Опубликовано: 930

“Вечная мерзлота” казахстанского спорта

“Вечная мерзлота” казахстанского спорта Фото - Та самая буржуйка, которая отапливает лыжную базу в Семее

Выступление наших спортсменов на Олимпиаде-2018 разочаровало. Элита зимнего спорта Казахстана совместными усилиями завоевала всего одну бронзовую медаль. Впрочем, если ситуация с зимними видами в республике не изменится, то совсем скоро результаты Пхёнчхана станут для нас несбыточной мечтой.

Ни баз, ни трасс, ни условий для тренировок

Пока подводились итоги участия атлетов в белой Олимпиаде, ряд государственных тренеров вылетел в регионы, которые у нас принято ассоциировать с зимним спортом: Акмолинскую, Костанайскую и Восточно-Казахстанскую области. Если в этот список добавить Павлодарскую область, то будет закрыта вся география наших олимпийских сборных по лыжным гонкам, биатлону, фристайлу (могул) и прыжкам на лыжах с трамплина. Из них больше половины спортсменов представляют Восточный Казахстан.

Увиденное удивило. В прошлом году, когда в нашем спорте ввели ранжирование, регионы отправляли в федерацию данные по количеству у них спорт­сменов, тренеров, баз. На основе этих цифр, к примеру, лыжные гонки и биатлон были включены в число приоритетных видов спорта.

– Если честно, то я сомневаюсь в достоверности тех данных, – заявил “КАРАВАНУ” государственный тренер по лыжным гонкам Александр Ткачук. – Кроме Алматы, где к Азиаде был построен лыжно-биатлонный стадион, и Щучинска с открываемым скоро цент­ром зимних видов спорта в Казахстане больше ничего нет: ни лыжных баз, ни трасс, ни условий для тренировок.

Буржуйка в XXI веке

Показательный пример – лыжная база в Семее. Она была построена еще в 1966 году. Сейчас от нее осталось одно название. Лыжероллерной трассы, где могли бы тренироваться дети, нет, на всю базу всего десяток пар лыж, а здание вообще отапливается буржуйкой. И это всё, что есть у города с населением 350 тысяч человек.

– Заехали в Риддер, который славится природными условиями для занятий лыжными видами спорта, – продолжает Александр Петрович. – Но и там похвастаться нечем. О необходимости лыжероллерной трассы говорится не одно десятилетие.

В планах значится открытие в 2019 году новой спортивной детско-юношеской школы по зимним видам спорта, строительство лыжной и лыжероллерной трасс, а также детских учебно-тренировочных трамплинов на горе Соколок в центре Риддера. Но когда все это в действительности появится?

В регионе, из которого выходит около 70 процентов наших лыжников, всё держится на детско-юношеской спортивной школе, открытой еще в советские времена, да на республиканском спортивном интернате-колледже олимпийского резерва, где обучается около 200 детей. Готовится там, к сожалению, можно только зимой: для полноценных летних занятий условий опять-таки нет. Отсутствует биатлонное стрельбище. Любимые и не любимые: как у нас финансируют зимний спорт

Несколько слов о еще одной точке на спортивной карте ВКО – районе Урджар с население 39 тысяч человек. В начале 1990-х там работала Каиникамал Дюсенова: набрала ребят, стала их тренировать. Оттуда вышла, к примеру, участница четырех Олимпиад Оксана Яцкая. Дюсенова раскрутила там лыжный спорт, но затем перебралась в Семей, а в Урджаре все остановилось.

Любовь к лету

Сегодня центр Восточно-Казахстанской области – это Усть-Каменогорск. Здесь существует специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта. Но опять же нет ни баз, ни инвентаря.

Областное руководство вкладывает большие деньги в ведущих спортсменов – Юлию Галышеву, Алексея Полторанина, Галину Вишневскую, снабжает их всем необходимым для подготовки к соревнованиям и выступлениям в них.

Однако в детских школах с материальным обеспечением прямо беда какая-то. Та же картина и в Костанае, и в Кокшетау. А ведь это регионы, в которых зима длится чуть ли не семь месяцев.

– Однако нельзя сказать, что детскому спорту в том же Восточном Казахстане не уделяется внимания, – говорит Александр Ткачук. – В Семее начальник отдела спорта первым делом повез нас в академию борьбы. Это же XXIII век! Спортивные залы, восстановительные центры, бассейны, врачи. Условия для проживания детей и питание – на высшем уровне. Всё под контролем, чистота. В Усть-Каменогорске шикарный легкоатлетический манеж Ольги Рыпаковой, бассейн, центр борьбы, школа-интернат.

Для летних видов спорта создаются идеальные условия. В отличие от зимних.

Поэтому последние так сильно отстают – на вершину поднимаются только самородки.

Достойной смены не наблюдается

Когда отгремела Азиада-2011, двери всех возведенных к ней спортивных объектов обещали открыть для любого желающего. Однако тот же лыжно-биатлонный комплекс в Солдатском ущелье простаивает. На нем проходят только серьезные взрослые соревнования – чемпионаты и Кубки Казахстана, да местное руководство проводит какие-нибудь мероприятия. Трамплин вниз

– Этот стадион должен жить, – считает гостренер по лыжным гонкам. – Для этого там надо открывать школу-интернат, где тренировались бы дети.

Надо создавать инфраструктуру и в Щучинске. Там уже есть центр олимпийской подготовки по зимним видам спорта, но нужна школа-интернат, где дети постигали бы азы зимнего спорта.

Тогда и сдвинется дело с мертвой точки.

Пока же приходится констатировать: молодежь есть, но уровень ее подготовки с каждым годом снижается. Достаточно сравнить результаты последних юниорских чемпионатов мира. Достойной смены Полторанину, Галышевой, Рейхерду пока не наблюдается.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи