Опубликовано: 17200

"Отказ от русского языка в казахских школах": что пошло не так в реформе образования-2022

"Отказ от русского языка в казахских школах": что пошло не так в реформе образования-2022 Фото - Caravan.kz

В уходящем году отечественная система образования претерпела ряд радикальных перемен. Редакция медиа-портала caravan.kz попросила Министерство просвещения прокомментировать некоторые из них.

Например, почему отказались от обучения первоклашек сразу трем языкам?

Три языка в одну голову не уместились

Как сказано в ответе: «В результате проведенных исследований и анализа установлено, что первокласснику трудно изучать сразу три языка одновременно. Поэтому с текущего учебного года в школах с казахским языком обучения в первом классе ребенок изучает только один язык – казахский. То есть сначала ребенок учится читать и писать на родном языке. Во 2-м классе в программу будет включен русский язык, в 3-м – английский. В школах с русским языком обучения, там в 1-м классе будут изучать русский и государственный языки. Английский – с третьего. Часы английского языка не сокращаются, интенсификация обучения иностранному языку начнется на уровне основной школы с 5-го класса с использованием технологий активного обучения».

У тех, кто это предложил, своих детей нет?

Прокомментировать ответ минпроса мы попросили эксперта ЮНЕСКО, кандидата наук Василия Шахгулари.

- Ученые давно спорят, с какого возраста нужно изучать иностранные языки. В обычных советских школах иностранному языку учили с 4-го класса. В специализированных – со 2-го. Хотел бы напомнить о предложении знаменитого американского ученого Гленна Домана (я сторонник его концепции), основоположника концепции раннего развития детей. Он писал: «Невероятная способность к изучению языков в первые три года жизни является чудом, превышающим всякое понимание, а мы считаем его само собой разумеющимся. Мы понимаем, что это чудо, только тогда, когда оно отсутствует… Языки состоят из фактов, которые называются словами. Этих фактов сотни тысяч. Способность усваивать их обратно пропорциональна возрасту. Чем старше мы становимся, тем труднее нам воспринимать новые факты». И еще: «Учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего. Шестимесячного – легче, чем годовалого». Доман на практике показал, как ребенку легче усвоить другой язык.

Языки нужно изучать, но для этого необходимо изменить подходы и методы. Неужели непонятно, что ребенок сперва учится говорить на языке родителей? А в школе его заставляют учить грамматику. Зачем, спрашивается? В этом-то и беда успешного изучения языка. Многие школьники перестают изучать язык из-за сложности усвоения грамматики. Если мы хотим, чтобы наши дети стали полиглотами, то сначала нужно у них развивать разговорную речь, хотя бы в течение первых трех лет, и только потом давать грамматику.

20 лет спустя. И совсем не по роману Дюма про трех мушкетеров

Внедрение 12-летнего обучения в школе опять перенесли. Почему? Ответ Минпроса короткий, как команда, как выстрел: «Ведется работа по изучению, анализу образовательных программ и опыта других стран по данному вопросу».

Напомню: о переходе на 12-летнее образование в школах объявили в 2002 году. Откладывали раз 5-6. И всегда без объяснения причин. Прошло 20 лет. Столько же лет переписывали учебники, пытаясь подогнать под 12-летку. Сколько еще можно изучать и подгонять?..

Комментарий Василия Шахгулари:

- Мы еще в 2020 году должны были перейти на эту систему. На мой взгляд, нельзя перейти на 12-летку, пока школы не заработают в одну смену. Сегодня у нас 150 пашут в три смены. Почти 68 % – в две смены. Недавно министр просвещения Аймагамбетов сообщил, что дефицит ученических мест составляет 250 тысяч. А в 2025 году он может составить 800 тысяч. Пора признать, что переход на 12-летку не удался... По обновлению содержания стандарта образования – так называемая «обновленка» превратилась в бесконечность. Потому что мы опять  впереди паровоза бежим! До сих пор не создан пул экспертов в этой области, не подготовлены кадры, нет методологии написания учебников и учебных комплексов, нет ответственного органа – научно-исследовательского и методического центра – который занимался бы решением этой задачи. Деньги в эту сферу вливают, а критики в адрес учебников меньше не стало.

Пять минус три – не срок?

В этом году педагогам предписали проходить курсы повышения квалификации не раз в пять, а раз в три года. В ответе Минпроса нашей редакции сказано: «Введение 3-летней модели повышения квалификации педагогов опирается на изучении международного опыта, исследованиях TALIS. В международной практике концепт «повышение квалификации» заменен концепцией непрерывного профессионального развития педагогов. Необходимость увеличения частоты прохождения курсов повышения квалификации обусловлена принципами концепции непрерывного развития педагогов, результатами ведущих образовательных стран, научными теориями в области педагогики, международными мониторинговыми исследованиями.

Справка «Каравана»

В 2022 году краткосрочные курсы прошли 109 425 педагогов. Из них 97 825 педагогов среднего образования. Дошкольного – 11600.

С трудом представляю, как тестирование педагогов может повысить их квалификацию. Их что – после этой пытки на какие-то дополнительные обучающие курсы загонят? Каков эффект от тестирования? Что он дает? Есть процент выбраковки? Или это на самом деле процент брака вузов, выпустивших таких преподавателей? В письме Минпроса нет ответа.

Комментарий Василия Шахгулари:

- Главная цель проекта – улучшить качество преподавания, предотвратить отток перспективных учителей. Особое внимание надо обратить на рост начинающих учителей, удовлетворять потребности конкретной школы в них, прививать педагогу образовательную культуру и т.п. Срочно уйти от количественного показателя повышения квалификации к его качественному росту. Эффективный метод повышения квалификации – создание на базе передовых школ центров повышения. Именно в них нужно на практике показать, как работает та или иная технология обучения, а не проводить занятия по ЗУМу или на базе школ, оторванных от центров. Тематика курсов должна формироваться от потребностей школ и учителей, а не тем, навязанных сверху. Учитель должен непрерывно повышать свой личностный и профессиональный уровень, а не раз в три года (этого мало), как это предлагает Министерство просвещения. У нас нет системы, которая бы мотивировала учителей к росту его профессионализма.

- Василий Вачикович, наш Минпрос тестирует уже всех - от учеников до учителей.

- Видимо, скоро начнут и родителей! Вообще-то в менеджменте этот принцип называется «ручное управление». Диплома педагога недостаточно? Еще надо получить и сертификат – после сдачи определенных тестов. Хочешь заработать надбавку к зарплате – опять надо сдать тест? Эта мода пошла от ЕНТ. На мой взгляд, это мешает учителю стать свободной, творческой личностью.

С надеждой – в куда?

Специальную программу привлечения педагогов в регионы с дефицитом кадров правительство утвердило летом этого года. Самые нуждающиеся – Мангистауская, Атырауская, Алматинская и Туркестанская области. Минпрос ответил, что по этому проекту провели три конкурса. Поступили 1535 заявлений. «После рассмотрения кандидатур комиссией часть из них направлена в регионы. С педагогами, трудоустроенными по программе, заключены трудовые договоры, согласно которым педагог должен проработать в этих регионах не менее 5 лет. Отбор и прием педагогов по спецпрограмме будет продолжен». "Урезают зарплаты, травят, гнобят" - учительница пожаловалась на беспредел в школах

Сколько и в какие области отправились специалисты – нет ответа.

Я помню предыдущий проект – «С дипломом – в село» образца 2009 года. По которой претендентам обещали не кисельные реки и молочные берега, а реальные льготы на покупку жилья, бонусы к зарплатам и прочие круассаны. Если в Минпросе решили сочинить новую программу, значит, в старой что-то не так сработало?

Попытался узнать, сколько добровольцев, рискнувших принять участие в той, старой программе, стали дезертирами. Нигде не нашел информации.

Комментарий Шахгулари:

- Пример из советского прошлого. Была программа «Сельский учитель», по которой привлекали выпускников педвузов в сельские школы. Им выплачивали подъемные, были надбавки. В 1960–1980-х годах педагоги-мужчины, воспользовавшиеся этой программой, получали право на отсрочку от службы в армии и другие привилегии. Сейчас в России в разгаре программа «Земский учитель».

- А у нас утверждены «Правила привлечения лучших педагогов с соответствующим пакетом мер поддержки для регионов, имеющих дефицит учителей».

- Эта спецпрограмма предполагает пакет мер поддержки педагогов, в том числе стимулирующие доплаты в размере 250 % от должностного оклада, возмещение оплаты за аренду жилья и оплаты коммунальных услуг. Контракт заключается на пять лет. Но в этих правилах нет норматива на тот случай, если, например, учитель в одностороннем порядке захочет расторгнуть договор. Тогда государство потеряет деньги, вложенные в этого педагога?

- Эта программа недавно была утверждена, 13 июня.

- Видимо, время покажет, насколько она будет эффективной…

Асхат Канатович, может, пора рискнуть?

Министр образования – из Карагандинской области. Там же и университет закончил. И я там - школу № 92 на бывшей улице Кирова (ныне Ерубаева). Так что мы земляки. Попробуйте объяснить, г-н, Аймагамбетов, выпускникам-абитуриентам смысл реформ образовательных прямо в школьных классах лично. Готовы?

С наступающим вас новым «учебным» годом!

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи