Опубликовано: 16200

Курица «по-жмотски»: что делать, когда кушать хочется, а на базаре дорого

Курица «по-жмотски»: что делать, когда кушать хочется, а на базаре дорого Фото - Наталья ДЕНИСОВА

Что мы, женщины, имеющие детей и внуков, делаем, подработав копеечку? Бежим за продуктами, делать запасы!

Вот и я, просидев семь вечеров за дополнительной корректурой, стала обладательницей целых двадцати тысяч  тенге. И это как раз в момент, когда в большом семейном холодильнике, как говорится, мышь повесилась. Так что я беру у работодателя заветные две десяточки и еду на рынок.

В Кызылорде большой рынок один, называется он «Старый базар», но, по сути, это скопище небольших отдельных рыночных площадей, расположенных неудобно, неуютно и небезопасно. Особенно зимой, когда под ногами застывшие бугры грязи, на улице далеко минусовая температура, ветер свистит, а прилавки на старом базаре расположены так тесно, что об угол любого можно убиться.

Но детей кормить надо. И я топаю в кошемных ботиках на теплый носок между рядами.

Цены выросли, и мои две десятки при таком раскладе – это не сумма на запас продуктов, а совсем немного денег, способных прокормить семью из пяти человек дня три. Может, четыре, если вспомнить, что готовили в девяностые. Тогда продуктов у нас почти не было, но на стол мы, женщины, умудрялись подавать ежедневно завтраки, обеды и ужины.

И я рву мозг на части, чтобы более-менее рационально сделать покупки.

Беру для начала литр домашнего молока в дачном ряду – это 500 тенге, прикупаю там же два десятка яиц по 60 тенге, итого - 1700.

Неожиданно почти под ногами вижу лоток с курятиной, бедрышки бройлеров по 1400 тенге, это просто находка, так как мясо, говядина, в мясном павильоне, куда я уже заглянула по пути (он на входе на рынок) - 2500-2600 тенге. Конина и того дороже, но мы на неё не претендуем.  

Прикупаю два килограмма курятины, отправляюсь за овощами. Лук - 160-200 тенге, картофель - 200 тенге и выше за килограмм, свекла и капуста - от 230 и дальше, в сторону увеличения, в зависимости от свежести и сорта. Всего этого я прикупаю по два килограмма. Считаю, сколько денег осталось. Четырнадцать тысяч.

Замахнулась на фрукты. Нашла мандарины по 650 тенге и яблоки по 550 тенге за кг.

- Мандарины с косточками, - предупредила торговка.

- Съедим, - вздохнула я. – Те, что без косточек - по 1200 тенге, разница огромная.

Плачу за фрукты 2400 тенге, заворачиваю их в два пакета, чтобы не замерзли, и качу свою старушечью тележку, с которой прибыла на рынок, дальше меж рядами.

Нужны хлеб, конфеты, сливочное масло, маргарин, сахар, мука, макароны. А осталось на руках чуть больше десяти тысяч тенге.

Масло я прикупила у «деревенских», в большом молочном ряду, где продают свою продукцию крестьянские хозяйства. За полкило отвалила 2800 тенге, маргарина большая полукилограммовая пачка обошлась в 600 тенге, это, кстати, порадовало. Муки два килограмма взяла за 720 тенге, сахара килограмм - по 480, макарон прикупила три пачки разных по 260 тенге каждая, взяла еще двухлитровую пачку заводского молока (состав стабилизированный) за 850 тенге. На каши и для блинного теста. Прикупила дрожжей, разрыхлителя, манной крупы (дома есть малышня). Раскошелилась на полкило заводского фарша из индейки – 950 тенге.

Остановилась перед конфетами. Напялила очки, чтобы рассмотреть их поближе. Вспомнила, что дома нет заварки, взяла стограммовую пачку чая – 400 тенге.

Конфеты кусались. Те, что любят мои дети, мармеладные и белые батончики, еще пару месяцев назад стоили 1600 тенге. Смотрю - сейчас они в две тысячи ценой. Все равно покупаю, ну, нельзя по вечерам не пить чая со сластями. Это не по-семейному.

Осталось денег на хлеб и на проезд домой. И, удивительно, в хлебных рядах один и тот же хлеб разной цены. А всего навалом! И стандартные булки, и узбекские лепешки, и роскошные большие лепехи тапа-нана, и булочки. От узбекских лепешек отмахнулась, 120 тенге самая дешевая, а есть там нечего, нам на ужин две таких надо. Булочки испеку сама. Купила три булки обычного хлеба первого сорта. В четырех местах он был по 80-90-100 тенге. Вот такая разница. Я взяла тот, что подороже, на вид буханки были тяжеловатые, плотные. Мне как раз такой не слишком ноздреватый хлеб был нужен на гренки и на сухарики.

С чувством исполненной миссии еду через полгорода домой.

Дома, затащив тележку на пятый этаж, разгружаю добычу, вздыхаю над ней, негусто, конечно. И сажусь, как в девяностые, с бумажкой и ручкой корпеть над меню на несколько дней вперед. Ибо, куда деваться, нужно изобрести из того, что получилось купить, вкусную еду для моих детей. Порылась в памяти, в блокнотах двадцатилетней давности. Восхитилась своей ушлости, у меня, оказывается, есть под сотню рецептов бюджетных блюд. И приготовила обед.

Вам интересно, что это было?

Хит девяностых: курица «по-жмотски».

Берёте старый, толстостенный, абсолютно сухой холодный казан. Режете курятину средними кусочками (я взяла на 5 человек примерно полкило мяса, порезала каждое бедрышко на 4 куска). Выкладываете курицу на дно казана.

Режете большую луковицу мелко, выкладываете лук на курицу. Солите немного, перчите.

Режете капусты граммов триста-четыреста шашечками, выкладываете следующим слоем. Туда же – натертую на терке крупную морковь. "Ужас для казаха": плов и бешбарбак из рыбы. Это вкусно!

Чистите килограмм картошки, можно даже полтора, кожура-то тоже что-то весит, моете, режете очищенный картофель кубиками ребром примерно в сантиметр, можно небольшими дольками, крупной соломкой. Выкладываете в казан, солите, посыпаете немного сухим укропом или петрушкой (только не лавровый лист – курица его не любит). И теперь главное. Граммов 120-130 холодного маргарина (у кого есть возможность питаться псмачнее, можете добавить ложку сливочного масла) режете на куски, кладете этот жир поверх картофеля, закрываете казан крышкой.

На крышку груз, мокрое полотенце, и ставим курицу «по-жмотски» примерно на час на маленький огонь на плиту. Весь этот час казан не открывать! Блюдо варится на пару и за счет собственных соков ингредиентов.

Через час всё же приоткрываете и по готовности картофеля смотрите: рассыпчатый, полностью сварился, значит - готово. Нет – парите еще.

Как готово, гасите огонь, снимаете крышку, накрываете казан большим блюдом, переворачиваете. Всё содержимое казана аккуратно на блюде у вас лежит горкой. Подаете семье.

Мои, кстати, за ужином это рагу уплели без остатка. А сын, вспомнив свое детство в девяностые, спросил, помню ли я, как «ханские макароны» (это когда их тушат с овощами на постном масле в казанке) готовить, тоже привет из девяностых. Конечно, помню! 

 

Вечером сижу в Сети, рассказываю землякам про свой поход на рынок, они мне тоже пишут про цены на продукты в своих районах города, делятся эмоциями, некоторые просто смайликами. Материться-то теперь дорого.

«Подорожало все абсолютно, на оптовках немного дешевле, чем в магазинах во дворах, но ненамного».

«На Байтурсынова в «Спутнике» хлеб по 120 тенге!».

«Возле базара «Султан», где проход, на улице голень курицы стоит 1200 тенге за кг. А прямо внутри этого же здания, возле лестничной площадки, та же голень стоит 2300. Между ними разница - 50 метров. Вот и цены».

«Рядом с домом магазины на весах обманут и на ценах, так как нет ни чека, ни ценников постоянных.».

«Знакомая и продавец в мясном ларьке сказала, что у них завтра мясо подорожает на 100 тенге».

 

Кызылорда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи