинского района.

А в аулах Уалихановского района не то что Интернет, сотовая связь – диковинка. Жители говорят, что приходится даже российские номера покупать, потому что у соседей по ту сторону госграницы связь лучше.

Учеба в магистратуре дешевле

Родители, похоже, мало верят в качество знаний, которые теперь получат их чада на дистанционке. По крайней мере, в Петропавловске резко возрос спрос на услуги репетиторов. Цены подскочили: 1 час – 2 тысячи тенге.

Заниматься с первоклассником по двум основным предметам (математика и обучение грамоте) в месяц выльется примерно в 40 тысяч тенге, английским и казахским языками – еще 32 тысячи тенге. Итого: 72 тысячи тенге за уроки в рамках школьной программы. К слову, это в разы больше, чем оплата учебы в вузе.

А что в душе творится?

Другая беда, которая терзает петропавловских родителей школьников, – социальные и психологические последствия учебы не в классе, а в Сети. Всё чаще с вопросами по этой теме люди стали обращаться к психологам.

– Первый раз в первый класс без торжественной линейки, дети разучатся общаться, – беспокоятся мамы и папы.

– Уметь дружить, групповые коммуникации важны для учеников младших классов. Поэтому нужен класс. Здесь мама не поможет, ты должен сам постоять за себя – это развивает личность. Первый звонок, линейка – это ритуалы инициации ребенка в школьника. Без них ему сложно понять, что теперь его жизнь стала другой, есть иные рамки, обязанности, и он не понимает, что от него хотят, – считает магистр психологии Дмитрий АГАПОВ.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи