Опубликовано: 3500

Людям нужны позитивные изменения здесь и сейчас, или Что ждет экономику Казахстана

Людям нужны позитивные изменения здесь и сейчас, или Что ждет экономику Казахстана Фото - Денис ПЕРЕХОД

Ждать ли экономических потрясений в наступившем году, какую позицию займет тенге и подешевеет ли жилье.

На вопросы “КАРАВАНА” отвечает эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Елбасы Сергей ДОМНИН.

Драйверы роста

– Какие у вас прогнозы на 2019 год: по росту ВВП, стоимости нефти, уровню инфляции, положению тенге, уровню жизни населения, стоимости жилья?

– Все прогнозы по ВВП сходятся на том, что экономика будет расти средними темпами – в районе 3–4 процентов в год, причем они сохранятся на ближайшие несколько лет. Последний прогноз министерства национальной экономики на 2019-й – рост на 3,8 процента; Нацбанк РК несколько более умерен в прогнозах – 2,7; по расчетам Всемирного банка – 3,5 процента.

Чтобы оценить, высокие это темпы роста или низкие, логично сравнить их со среднемировыми и средними по региону, к которому мы относимся: мировая экономика будет расти на 2,9 процента; региональная (Европа, кроме еврозоны, и Центральная Азия) – на 3,1 процента. Ни сильно обгонять, ни значительно отставать от соседей мы не будем. Дешевых долларов больше нет и не будет: казахстанский аналитик сделал прогноз на ближайшие годы

Отдельная тема – качество экономического роста.

Пока рост достигается за счет нефтяной и горно-металлургической промышленности, и в перспективе до 2025-го нашим главным драйвером останется добыча нефти.

Поддерживает рост благоприятная конъюнктура цен, из-за которой и увеличился приток нефтедолларов, что оказало положительный эффект на платежный баланс и курс в 2016–2017 годах. Государственные инвестиции – стимулирующий инструмент, от использования которого власти РК в ближайшее время, похоже, не откажутся.

Факторы риска

– Расходы бюджета будут на уровне около 19,5 процента к ВВП. Доходная часть в ближайшие годы так и останется зависимой от нефтяных поступлений на 30–40 процентов, и это еще один старый фактор риска, с которым мы переходим в 2019-й.

Завершение крупных инвестпроектов вряд ли окажет серьезное воздействие: после завершения основной части инвестиций на Кашагане в 2014–2016 годах начался проект третьей фазы на Тенгизе, следом за ним стартует очередной этап расширения Карачаганака, параллельно расширение добычи на том же Кашагане.

Иными словами, качество роста не повысится, но население этот вопрос интересует в меньшей степени, чем инклюзивность роста, – то, как эффекты от увеличения производства в экономике распределяются по всем слоям общества, и особенно – по наименее обеспеченным.

Проще говоря, что получает каждый гражданин от того, что наша экономика растет на упомянутые 3–4 процента в год: состоятельнее ли он становится, больше ли благ может себе позволить, улучшаются ли его жилищные условия, становится ли среда вокруг него комфортнее, безопаснее и чище. Это основная проблема, над которой будет думать правительство РК в ближайшее время, на ее решение направлены Пять социальных инициатив Президента.

В 2000-х экономический рост распределялся неравномерно, но был таким динамичным, что его эффекты успели почувствовать практически все граждане. В последние 10 лет мы находились между двумя кризисами, и можно было многое списать на них.

Теперь, как бы ни складывалась ситуация на внешних рынках, эти отсылки не будут восприниматься всерьез: людям нужны позитивные изменения здесь и сейчас.

Проблема в том, что на перенастройку на инклюзивный рост тоже потребуется время, а его у правительства не так много. Кроме того, важно сохранить баланс между краткосрочными и долгосрочными целями – не уйти в популизм.

Между ожиданиями и реальностью

– Консолидированный прогноз по ценам на нефть я бы назвал оптимистичным – 60 долларов США за баррель Brent, хотя в казахстанский бюджет заложено 55 долларов, и это придает ему некоторый задел прочности. Несмотря на сделку “ОПЕК+”, на рынке неспокойно, будут расти профицит предложения, снижаться пороги рентабельности компаний, добывающих сланцевую нефть. Общий тренд – слабонегативный, но в 2019-м это будет чуть ощутимо, поскольку планируется оставить объем добычи на уровне 2018-го – 88–89 миллионов тонн. Финалист международной битвы экстрасенсов дал прогноз по Казахстану на 2019 год

Ситуация с тенге предсказуема еще в меньшей степени, чем цены на нефть, – на нее влияет слишком много разнородных факторов. Ослабление курса видится более вероятным, чем его укрепление.

Фундаментальные факторы – не в пользу валют развивающихся стран нефтеэкспортеров, сильно интегрированных в мировой рынок: это и укрепление доллара на фоне повышения ставки ФРС, и рост волатильности на сырьевых рынках, и глобальное снижение инвестиций, и балансовые кризисы развивающихся экономик, и санкционные, торговые войны.

Однако это не повод выходить из тенговых активов или менять все свободные тенге на доллары: в тенге по-прежнему можно получать относительно высокую доходность, хотя и риски возрастают.

Уровень инфляции и уровень жизни населения – два взаимосвязанных показателя. На минувший год планировалось, что потребительская инфляция окажется в коридоре 5,0–7,0 процента, в результате оказалась на уровне 5,3. Неплохой результат после 7,1 процента в 2017-м и 8,5 – 2016-м.

Таргет (цель) на 2019-й – коридор 4,0–6,0 процента. Инфляционные ожидания, которые замеряет Нацбанк в последнее время, соответствуют тем значениям, которые показывает статкомитет. Именно высокая инфляция не давала расти реальным доходам населения в 2015–2017-м. Станет ли при этом ниже стоимость жилья – сомнительно.

Недвижимость в последние годы подешевела исключительно в пересчете на доллары. В тенге она медленно дорожает, несмотря на растущее предложение на первичном рынке.

Впрочем, для тех, кто готов покупать, действует серия различных льготных жилищных программ. Для ипотечного кредитования в тенге сейчас, пожалуй, лучшее время: снижающаяся инфляция, льготные ставки на ипотеку по госпрограммам, растущие цены на первичку. Правда, как инвестиционный актив, альтернативный депозиту, жилую недвижимость сейчас лучше не рассматривать, если только речь не идет о квартирах бизнес-класса в Астане.

Хорошие новости

– Недавно прозвучало заявление о близком конце торговой войны между США и КНР. При этом возможна эскалация напряженности в отношениях между США и РФ. Какие внешнеполитические факторы, на ваш взгляд, будут влиять на экономику РК? Что грозит Казахстану в свете противостояния Америки и России

– Действительно, после торговых переговоров в Пекине и китайская, и американская сторона дали рынкам положительные сигналы, заявив, что Вашингтон и Пекин нашли “основу для решения проблем”. Главный инициатор противостояния, президент США Дональд Трамп, также намерен завершить все как можно скорее. Оказалось, что и Китай, и США достаточно уязвимы через финансовые площадки: глобальный пессимизм, который внушала инвесторам эскалация противостояния двух крупнейших держав мира, привел к снижению активности как на американских, так и китайских рынках ценных бумаг. Вашингтону и Пекину вряд ли в ближайшие месяцы удастся договориться по всему кругу вопросов, но остановить тарифную войну им вполне по силам.

Для Казахстана позитивное решение американо-китайских торговых противоречий – хорошая новость, поскольку и США, и Китай – наши крупнейшие торгово-инвестиционные партнеры, и их большие проблемы всегда рискуют превратиться в наши серьезные трудности.

Пожалуй, главный внешнеполитический фактор, который будет влиять на экономику РК, – противостояние России и Запада. При благоприятном сценарии этот год пройдет без дополнительных санкций против РФ, а “Русал”, “En+” и другие активы, из которых вышел Олег Дерипаска, исключат из американского санкционного списка. В этом случае мы увидим восстановление доверия инвесторов к российским ценным бумагам, что приведет к укреплению курса рубля (при стабильной нефти), он – более крепкий, поддержит тенге. Но, даже если анонсированные санкции вступят в силу, вряд ли мы увидим повторение шоковых сценариев апреля-2018: большая часть негативных ожиданий уже перенесена в рыночную стоимость активов, ставки доходности и обменный курс.

– А какая судьба, на ваш взгляд, уготована доллару как мировой валюте в контексте повышения ставки ФРС и других обстоятельств, влияющих на американскую валюту?

– Доллар сохранит свой статус мировой валюты, и не видно факторов, которые ему могли бы помешать. Повышение ставки ФРС – в 2019-м ожидается два раунда повышения – только укрепит этот статус. Да, над американской экономикой продолжает нависать огромный долг, на фондовых рынках ситуация, очень напоминающая предкризисную, просматривается угроза перегрева экономики, однако ситуация достаточно стабильна.

АСТАНА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи