Опубликовано: 290

В Костанае разгорелся еще один скандал, участниками которого стали бизнесмены

В Костанае разгорелся еще один скандал, участниками которого стали бизнесмены Фото - Татьяна ДЕРЕВЯНКО

В один момент 1200 городских предпринимателей оказались должны государству круглые суммы за налог на рекламу. Таким образом, госорганы решили пополнить бюджет, но, как выяснилось, настаивая на своей правоте, они несколько раз нарушили закон.

“Налог появился внезапно”

Татьяна НОВИКОВА, владелица детской парикмахерской “Ёжики”, – одна из тех, кого отнесли к проштрафившимся бизнесменам. Она активно включилась в работу по отстаиванию своей правоты и собрала вокруг себя таких же предпринимателей, пострадавших от действий госорганов. За один день еще в июле девушка отправила обращения в акимат Костаная, департамент по делам госслужбы, палату предпринимателей, прокуратуру и многие другие ведомства. Но свои коррективы внесла пандемия, и срок рассмотрения обращений растягивался, а пеня за неуплаченный налог росла с каждым днем. Госорганы на диалог не шли, поэтому сначала бизнесмены обратились в местные СМИ, а после и к собкорам республиканских изданий и каналов.

– Всё началось в июне этого года совсем неожиданно, – рассказала Татьяна Новикова. – 26 июня я зашла в кабинет налогоплательщика, чтобы взять справку об отсутствии налоговой задолженности. В этот день не было никаких уведомлений или штрафов. Но уже 29 июня я не смогла открыть счет в банке, так как на мне уже висела пеня и долг по налогу за рекламу. Для меня это стало новостью, и откуда появилась пеня за 3 дня, мне было непонятно. С этого момента и начался мой путь разбирательств.

Когда я пришла в отдел архитектуры, мне пояснили, что на вывеске парикмахерской указан номер телефона – это уже является рекламой.

Долгое время мы пытались разобраться с ними в устном формате в режиме консультаций. Они должны были уведомить меня о проверке, так как вывеска висит уже давно. Мне ответили, что они не обязаны никого уведомлять и сразу начисляют налог за рекламу.

Татьяна НОВИКОВА

Татьяна НОВИКОВА

Татьяна, как и остальные предприниматели, которым пришли долги по рекламе, не против того, чтобы платить налоги, готовы снять вывески, которые не соответствуют нормативам, поставить новые или зарегистрировать имеющиеся как объект рекламы. Они против действий со стороны госоргана, которые происходят не по закону.

– Второй раз мне заблокировали счета уже в сентябре, – добавила предприниматель. – И каково было мое удивление, что в первый раз начислили основной долг – 15 тысяч тенге и порядка 2 тысяч тенге пени, во второй раз – уже 48 тысяч тенге и 3 тысячи пени, но уже за несуществующую рекламу. Так как я уже сняла ее, но налог продолжали начислять, поскольку я не уведомила госорган в письменном виде о том, что вывеска снята.

На встрече предприниматели негодовали и были возмущены тем, что долги о налогах приходили в июне, а пеня у всех считается с 2019 года. И если раньше специалисты отдела архитектуры утверждали, что не обязаны приносить уведомления, то неделю назад их уже начали доставлять…

– В Законе “О рекламе” очень много неточностей, и получается масса разночтений, – пояснила Татьяна Новикова. – Мы его изучили вдоль и поперек, но госорган трактует его по-своему. Предпринимателям выставили суммы налогов от 15 тысяч тенге до 1 миллиона. И это при том, что полгода нам практически не разрешали работать из-за ограничений, введенных санитарными врачами. Получается так, что одной рукой помогают, другой забирают.

На каком основании?

Услышать ответ на этот вопрос от отдела архитектуры многим предпринимателям так и не удалось, они его нашли в процессе разбирательств и общения между собой.

Татьяна ОСТАПЕНКО

Татьяна ОСТАПЕНКО

– О том, что у меня имеется долг по налогу на рекламу, я узнала, зайдя в приложение, – рассказала владелец магазина Татьяна ОСТАПЕНКО. – До этого дня уведомлений о налоге не было, а тут сразу с пеней, в итоге долг – более 60 тысяч тенге. В июне – июле налоговая и отдел архитектуры прием не вели, консультации по телефону не давали, поэтому я решила выждать время, когда будут сняты ограничения и можно будет лично попасть на прием. Через месяц долг 60 тысяч превратился в 301 тысячу тенге. После того как удалось попасть в архитектуру, я спросила, как начислялся налог, можно ли ознакомиться, на каком основании это делалось. На это первоначально получила ответ, что они не знают: кто проводил проверку, как начислялся налог и на основании каких данных это было сделано. Но после все-таки ответили, что все вопросы следует задавать ревизионной комиссии. Причем кто в нее входит и где ее искать, нам предложили искать в Интернете.

У меня на здании было 19 баннеров с вывесками, на которых указано, что продаются в магазине продукты, мясо, одежда. Эта информация была посчитана за рекламу.

Кроме того, в апреле после урагана вывески мы демонтировали, так как они были повреждены. А начисления проводились по август. У меня вопрос: почему при произведении фотосъемки и проверке не был приглашен владелец магазина или представитель? Если проводился мониторинговый рейд, почему не был составлен акт? Если он есть, почему меня с ним не ознакомили? При этом начисления проводились не по квадратуре рекламы, а на глаз.

В нарушение компетенции

– Проверку проводила ревизионная комиссия, госорган, который контролирует поступление налогов в бюджет, – пояснил на встрече юрист, представитель ассоциации рекламного бизнеса Александр ЛЕВИТОВ. – В нарушение своей компетенции они проехали по городу, пофотографировали объекты. Затем вынесли предписание отделу архитектуры об устранении нарушений. На основании предоставленных фотографий специалисты отдела архитектуры отправили информацию в налоговую для начисления. По закону ревизионная комиссия должна была спросить у архитектуры, почему вы не пополняете бюджет платежами за размещение наружной рекламы. В свою очередь сотрудники архитектуры были обязаны выехать к каждому предпринимателю, убедиться, есть ли нарушение, сообщить бизнесмену свои рекомендации. После чего владелец должен был снять рекламу либо оплатить налог и подать уведомление о том, что она будет висеть дальше. Когда первый раз были выставлены суммы по налогу, предприниматели своими действиями, заплатив долг, согласились с тем, что есть нарушение. И на этом основании отдел архитектуры и дальше будет начислять налог. Они считают, что если реклама висит, то за нее нужно платить.


Александр ЛЕВИТОВ

Переписка предпринимателей и власти шла 3 месяца. И в результате неповоротливости госорганов образовался такой ком проблем.

Аннулируют до полной проверки

В процесс активно включились эксперты палаты предпринимателей области и прокуратура.

– В первую очередь Предпринимательский кодекс предусматривает проведение контроля путем профилактики нарушений, – отметила эксперт палаты предпринимателей Костанайской области Жибек СИИТОВА. – Если нарушения не устранены или нет обратной связи, только тогда должно производиться начисление пени, блокировка счетов и другие санкции. Наши эксперты в ходе разбирательства установили, что отдел архитектуры акимата города Костаная на основании предписания ревизионной комиссии начислил налог за рекламу в отношении более 1 200 предпринимателей. Мы полагаем, что в данном случае профилактический контроль проводился без посещения объектов, то есть только лишь на основании результатов аудита ревизионной комиссии.

По закону после профконтроля предпринимателям должны направить рекомендацию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня выявления нарушений и вручить лично под роспись. Дальше у предпринимателя есть 2 варианта: либо направить возражение в течение 5 рабочих дней, либо исполнить рекомендацию за 10 рабочих дней.

По словам эксперта палаты, отдел архитектуры, нарушив нормы законодательства, направил сведения ревизионной комиссии напрямую в налоговые органы без проведения профконтроля.

Предприниматели при этом никаких рекомендаций не получали, а значит, не имели возможности добровольно устранить нарушение или направить возражение.

– Эти нарушения повлекли ущемление прав бизнеса и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, – резюмировала Жибек Сиитова. – В связи с этим мы будем обжаловать действия отдела архитектуры в вышестоящие и надзорные органы, а в случае необходимости окажем помощь в судебных разбирательствах.

Уже вечером 21 сентября отдел архитектуры, так не хотевший открыто общаться с предпринимателями, заявил, что “рекламные долги” будут аннулированы. Все данные, на основании которых более 1200 предпринимателям начислили задолженность по налогу за рекламные вывески, будут перепроверять. Также было заявлено, что “долг был начислен автоматически”.

А что в итоге? Маховик взаимных проверок запущен: отдел архитектуры начнет проверять предпринимателей, а прокуратура займется отделом архитектуры. Для бизнесменов это стало одной маленькой победой, впереди предстоят разбирательства, но они настроены решительно и хотят, чтобы всё было по закону.

КОСТАНАЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи