Эксперт ЮНЕСКО и директор образовательного центра “TMpressio” Василий ШАХГУЛАРИ в интервью “КАРАВАНУ” больше задавал вопросы, чем отвечал на них.
– Я до сих пор не знаю состав авторской группы проекта. Есть ли там практикующие педагоги, ученые, которые знают все проблемы изнутри и понимают, как их решить? Там есть родители, которые отдают своих детей в школы? Они тоже заинтересованы в этом законе. Где открытое обсуждение? Престиж профессии падает с каждым годом. Старые кадры уходят. А новые не рвутся “выйти к доске”.
Если учитель голодный – “голодными” будут и ученики
– Василий Вачикович, главный тезис законопроекта – повышение зарплаты учителя…
– Потому что она в разы ниже, чем средняя по стране. И ее размеры давно пора пересмотреть, а не ежегодно повышать на полкопейки. Нет конкурентной зарплаты – нет конкурентной среды. Если учитель приходит на работу голодным, то и дети, образно говоря, будут уходить голодными из школы.
Если у педагога нет стимула вкладываться – что он может дать своим ученикам? Мы же видим, как у нас падает уровень образования.
А началось все это с постыдной фразы наших законодателей: “Предоставление образовательных услуг”. Мы не официанты, не сантехники, не парикмахеры! Мы учим детей служить обществу и стране! А чиновники пишут проекты – не знаю для кого. Для зомби? Вы знаете, в каких странах, где зарплата школьного учителя такая же, как в Казахстане, произошел прорыв в экономике? "Любой подарок — это взятка" — как поздравить учителя с профессиональным праздником и не обидеть его
– Ну-у-у…
– Вот и я не знаю. А вот в Южной Корее, например, педагог входит в тройку самых престижных и высокооплачиваемых профессий.
Справка “КАРАВАНА”
В Южной Корее разработали стратегию развития образования страны до 2035 года. Писали ее около сотни ученых и педагогов – без привлечения госчиновников. Правительство выделило на ее реализацию 25 миллионов долларов.
– А на первом месте?..
– Ученый! Поэтому у меня вопрос: в чем цель этого закона? Только поднять зарплату и этим повысить статус педагога? Высокий статус профессионала – это когда общество видит в нем будущее страны. Когда учитель ищет и находит какие-то новые варианты и пути, чтобы дать детям знания. Подтолкнуть их к открытию даже уже совершенных открытий. Стать созидателем.
– Изобрести велосипед, который за 100 лет до тебя придумали?
– Именно! Я за то, чтобы наши школьники изобретали свои личные велосипеды исходя из своих знаний и опыта. У каждого ребенка должен быть свой “личный велосипед”. Это очень важно для творческого развития личности. Нет его – нет личности. А наших педагогов в последние годы грузили не свойственными для них функциями – выборы, перепись населения, какие-то субботники, праздники с участием учащихся. Какие тут знания?
– В проекте закона указано, что больше на эти левые тусовки их не будут привлекать…
– А кого, интересно, привлекать будут, вы знаете? Директор школы – зависимый человек. Ох, чую, что опять выборы будут проходить в школах. Директору скинули разнарядку – открывай двери.
– А кто закроет эти двери, уборщица?
– А какой сегодня статус у педагога? Мы в ноги должны кланяться тем, кто не бросил свою работу ради более высоких окладов. Особенно в сельской местности. Их привлекали туда разными бонусами в рамках госпрограмм, а сейчас “греют” только субсидиями на уголь и дрова. Мы в каком веке живем – ау?!
Не смешите мою указку!
– Каждый год в стране проходят августовские встречи учителей – масштабные конференции с кучами докладов, заседаниями по секциям. Какие практические результаты они дают?
– Спасибо за неприятный вопрос. Все эти тусовки родом из СССР, хотя мы уже при капитализме живем. А формат остался прежним. Я у коллег интересовался: зачем нужны эти совещания в конце августа, а не в июне – июле, когда разумные предложения можно превратить в конкретные решения? Ведь именно в начале лета верстают учебные программы на год. Я не понимаю, кстати, почему этот законопроект не обсудили на съезде учителей?
– Так последний прошел в 2012 году – еще до создания проекта… Эксперименты министерства образования не дают скучать нервам и мозгам школьников и их родителей
– А съезд профессионалов – главный барометр. Мы вместе могли бы обсудить все нюансы, детали, внести свои предложения. У меня есть подозрение, что нас просто не хотели выслушать.
Министерство образования и науки сильно оторвалось от практики. Национальная академия образования имени Алтынсарина – главный методический орган отрасли – дистанцируется от решения злободневных проблем.
Боюсь, когда законопроект попадет в парламент, в нем не будет предложений от практиков и ученых. В нем уже сейчас нет нормальных инструментов для действующих преподавателей. Государство создало условия для учителей?
Если кабинеты холодные, если не хватает парт, если ученики списывают друг у друга, если туалеты в сельских школах проваливаются, если школы работают в две-три смены – нормально?
Великий педагог Константин Ушинский говорил: “Учительство – это искусство”. Сейчас это ремесло. Поэтому в него идут те, кому не повезло в других профессиях. Настоящий педагог – штучный товар.
– В документе прописаны такие статусы, как педагог-учитель, педагог-модератор, педагог-эксперт… Далее по списку – исследователь, мастер, совместитель, репетитор, воспитатель, новатор, экспериментатор, даже тьютор! Можете пояснить, зачем все эти статусы, если они на зарплате не сказываются?
– В проекте об этом ни слова, ни цифры. Я не понимаю, как директор школы, колледжа или вуза будет присваивать им эти красивые титулы? По каким критериям? Какого уровня будут эксперты, наделенные привилегией награждать этими титулами? И можно ли лишать людей этих званий, если они не оправдали возложенных на них надежд?
– В вузах Казахстана по примеру некоторых стран недавно стали вводить понятие “педагог-исследователь”…
– Там, на Западе, такие ученые 80 процентов своего времени посвящают различным исследованиям и только 20 – преподаванию. При этом их там не хватает, а у нас в массовом порядке появятся? Откуда? Кстати, многие научные исследования у нас годами пылятся на полках.
– Появится стимул, появятся и…
– От них каждый квартал и каждые полгода требуют определенных результатов! Нет их – теряешь в заработке. Научные школы, которые давали результат в советское время, умерли. Какой исследовательской деятельностью может заниматься школьный учитель? Вчерашние бакалавры – не исследователи!
– А магистранты?
– Их готовят к исследованиям. Но они сами к ним не готовы. Не смешите меня! Всех обучают по одной программе. Поэтому все учителя в той или иной степени универсалы – и модераторы, и воспитатели, и совместители, и наставники. А новаторы… У нас много сильных преподавателей. Один профессор Жауынбай Караев чего стоит! Его технологией трехмерной методической системы обучения заинтересовались зарубежные коллеги. Вот он – новатор. Но их не может быть много. У нас хотят армию из них собрать? Новатор – это тот, кто роет колодец знаний. Те, кто пьет из него, должны эти знания распространять. И оценку этой “воде” дадут следующие поколения.
Из воспоминаний В. В. Шахгулари
В Актау один учитель математики, классный руководитель, написала учебник для 7–8-го классов. После этого у нее случился конфликт с начальством. Ушла в другую школу. И за ней весь ее класс. Весь! Это показатель профессионализма педагога – родители не пожелали другого учителя. И школьники тоже.
– О репетиторах… Я не знаю, сколько учителей занимаются у нас такой подработкой, – это в тени: скрывают часы, скрывают количество обучаемых. Чтобы налоги не платить. А хотите пример? В Израиле учитель не только не может повысить голос на ученика. Он даже не имеет права требовать от него выполнения домашнего задания. И поэтому не утруждает себя качественной подачей знаний.
– Не понял. Образование в Израиле, по-моему, дает отличные результаты…
– Потому что (Шахгулари многозначительно улыбается) потом учитель компенсирует официальные уроки частным репетиторством!..
Кто согласен на медаль?
– В законопроекте есть две любопытные статьи – о карьерном росте и о званиях…
– Я не знаю: смеяться над ними или ругать их? Что такое карьерный рост учителя? Стать завучем, директором школы? Это же административные, а не творческие должности. В Казахстане почти 8 000 образовательных учреждений и больше полутора миллионов преподавателей. Хорошо, назовем их педагогами. И что – все стремятся переквалифицироваться в управделами? В политике, в бизнесе можно сделать карьеру – стать президентом, возглавить список “Forbes”. Вот вы хотите стать редактором?
– Ни разу не хотел.
– Когда меня в 29 лет назначили директором школы и мне нужно было на прежнем месте работы назначить завуча – из пяти человек только один согласился. И то не сразу. Не потому, что боялся ответственности. Потому что это совсем другая сфера деятельности, далекая от преподавания. Поэтому я не понимаю, зачем в проекте обещают карьерный рост и какие-то статусы: “За успехи, достигнутые в профессиональной деятельности, педагогу могут быть присвоены звания “Народный учитель”, “Заслуженный деятель науки и образования”, “Ветеран труда”… "В городе нужно было «отчехлить» за место работы": учитель истории о том, почему уехал преподавать в казахский аул
– Что тут смущает?
– В культуре сначала дают “заслуженного”, а потом “народного”. Почему здесь сразу “народным” награждают? Не понимаю смысла в звании “Заслуженный деятель науки и образования”. Это же разные сферы деятельности! В министерстве образования это тоже не понимают?
– Открываю секрет. У “народного учителя” зарплата на 100 процентов больше станет. У “заслуженного” и так далее – только на 50. Если совместить эти два “значка” – бонус по зарплате будет в 125 процентов.
– (Пауза.) Наверное, что-то я пропустил (ехидно улыбается)? Стимулы, не спорю, должны быть. Но пока наш бизнес не начнет монетизировать образование и науку – мы ничего не добьемся.
Я вообще считаю, что образование должно стать национальной идеей Казахстана в ближайшие годы.
Только тогда мы сможем реализовать все наши прорывные проекты. Только повышением жалованья учителям ничего не решим. В психологии есть теория забывания. Со временем какие-то знания в памяти утрачиваются. Но если человек многовекторно образован – он их не теряет. Это комплекс знаний, алгоритмы, которые сегодняшняя система, наверное, потеряла в ходе реформ по чужим образцам. Советская система была одной из лучших в мире. Школьная – точно лучшая.
– Чем докажете, Василий Вачикович?
– Нобелевские лауреаты! Многие, в том числе нынешние британские и американские ученые, – они родом оттуда. Из СССР.
Где деньги, МОН?
– В проекте сказано, что зарплату учителям повысят. А за счет чего? В том числе за звания-титулы. Ну и к слову. Политолог Бахыт Султанов в прошлом году сказал: “Как может учитель стать образцом для детей, если он получает нищенскую зарплату – в 10 раз меньше, чем министр образования?”…
– В СССР соотношение было один к четырем. Американцы, замечу, тоже этого соотношения придерживаются. А где нам деньги взять?.. Во многих развитых государствах на образование выделяют 10 процентов от ВВП. В Казахстане – около 3 процентов. А теперь – внимание! – каждый год разные министерства, ведомства и акиматы докладывают о недоосвоении бюджетных средств, выделенных на те или иные цели в рамках госпрограмм.
Недоосвоили – отдайте на образование и науку! Вот вам и повышенная зарплата педагогам.
– Там тоже хватает коррупции.
– Этим пусть занимаются специальные органы. Их этому учили. Хотя некоторые педагоги – тьфу! Почти китайские подделки.
– Какой позитив вы видите в законопроекте?
– Социальный пакет – это здорово. Но каким толстым он окажется, вы знаете? Вот и я не знаю. Но очень надеюсь, что в итоге закон станет локомотивом всей системы нашего образования.
Алматы
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу