Закон для зомби? - Караван
  • $ 484.37
  • 531.06
+8 °C
Алматы
2024 Год
7 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Закон для зомби?

Закон для зомби?

Проект закона “О статусе педагога” разодрал педагогическое сообщество Казахстана надвое: одни учителя верят, что этот документ вернет им авторитет и уважение в обществе. Другие – что “эти буквы мало что изменят”.

  • 25 Января 2019
  • 4066
Фото - Caravan.kz

Эксперт ЮНЕСКО и директор образовательного центра “TMpressio” Василий ШАХГУЛАРИ в интервью “КАРАВАНУ” больше задавал вопросы, чем отвечал на них.

– Я до сих пор не знаю состав авторской группы проекта. Есть ли там практикующие педагоги, ученые, которые знают все проблемы изнутри и понимают, как их решить? Там есть родители, которые отдают своих детей в школы? Они тоже заинтересованы в этом законе. Где открытое обсуждение? Престиж профессии падает с каждым годом. Старые кадры уходят. А новые не рвутся “выйти к доске”.

Если учитель голодный – “голодными” будут и ученики

– Василий Вачикович, главный тезис законопроекта – повышение зарплаты учителя…

– Потому что она в разы ниже, чем средняя по стране. И ее размеры давно пора пересмотреть, а не ежегодно повышать на полкопейки. Нет конкурентной зарплаты – нет конкурентной среды. Если учитель приходит на работу голодным, то и дети, образно говоря, будут уходить голодными из школы.

Если у педагога нет стимула вкладываться – что он может дать своим ученикам? Мы же видим, как у нас падает уровень образования.

А началось все это с постыдной фразы наших законодателей: “Предоставление образовательных услуг”. Мы не официанты, не сантехники, не парикмахеры! Мы учим детей служить обществу и стране! А чиновники пишут проекты – не знаю для кого. Для зомби? Вы знаете, в каких странах, где зарплата школьного учителя такая же, как в Казахстане, произошел прорыв в экономике? "Любой подарок — это взятка" — как поздравить учителя с профессиональным праздником и не обидеть его

– Ну-у-у…

– Вот и я не знаю. А вот в Южной Корее, например, педагог входит в тройку самых престижных и высокооплачиваемых профессий.

Справка “КАРАВАНА”

В Южной Корее разработали стратегию развития образования страны до 2035 года. Писали ее около сотни ученых и педагогов – без привлечения госчиновников. Правительство выделило на ее реализацию 25 миллионов долларов.

– А на первом месте?..

– Ученый! Поэтому у меня вопрос: в чем цель этого закона? Только поднять зарплату и этим повысить статус педагога? Высокий статус профессионала – это когда общество видит в нем будущее страны. Когда учитель ищет и находит какие-то новые варианты и пути, чтобы дать детям знания. Подтолкнуть их к открытию даже уже совершенных открытий. Стать созидателем.

– Изобрести велосипед, который за 100 лет до тебя придумали?

– Именно! Я за то, чтобы наши школьники изобретали свои личные велосипеды исходя из своих знаний и опыта. У каждого ребенка должен быть свой “личный велосипед”. Это очень важно для творческого развития личности. Нет его – нет личности. А наших педагогов в последние годы грузили не свойственными для них функциями – выборы, перепись населения, какие-то субботники, праздники с участием учащихся. Какие тут знания?

– В проекте закона указано, что больше на эти левые тусовки их не будут привлекать…

– А кого, интересно, привлекать будут, вы знаете? Директор школы – зависимый человек. Ох, чую, что опять выборы будут проходить в школах. Директору скинули разнарядку – открывай двери.

Фото Тахира САСЫКОВА

– А кто закроет эти двери, уборщица?

– А какой сегодня статус у педагога? Мы в ноги должны кланяться тем, кто не бросил свою работу ради более высоких окладов. Особенно в сельской местности. Их привлекали туда разными бонусами в рамках госпрограмм, а сейчас “греют” только субсидиями на уголь и дрова. Мы в каком веке живем – ау?!

Не смешите мою указку!

– Каждый год в стране проходят августовские встречи учителей – масштабные конференции с кучами докладов, заседаниями по секциям. Какие практические результаты они дают?

– Спасибо за неприятный вопрос. Все эти тусовки родом из СССР, хотя мы уже при капитализме живем. А формат остался прежним. Я у коллег интересовался: зачем нужны эти совещания в конце августа, а не в июне – июле, когда разумные предложения можно превратить в конкретные решения? Ведь именно в начале лета верстают учебные программы на год. Я не понимаю, кстати, почему этот законопроект не обсудили на съезде учителей?

– Так последний прошел в 2012 году – еще до создания проекта… Эксперименты министерства образования не дают скучать нервам и мозгам школьников и их родителей

– А съезд профессионалов – главный барометр. Мы вместе могли бы обсудить все нюансы, детали, внести свои предложения. У меня есть подозрение, что нас просто не хотели выслушать.

Министерство образования и науки сильно оторвалось от практики. Национальная академия образования имени Алтынсарина – главный методический орган отрасли – дистанцируется от решения злободневных проблем.

Боюсь, когда законопроект попадет в парламент, в нем не будет предложений от практиков и ученых. В нем уже сейчас нет нормальных инструментов для действующих преподавателей. Государство создало условия для учителей?

Если кабинеты холодные, если не хватает парт, если ученики списывают друг у друга, если туалеты в сельских школах проваливаются, если школы работают в две-три смены – нормально?

Великий педагог Константин Ушинский говорил: “Учительство – это искусство”. Сейчас это ремесло. Поэтому в него идут те, кому не повезло в других профессиях. Настоящий педагог – штучный товар.

– В документе прописаны такие статусы, как педагог-учитель, педагог-модератор, педагог-эксперт… Далее по списку – исследователь, мастер, совместитель, репетитор, воспитатель, новатор, экспериментатор, даже тьютор! Можете пояснить, зачем все эти статусы, если они на зарплате не сказываются?

– В проекте об этом ни слова, ни цифры. Я не понимаю, как директор школы, колледжа или вуза будет присваивать им эти красивые титулы? По каким критериям? Какого уровня будут эксперты, наделенные привилегией награждать этими титулами? И можно ли лишать людей этих званий, если они не оправдали возложенных на них надежд?

– В вузах Казахстана по примеру некоторых стран недавно стали вводить понятие “педагог-исследователь”…

– Там, на Западе, такие ученые 80 процентов своего времени посвящают различным исследованиям и только 20 – преподаванию. При этом их там не хватает, а у нас в массовом порядке появятся? Откуда? Кстати, многие научные исследования у нас годами пылятся на полках.

– Появится стимул, появятся и…

– От них каждый квартал и каждые полгода требуют определенных результатов! Нет их – теряешь в заработке. Научные школы, которые давали результат в советское время, умерли. Какой исследовательской деятельностью может заниматься школьный учитель? Вчерашние бакалавры – не исследователи!

Фото Тахира САСЫКОВА

– А магистранты?

– Их готовят к исследованиям. Но они сами к ним не готовы. Не смешите меня! Всех обучают по одной программе. Поэтому все учителя в той или иной степени универсалы – и модераторы, и воспитатели, и совместители, и наставники. А новаторы… У нас много сильных преподавателей. Один профессор Жауынбай Караев чего стоит! Его технологией трехмерной методической системы обучения заинтересовались зарубежные коллеги. Вот он – новатор. Но их не может быть много. У нас хотят армию из них собрать? Новатор – это тот, кто роет колодец знаний. Те, кто пьет из него, должны эти знания распространять. И оценку этой “воде” дадут следующие поколения.

Из воспоминаний В. В. Шахгулари

В Актау один учитель математики, классный руководитель, написала учебник для 7–8-го классов. После этого у нее случился конфликт с начальством. Ушла в другую школу. И за ней весь ее класс. Весь! Это показатель профессионализма педагога – родители не пожелали другого учителя. И школьники тоже.

– О репетиторах… Я не знаю, сколько учителей занимаются у нас такой подработкой, – это в тени: скрывают часы, скрывают количество обучаемых. Чтобы налоги не платить. А хотите пример? В Израиле учитель не только не может повысить голос на ученика. Он даже не имеет права требовать от него выполнения домашнего задания. И поэтому не утруждает себя качественной подачей знаний.

– Не понял. Образование в Израиле, по-моему, дает отличные результаты…

– Потому что (Шахгулари многозначительно улыбается) потом учитель компенсирует официальные уроки частным репетиторством!..

Кто согласен на медаль?

– В законопроекте есть две любопытные статьи – о карьерном росте и о званиях…

– Я не знаю: смеяться над ними или ругать их? Что такое карьерный рост учителя? Стать завучем, директором школы? Это же административные, а не творческие должности. В Казахстане почти 8 000 образовательных учреждений и больше полутора миллионов преподавателей. Хорошо, назовем их педагогами. И что – все стремятся переквалифицироваться в управделами? В политике, в бизнесе можно сделать карьеру – стать президентом, возглавить список “Forbes”. Вот вы хотите стать редактором?

– Ни разу не хотел.

– Когда меня в 29 лет назначили директором школы и мне нужно было на прежнем месте работы назначить завуча – из пяти человек только один согласился. И то не сразу. Не потому, что боялся ответственности. Потому что это совсем другая сфера деятельности, далекая от преподавания. Поэтому я не понимаю, зачем в проекте обещают карьерный рост и какие-то статусы: “За успехи, достигнутые в профессиональной деятельности, педагогу могут быть присвоены звания “Народный учитель”, “Заслуженный деятель науки и образования”, “Ветеран труда”… "В городе нужно было «отчехлить» за место работы": учитель истории о том, почему уехал преподавать в казахский аул

– Что тут смущает?

– В культуре сначала дают “заслуженного”, а потом “народного”. Почему здесь сразу “народным” награждают? Не понимаю смысла в звании “Заслуженный деятель науки и образования”. Это же разные сферы деятельности! В министерстве образования это тоже не понимают?

– Открываю секрет. У “народного учителя” зарплата на 100 процентов больше станет. У “заслуженного” и так далее – только на 50. Если совместить эти два “значка” – бонус по зарплате будет в 125 процентов.

(Пауза.) Наверное, что-то я пропустил (ехидно улыбается)? Стимулы, не спорю, должны быть. Но пока наш бизнес не начнет монетизировать образование и науку – мы ничего не добьемся.

Я вообще считаю, что образование должно стать национальной идеей Казахстана в ближайшие годы.

Только тогда мы сможем реализовать все наши прорывные проекты. Только повышением жалованья учителям ничего не решим. В психологии есть теория забывания. Со временем какие-то знания в памяти утрачиваются. Но если человек многовекторно образован – он их не теряет. Это комплекс знаний, алгоритмы, которые сегодняшняя система, наверное, потеряла в ходе реформ по чужим образцам. Советская система была одной из лучших в мире. Школьная – точно лучшая.

– Чем докажете, Василий Вачикович?

– Нобелевские лауреаты! Многие, в том числе нынешние британские и американские ученые, – они родом оттуда. Из СССР.

Где деньги, МОН?

– В проекте сказано, что зарплату учителям повысят. А за счет чего? В том числе за звания-титулы. Ну и к слову. Политолог Бахыт Султанов в прошлом году сказал: “Как может учитель стать образцом для детей, если он получает нищенскую зарплату – в 10 раз меньше, чем министр образования?”…

– В СССР соотношение было один к четырем. Американцы, замечу, тоже этого соотношения придерживаются. А где нам деньги взять?.. Во многих развитых государствах на образование выделяют 10 процентов от ВВП. В Казахстане – около 3 процентов. А теперь – внимание! – каждый год разные министерства, ведомства и акиматы докладывают о недоосвоении бюджетных средств, выделенных на те или иные цели в рамках госпрограмм.

Недоосвоили – отдайте на образование и науку! Вот вам и повышенная зарплата педагогам.

– Там тоже хватает коррупции.

– Этим пусть занимаются специальные органы. Их этому учили. Хотя некоторые педагоги – тьфу! Почти китайские подделки.

– Какой позитив вы видите в законопроекте?

– Социальный пакет – это здорово. Но каким толстым он окажется, вы знаете? Вот и я не знаю. Но очень надеюсь, что в итоге закон станет локомотивом всей системы нашего образования.

Алматы