Опубликовано: 1200

Водка стала дороже. Сергей Туник об итогах недели

Водка стала дороже. Сергей Туник об итогах недели

Заключительный “посошок” ушедшего в отставку правительства оказался громким и звонким. Самым последним постановлением, подписанным премьером Сагинтаевым, в стране подняли цену на водку и крепкие напитки. Вряд ли Бакытжан Абдирович подозревал, что свой уход с поста главы кабинета он отметит именно так.

“Долгоиграющая” критика Президентом действий правительства звучала последние полтора года всё громче и жестче. А ближе к осени погода для него на Левом берегу ухудшилась до крайности.

Больше всего на орехи доставалось министру труда и социальной защиты Мадине Абылкасымовой. Напомню, за что.

Прежде всего – за непонятки с самозанятыми, которые где-то как-то зарабатывают и не платят налоги, но которых никто не пересчитал. За то, что безработных меньше не становится, хотя на различные программы занятости и обучение лишенных радости труда из бюджета выделили почти 235 миллиардов тенге. За то, что выпускники вузов годами не могут найти работу. За то, что министр не знает, какие специальности и профессии через 5–10 лет умрут, какие станут востребованными… Мадина Ерасыловна защищалась как могла: 700 тысяч из 2,7 миллиона неучтенных работяг зарегистрировали, прожиточный минимум стал толще, заработала электронная биржа труда. А новые рабочие места – это не совсем ее епархия.

С последним отчасти можно согласиться. Конечно, это вопросы к министру национальной экономики Тимуру Сулейменову (тоже бывшему), образования Ерлану Сагадиеву (и он – туда же). В какой-то мере и к министру финансов Алихану Смаилову (хотя он стал им совсем недавно и отвечать за предшественника по полной программе не может). Главное, что все они отвечали за финансовые потоки, которые текли девятым валом куда попало и впадали не туда, куда надо… Как живет самый обсуждаемый министр Казахстана – Мадина Абылкасымова

Еще глава государства не раз пенял правительству, что надо разобраться с монополистами в сфере ЖКХ. За два года – 3 раза.

После его очередного втыка властелинов тепла, воды, газа, говнопроводов и прочих благ цивилизации заставили-таки снизить свои людоедские тарифы. Попутно выяснили, что за годы программы “Тариф в обмен на инвестиции” эти граждане изрядно обогатились, но коммунальные сети от этого лучше не стали. Правительство смотрело на эти фокусы сквозь пальцы. А народ начинал злиться и закипать…

За пару дней до нового года министр нацэкономики Тимур Сулейменов радостно докладывал: обеспечен рост на уровне 4,1 процента, снижен дефицит бюджета, запущен механизм государственно-частного партнерства, под контролем тарифы, Казахстан вошел в 30-ку в рейтинге “Doing business”… Ура? Тимур Муратович забыл добавить, что в глобальном рейтинге коррупции мы упали на 124-е место?

Что Президент несколько лет подряд постоянно напоминал ему, что работать надо именно в этих направлениях. И еще что почти все успехи правительства – это исключительно за счет нефти-матушки и газа-батюшки?

За всеми этими цифрами, графиками, рейтингами и презентациями подчиненные Сагинтаева, похоже, не видели рядовых граждан с их ежедневными проблемами. Прежде всего, отсутствие роста реальных доходов населения. А то, что качество и уровень жизни казахстанцев упали, – это они сами их нечаянно уронили или это результат скверно написанных и еще хуже реализованных госпрограмм?

К слову, когда Нурсултан Абишевич комментировал свое решение отправить правительство в отставку, то прямо сказал, что, несмотря на принятие множества законов и постановлений правительства, позитивных изменений – мало. Что правительству и Нацбанку не удалось придумать реальные и действующие механизмы для роста экономики, поддержки малого и среднего бизнеса. А именно МСБ глава государства видел драйвером роста страны. Что основным критерием работы министров и акимов должно стать улучшение жизни граждан – об этом чиновники забыли?  Вспомнить всё: на какие проекты Казахстан тратил миллиарды и что из этого вышло

Доля расходов населения на еду росла быстрее, чем размеры премий бастыков разных уровней. Что их пресс-службы превратились в некие рубежи обороны от людей, обиженных госорганами…

Решение об отставке кабинета Сагинтаева Президент Назарбаев озвучил 21 февраля. Но два “звонка” прозвучали еще 30 января на расширенном заседании правительства. Первый: “Министр финансов (Алихан Смаилов) не должен сидеть в конце стола… Сдвиньтесь, начиная с Кожамжарова (Кайрат Пернешович, генеральный прокурор) все на одно место… Может, поэтому у нас финансы так хромают?”.

Второй “звонок”: “Вы трусы, а не правительство и министры… Руки и колени дрожат, чтобы принять решение”. Эта эмоция была адресована финансовому блоку, но почти все присутствующие, полагаю, поняли, что климат на Левом берегу для них теплее завтра не станет. Даже после того, как Нурсултан Абишевич сказал, что уходить пока не надо. Так, просто предупреждение. Но это “пока” уложилось всего в три нервные недели.

Не знаю, кто из тех членов правительства тогда понимал, что уцелеет.

Возможно, министр здравоохранения Елжан Биртанов (именно его 30 января Елбасы тогда публично похвалил). Ответственный за культурные и спортивные достижения Арыстанбек Мухамедиулы тоже сохранил за собой свою должность. Главный энергетик страны Канат Бозумбаев – хотя, подозреваю, из-за разборок с монополистами – тоже, видимо, боялся, что его отключат от рубильника. Но Президент дал ему новый шанс. Глава форин-офиса Бейбут Атамкулов – вне подозрений: он не так давно возглавил МИД. Новый шериф страны Ерлан Тургумбаев тоже “вчера” возглавил МВД. И даже пообещал журналистам стать открытой персоной. Насколько, думаю, позволят дела различной степени громкости и стоимости. Еще министр юстиции Марат Бекетаев остался “при своих”. Хотя СМИ хранят в своих архивах некоторые удивительные детали его биографии.

Как справедливо заметил один мой коллега, “Левый берег – это центр космоса, вокруг которого пляшут звезды политики, шоу-бизнеса и сервиса. Новому составу правительства придется ломать то, что плохо построили до него. Но прежде всего – себя самих”. Тут я согласен. И вот почему.

На первом же заседании правительства новый премьер Аскар Мамин сразу заявил, что этот состав должен стать “правительством реальных дел и оправдать высокое доверие главы государства”.

На следующий день в Астане прошел съезд партии “Нур Отан”, где Президент поставил перед ней новые – и очень дорогие по финансовому исполнению – задачи. Не завидую Аскару Узакпаевичу. И особенно новым министрам: это же придется пересчитывать заработанное, делить на украденное, умножать на потерянное и найти остаток, который можно использовать для каких-то реальных проектов. С ума сойти!.. Поддельная водка в пятилитровых баклажках заполоняет Алматы

Не все люди рентабельны для государства. Особенно чиновники. Возможно, с этим, 11-м по счету правительством, казахстанцам повезет. Я, как демократ, на это надеюсь. Могу и справку показать.

Но самое интересное – какие статьи доходов и расходов начнет завтра резать/умножать это правительство, чтобы исполнить поручение Президента?

Напоминаю: водка со вчерашнего дня подорожала.

Алматы

STunik@caravan.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи